Решение по делу № 2-2806/2018 от 20.06.2018

Дело № 2-2806/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 27 июля 2018 года

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Суворовой К.А.,

при секретаре Чайниковой М.В.,

с участием истца Баловой Т.Д., представителя истца Потаповой А.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баловой Татьяны Дмитриевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Балова Т.Д. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Дзержинском районе г. Перми о признании решения от Дата незаконным, обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца с Дата, взыскании государственной пошлины в размере 300 руб.

Требования мотивированы тем, что истец являлась получателем пенсии по потере кормильца по Дата. В Дата Балова Т.Д. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Дзержинском районе г. Перми с заявлением о назначении пенсии с Дата в связи с обучением на дневном отделении в Шанхайском университете политики и права в .... На основании решения Управления от Дата в назначении пенсии истцу отказано, так как в справке не указано, по какой общеобразовательной программе производится обучение; указанный срок обучения (менее 1 года) не позволяет сделать вывод о том, что обучение носит характер основной профессиональной образовательной программы, направленной на освоение основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объеме, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. С решением Балова Т.Д. не согласна. В представленной справке указан срок обучения на курсе – по Дата, увязан с окончанием очередного учебного года и сроком предоставления визы. К следующему учебному году будет вновь предоставлена очередная виза с Дата по Дата.

Истец, представитель истца в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пенсионное дело в отношении Баловой Т.Д., приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Дата Балова Т.Д., Дата года рождения, обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Дзержинском районе г. Перми с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Пенсионного фонда от Дата отказано в удовлетворении заявления назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца с Дата в связи с отсутствием права, поскольку в представленной Баловой Т.Д. справке не указано, по какой общеобразовательной программе производится обучение. Кроме того, указанный срок обучения (менее 1 года) не позволяет сделать вывод о том, что обучение носит характер основной профессиональной образовательной программы, направленной на освоение основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции отдельных уровня и объеме, позволяющих вести профессиональную деятельность в отдельной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Федеральный закон "О страховых пенсиях", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, в том числе страховую пенсию по случаю потери кормильца, определяет круг лиц, имеющих право на эту пенсию, а также условия ее назначения.

Как следует из статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, по общему правилу, имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (часть 1); исходя из того что нетрудоспособность, как правило, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в частности, его дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также его дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 1 части 2).

Исходя из положений Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 39, часть 1), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения и приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.

Согласно ч.1 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Данное право относится к числу основных и неотъемлемых прав человека, признанных международным сообществом (статья 26 Всеобщей декларации прав человека, статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения и организации, осуществляющей образовательную деятельность

При этом право выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет относится к числу основных академических прав, предоставляемых обучающимся (пункт 1 части 1 статьи 34).

Постановлением от 5 декабря 2017 года N 36-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения в той его части, в какой оно связывает право детей умершего кормильца, обучающихся по очной форме обучения в иностранных образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, на получение пенсии по случаю потери кормильца с фактом направления таких лиц на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Конституционный Суд признал спорную норму не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

В подтверждение обучения Балова Т.Д. представила в УПФ РФ (ГУ) в Дзержинском районе г. Перми справки с места учебы от Дата, Дата, согласно которым истец является студенткой ... и проходит обучение по очной форме по основным образовательным программам с Дата по Дата.

В справке указан срок обучения - менее года с Дата по Дата. Данный период связан с окончанием очередного учебного года и сроком предоставления визы.

Документов, позволяющих прийти к выводу, что Балова Т.Д. была отчислена после первого года обучения и с Дата являться студенткой иностранного учебного заведения не будет, суду не представлено.

При этом законодательством не предусмотрено обязательное предоставление справок с места учебы с указание полного срока обучения либо на один учебный год.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Баловой Т.Д. и признает незаконным решение Пенсионного фонда от Дата об отказе в удовлетворении заявления об установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми от Дата об отказе в удовлетворении заявления Баловой Татьяны Дмитриевны об установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013, обязав назначить Баловой Татьяне Дмитриевне страховую пенсию по случаю потери кормильца с Дата.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми в пользу Баловой Татьяны Дмитриевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья К.А. Суворова

2-2806/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее