Решение по делу № 2-1540/2022 от 16.05.2022

Дело № 2- 1540/2022

УИД: 55RS0026-01-2022-001691-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.,

при секретаре судебного заседания Конопелько Р.И.,

помощнике судьи Болдырь Е.С.,

рассмотрев в г. Омске в открытом судебном заседании 14 июля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии выдан 07.06.2005 ОВД Омского района Омской области) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН ) об исключении из ЕГРН сведений о границах и поворотных точках земельного участка, внесении изменений в ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с требованиями к Администрации Омского муниципального района Омской области об исключении из ЕГРН сведений о границах и поворотных точках земельного участка, с кадастровым номером , площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, внесении изменений в местоположение координат характерных точек данного земельного участка в ЕГРН.

В ходе судебного разбирательства истец Максименко С.Г. уточнил заявленные исковые требования, просил исключить из ЕГРН сведения о координатах поворотных (характерных) точек границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, стр. поз. 21/1:

Условный номер земельного участка -

Площадь земельного участка 2000 м1

Обозначение характерных         точек границ

Координаты, м       

X

Y

1

513486.28           

2174385.05

2

513402.66

2174389.59

1 j

513401.74

2174376.58

4

513407.55

2174365.31

5

513484.97

2174360.50

1

513486.28

2174385.04

Установить в ЕГРН верные сведения о координатах поворотных (характерных) точек границ с кадастровым номером. площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, стр. поз. 21/1:

Условный номер земельного участка:455:20:170501:3180

Площадь земельного участка 2000 м2-              

Обозначение характерных             точек

границ

Координаты, м

Х

Y

н1

513466.13

2174351.44

н2

513466.50

2174386.12

нЗ

513408.41

2174389.28

н4

513406.31

2174368.45

н5

513417.78

2174353.83

н6

513447.61

2174351.86

н1

513466.13

2174351.44

В обоснование исковых требований указано, что согласно Постановления главы Омского муниципального района Омской области № 883-п от 30.07.2008 года утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: с. Петровка, ул. Садовая, стр. поз. 21/1. Согласно Распоряжению главы Омского муниципального района Омской области № 1401-р от 11.08.2008 года земельный участок площадью 2000 кв. м. в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по адресу: с. Петровка, ул. Садовая, стр. поз. 21/1 предоставлен ФИО1 в аренду для размещения дома индивидуальной жилой застройки. На основании указанного Распоряжения с ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка № АЗ-20-153/2009 от 30.03.2009 года с кадастровым номером для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Для строительства дома индивидуальной жилой застройки ФИО1 в Администрации Омского муниципального района Омской области получен Градостроительный план земельного участка на строительство жилого дома от 16.02.2011 года и Разрешение на строительстве: индивидуального жилого дома № RU 55520000 № 22 от 16.02.2011 года. При осуществлении строительства индивидуального жилого дома был осуществлен отступ 3 метра от существующих на местности границ участка в виде металлических труб со стороны переулка. По окончанию строительства индивидуальному жилому дому Постановлением главы Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 101 от 09.11.2021 года был присвоен адрес: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через МФЦ обратился в Управление Росреестра по ФИО7 <адрес> с Техническим планом здания дляосуществления действий по кадастровому учету и регистрации права на здание расположенное по адресу: РФ, <адрес>, Омский муниципальный район, Петровское сельское поселение, <адрес>А. Согласно Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Росреестра по ФИО7 <адрес> № КУВД-001/2021-53806460/1 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что согласно координат, представленных в Техническом плане, создаваемое здание частично выходит за границы земельного участка с кадастровым номером . 01.02.2022 года Максименко С.Г. обратился с заявлением № ВХ-22/ОМС-286-Ч в Администрацию Омского      муниципального      района     Омской     области     за перераспределением земель с приложением для: согласования Схемы подготовленной кадастровым инженером со сведениями ЕГРН о координатах поворотных (характерных) точек границ земельного участка с кадастровым номером и верными координатами земельного участка с кадастровым номером , при таком варианте жилой дом будет включен в измененные границы земельного участка, а площадь земельного участка в измененных границах останется прежней, что и в заключенном договоре аренды, но согласно ответу Администрации Омского муниципального района Омской области № ИСХ-22/ОМС-2227 от 21.03.2022 года в требовании Максименко С.Г. отказано, рекомендовано обратиться в суд. Согласно Заключения МБУ «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области от 27.06.2022 года по результатам геодезических измерений установлено, что контур объекта капитального строительства выходит за границы земельного участка с кадастровым номером на 49 кв. м., а также хозяйственные постройки определяются за границами данного земельного участка.

В судебном заседании истец Максименко С.Г., представитель истца по устному ходатайству Табаченко А.С. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме на основании доводов, изложенных в иске. Дополнительно пояснили, что в 2008 году для определения границ земельного участка не были применены современные способы определения границ. В 2010 Максименко С.Г. возвел фундамент и построил на спорном земельном участке дом, однако по результатам проведенного исследования было установлено пересечение границ земельного участка и возведенного жилого дома из-за чего данный объект недвижимости невозможно поставить на учет, а также ввести жилой дом в эксплуатацию. Земельный участок частично огорожен, перераспределение границ земельного участка ни чьих прав не нарушает. Соседи, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не возражают против удовлетворения исковых требований. Площадь земельного участка не изменится, поменяется только его конфигурация. Согласно заключению кадастрового инженера препятствия для изменения конфигурации участка отсутствуют, права и законные интересы третьих лиц не затрагиваются. Ранее Максименко С.Г. обращался в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о создании нового земельного участка, однако получил отказ.

Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что построенный истцом жилой дом частично определяется за границами арендованного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Истцу было выдано разрешение на строительство в границах указанного земельного участка, однако при строительстве жилого дома им не соблюдены отступы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Спорный земельный участок был сформирован, имеет границы, он поставлен на кадастровый учет 27.02.2009 (л.д. 81).

Третьи лица Максименко М.Г., Пецура Н.А. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили в материалы дела письменные заявления, в которых просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснили, что нарушение их прав со стороны Максименко С.Г. отсутствует (л.д. 163, 165).

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Омской области участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законом. Согласно абзацу 13 названной нормы права защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.

Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

В силу процессуального закона о принципе диспозитивности гражданского судопроизводства и согласно части 1 статей 39, 40, 41, 131 Гражданского процессуального кодекса РФ право выбора конкретного способа защиты и ответчика по спорному материально-правовому требованию принадлежит только истцу.

Из положений части 1 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что истец вправе соединить в одном заявлении несколько исковых требований, связанных между собой.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся иски об установлении границ земельного участка.

Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

На основании части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Одна из таких характеристик - описание местоположения границ земельного участка.

В силу статьи 17 Федерального закона № 78-ФЗ от 18.06.2001 «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 года № 688, межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно - территориальных образований, а также земельных участков. Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 года), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым относится описание местоположения границ земельного участка, осуществляется, если иное не установлено данным законом, на основании заявления о кадастровом учете и межевого плана, представленных заявителем. С заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости. Если иное не установлено данным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда от собственника поставленного на учет объекта недвижимости осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

С 01.01.2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, а согласно части 5 названной статьи государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Исходя из частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Часть 2 указанной статьи устанавливает, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно статьи 13 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

По правилам статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 26.05.2022 сведения о правообладателе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, стр<адрес>, отсутствуют. На объект недвижимости зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости - аренда, дата государственной регистрации 22.09.2010, номер государственной регистрации 55-55-24/047/2010-486, срок действия с 22.09.2010 по 22.09.2013, лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - Максименко С.Г., основание государственной регистрации - договор № А3-20-153/2009 аренды земельного участка, Распоряжение Главы Администрации Омского муниципального района Омской области № 1401-р от 11.08.2008. (л.д. 51-54).

Постановлением Главы Администрации Омского муниципального района Омской области от 30.07.2008 № 883-п утвержден проект границ земельного участка площадью 2000 кв.м. в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, из состава земель населенных пунктов (л.д. 7).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, описанию земельных участков, произведенному ООО «Кадастр-Центр» (л.д. 116)

Условный номер земельного участка -

Площадь земельного участка 2000 м1

Обозначение характерных         точек границ

Координаты, м       

X

Y

1

513486.28           

2174385.05

2

513402.66

2174389.59

1 j

513401.74

2174376.58

4

513407.55

2174365.31

5

513484.97

2174360.50

1

513486.28

2174385.04

Распоряжением Главы Омского муниципального района Администрации Омского муниципального района Омской области №1401-р от 11.08.2008, Максименко С.Г. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 2000 кв.м. в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. 62).

Между Омским муниципальным районом Омской области в лице Главы Омского муниципального района (Арендодатель) и Максименко С.Г. (Арендатор) заключен договор № А3-20-153/2009 от 30.03.3009, согласно условиям которого, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком на три года земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенный по адресу: <адрес>, стр. поз 22/1, площадью 2000 кв.м., в границах указанных на прилагаемом плане, с кадастровым номером 55:20:170501:3180 для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. 57).

Сведения о расторжении договора аренды № А3-20-153/2009 от ДД.ММ.ГГГГ в материалы дела сторонами не представлены.

На основании договора аренды № А3-20-153/2009 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 муниципального района ФИО7 <адрес> ФИО1 было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома № RU 55520000: здание 1-этажное с мансардой, площадь жилого <адрес> кв.м., строительный объем 365 кв.м., комнат - 4, сметная стоимость - 0,8 млн рублей (л.д. 86).

Схема планировочной организации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, стр. позиция , согласована ФИО2 Петровского сельского поселения ФИО7 муниципального района ФИО7 <адрес> (л.д. 90).

Согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ здания, расположенного по адресу: <адрес>А, объект недвижимости расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3180, площадь объекта составляет 153,5 кв.м., год завершения строительства - 2021, вид разрешенного использования - индивидуальный жилой дом. Технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с представлением в орган кадастрового учета заявления о постановлена государственный кадастровый учет здания. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером и на землях государственной собственности (л.д. 24-30).

Согласно уведомлению Управления Росреестра по ФИО7 <адрес> о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ в качестве правоустанавливающего документа заявителем представлен Технический план здания, согласно координат, представленных в Техническом плане, создаваемое здание частично выходит за границы земельного участка с кадастровым номером . В Техническом плане указаны не все земельные участки, на которых находится создаваемое здание. Декларация заполнена не всеми собственниками земельных участков. Таким образом, осуществить действия по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес>А, не представляется возможным (л.д. 37-38).

Из ответа Администрации Омского муниципального района Омской области от 21.03.2022 ИСХ-22/ОМ-2227 на заявление ФИО1 следует, что границы земельного участка установлены и являются одной из основных характеристик земельного участка - предмета договора аренды. У Администрации отсутствуют правовые основания для заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером (л.д. 102).

В силу статьи 17 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 года № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).

В силу статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Согласно положениям статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В той же норме предусмотрено, что при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Исходя из положений статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости аннулирование (исключение) внесенных в Государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке влечет прекращение существования спорного земельного участка как объекта земельных отношений.

Статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона; образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи и другое.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Статьей 22 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из смысла и содержания приведенных правовых норм, при разрешении данного спора правовое значение имеет вопрос о сложившемся порядке землепользования, в основе которого лежит добровольное соглашение сторон.

В судебном заседании достоверно установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>А, частично выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3180.

В материалы дела представлено заключение кадастрового инженера, в котором указано, что кадастровым инженером ФИО4 (квалификационный аттестат ) являющимся работником муниципального бюджетного учреждения «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области совместно с начальником отдела геодезии и градостроительной деятельности учреждения ФИО5 осуществлен выезд, с целью установления фактически используемой площади земельного участка с кадастровым номером (с указанием наличия/отсутствия зданий (строений, сооружений) (л.д. 135-136).

Геодезические измерения проводились аппаратурой геодезической
спутниковой TrimbleR8s регистрационный номер 64894-16(свидетельство о поверке прибора № С-ГСХУ24-01-2022/126117476 от 24.01.2022 г.), Тахеометром электронным NikonNPL-322+2 регистрационный номер 61916-15(свидетельство о поверке прибора № ОГСХ/24-01-2022/126117475 24.01.2022 г). Обработка полевых измерений выполнена на ПК с использованием пакета программ «MaplnfoProfessional 12.0» - «МИ-Сервис».

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., местоположение: <адрес> с видом разрешенного использования для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Категория земель - земли населенного пункта, учтен в государственном кадастре недвижимости 27.02.2009. Земельный участок находится в аренде, арендатор земельного участка ФИО1, договор аренды от 30.03.2009г. №АЗ-20-153/2009. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Работниками МБУ «Центр кадастровых работ» ОМР осуществлена геодезическая съемка границ земельного участка с кадастровым номером и объекта капитального строительства.

Фактически земельный участок частично огорожен забором. На земельном участке с кадастровым номером расположен объект капитального строительства - жилой дом (фото №1,2). Контур объекта капитального строительства выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3180 на 49 кв.м., а также хозяйственные постройки определяются за границами данного земельного участка. Графическое изображение границ указанного земельного участка отображено на схеме расположения земельного участка.

С целью исправления ошибки, кадастровый инженер предлагает внести изменения в ЕГРН в части изменения сведений о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3180, а именно исключить из ЕГРН сведения о характерных точках границ земельного участка .

Обозначение

характерных точек

границ

Координаты, м

X

Y

1

2

3

1

513486.28

2174385.04

2

513402.66

2174389.59

3

513401.74

2174376.58

4

513407.55

2174365.31

5

513484.97

2174360.50

1

513486.28

2174385.04

Внести в ЕГРН сведения о характерных точках границ земельного участка согласно чертежа земельного участка.

Обозначение

характерных точек

границ

Координаты, м

X

Y

1

2

3

н1

513466.13

2174351.44

н2

513466.50

2174386.12

нЗ

513408.41

2174389.28

н4

513406.31

2174368.45

н5

513417.78

2174353.83

нб

513447.61

2174351.86

н1

513466.13

2174351.44

Не доверять заключению эксперта у суда оснований не имеется, выводы эксперта аргументированы и научно обоснованы, эксперты обладают необходимыми специальными знаниями и достаточным опытом экспертной деятельности. Представленное суду заключение отвечает предъявляемым законом требованиям, является относимым и допустимым доказательством и в совокупности с иными доказательствами достаточным для разрешения спора.

Собственники жилых домов и смежных земельных участков - Максименко М.Г., Пецура Н.А., Михель Я.П., Герешиер А.В. представили в материалы дела письменные заявления, в которых просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснили, что нарушение их прав со стороны Максименко С.Г. отсутствует (л.д. 162-165).

Таким образом, установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3180 на местности существуют длительное время, между истцом и собственниками смежных земельных участков сложился порядок землепользования, в основе которого лежит добровольное соглашение между соседями.

В силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющиеся для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2003 № 23).

Учитывая, что в силу статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из основных принципов судебного разбирательств является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2003 № 23).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (статья 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом собранных по делу доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования об исключении из ЕГРН сведений о границах и поворотных точках земельного участка земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, внесении изменений в местоположение координат характерных точек данного земельного участка в ЕГРН.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

Условный номер земельного участка -

Площадь земельного участка 2000 м1

Обозначение характерных         точек границ

Координаты, м       

X

Y

1

513486.28           

2174385.05

2

513402.66

2174389.59

1 j

513401.74

2174376.58

4

513407.55

2174365.31

5

513484.97

2174360.50

1

513486.28

2174385.04

    Установить в едином государственном реестре недвижимости местоположение координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, стр. поз. 21/1:

Условный номер земельного участка:

Площадь земельного участка 2000 м2-              

Обозначение характерных             точек

границ

Координаты, м

Х

Y

н1

513466.13

2174351.44

н2

513466.50

2174386.12

нЗ

513408.41

2174389.28

н4

513406.31

2174368.45

н5

513417.78

2174353.83

н6

513447.61

2174351.86

н1

513466.13

2174351.44

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                Т.А. Дьяченко

          Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2022 года.

Дело № 2- 1540/2022

УИД: 55RS0026-01-2022-001691-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.,

при секретаре судебного заседания Конопелько Р.И.,

помощнике судьи Болдырь Е.С.,

рассмотрев в г. Омске в открытом судебном заседании 14 июля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии выдан 07.06.2005 ОВД Омского района Омской области) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН ) об исключении из ЕГРН сведений о границах и поворотных точках земельного участка, внесении изменений в ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с требованиями к Администрации Омского муниципального района Омской области об исключении из ЕГРН сведений о границах и поворотных точках земельного участка, с кадастровым номером , площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, внесении изменений в местоположение координат характерных точек данного земельного участка в ЕГРН.

В ходе судебного разбирательства истец Максименко С.Г. уточнил заявленные исковые требования, просил исключить из ЕГРН сведения о координатах поворотных (характерных) точек границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, стр. поз. 21/1:

Условный номер земельного участка -

Площадь земельного участка 2000 м1

Обозначение характерных         точек границ

Координаты, м       

X

Y

1

513486.28           

2174385.05

2

513402.66

2174389.59

1 j

513401.74

2174376.58

4

513407.55

2174365.31

5

513484.97

2174360.50

1

513486.28

2174385.04

Установить в ЕГРН верные сведения о координатах поворотных (характерных) точек границ с кадастровым номером. площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, стр. поз. 21/1:

Условный номер земельного участка:455:20:170501:3180

Площадь земельного участка 2000 м2-              

Обозначение характерных             точек

границ

Координаты, м

Х

Y

н1

513466.13

2174351.44

н2

513466.50

2174386.12

нЗ

513408.41

2174389.28

н4

513406.31

2174368.45

н5

513417.78

2174353.83

н6

513447.61

2174351.86

н1

513466.13

2174351.44

В обоснование исковых требований указано, что согласно Постановления главы Омского муниципального района Омской области № 883-п от 30.07.2008 года утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: с. Петровка, ул. Садовая, стр. поз. 21/1. Согласно Распоряжению главы Омского муниципального района Омской области № 1401-р от 11.08.2008 года земельный участок площадью 2000 кв. м. в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по адресу: с. Петровка, ул. Садовая, стр. поз. 21/1 предоставлен ФИО1 в аренду для размещения дома индивидуальной жилой застройки. На основании указанного Распоряжения с ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка № АЗ-20-153/2009 от 30.03.2009 года с кадастровым номером для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Для строительства дома индивидуальной жилой застройки ФИО1 в Администрации Омского муниципального района Омской области получен Градостроительный план земельного участка на строительство жилого дома от 16.02.2011 года и Разрешение на строительстве: индивидуального жилого дома № RU 55520000 № 22 от 16.02.2011 года. При осуществлении строительства индивидуального жилого дома был осуществлен отступ 3 метра от существующих на местности границ участка в виде металлических труб со стороны переулка. По окончанию строительства индивидуальному жилому дому Постановлением главы Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 101 от 09.11.2021 года был присвоен адрес: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через МФЦ обратился в Управление Росреестра по ФИО7 <адрес> с Техническим планом здания дляосуществления действий по кадастровому учету и регистрации права на здание расположенное по адресу: РФ, <адрес>, Омский муниципальный район, Петровское сельское поселение, <адрес>А. Согласно Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Росреестра по ФИО7 <адрес> № КУВД-001/2021-53806460/1 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что согласно координат, представленных в Техническом плане, создаваемое здание частично выходит за границы земельного участка с кадастровым номером . 01.02.2022 года Максименко С.Г. обратился с заявлением № ВХ-22/ОМС-286-Ч в Администрацию Омского      муниципального      района     Омской     области     за перераспределением земель с приложением для: согласования Схемы подготовленной кадастровым инженером со сведениями ЕГРН о координатах поворотных (характерных) точек границ земельного участка с кадастровым номером и верными координатами земельного участка с кадастровым номером , при таком варианте жилой дом будет включен в измененные границы земельного участка, а площадь земельного участка в измененных границах останется прежней, что и в заключенном договоре аренды, но согласно ответу Администрации Омского муниципального района Омской области № ИСХ-22/ОМС-2227 от 21.03.2022 года в требовании Максименко С.Г. отказано, рекомендовано обратиться в суд. Согласно Заключения МБУ «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области от 27.06.2022 года по результатам геодезических измерений установлено, что контур объекта капитального строительства выходит за границы земельного участка с кадастровым номером на 49 кв. м., а также хозяйственные постройки определяются за границами данного земельного участка.

В судебном заседании истец Максименко С.Г., представитель истца по устному ходатайству Табаченко А.С. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме на основании доводов, изложенных в иске. Дополнительно пояснили, что в 2008 году для определения границ земельного участка не были применены современные способы определения границ. В 2010 Максименко С.Г. возвел фундамент и построил на спорном земельном участке дом, однако по результатам проведенного исследования было установлено пересечение границ земельного участка и возведенного жилого дома из-за чего данный объект недвижимости невозможно поставить на учет, а также ввести жилой дом в эксплуатацию. Земельный участок частично огорожен, перераспределение границ земельного участка ни чьих прав не нарушает. Соседи, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не возражают против удовлетворения исковых требований. Площадь земельного участка не изменится, поменяется только его конфигурация. Согласно заключению кадастрового инженера препятствия для изменения конфигурации участка отсутствуют, права и законные интересы третьих лиц не затрагиваются. Ранее Максименко С.Г. обращался в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о создании нового земельного участка, однако получил отказ.

Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что построенный истцом жилой дом частично определяется за границами арендованного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Истцу было выдано разрешение на строительство в границах указанного земельного участка, однако при строительстве жилого дома им не соблюдены отступы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Спорный земельный участок был сформирован, имеет границы, он поставлен на кадастровый учет 27.02.2009 (л.д. 81).

Третьи лица Максименко М.Г., Пецура Н.А. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили в материалы дела письменные заявления, в которых просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснили, что нарушение их прав со стороны Максименко С.Г. отсутствует (л.д. 163, 165).

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Омской области участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законом. Согласно абзацу 13 названной нормы права защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.

Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

В силу процессуального закона о принципе диспозитивности гражданского судопроизводства и согласно части 1 статей 39, 40, 41, 131 Гражданского процессуального кодекса РФ право выбора конкретного способа защиты и ответчика по спорному материально-правовому требованию принадлежит только истцу.

Из положений части 1 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что истец вправе соединить в одном заявлении несколько исковых требований, связанных между собой.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся иски об установлении границ земельного участка.

Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

На основании части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Одна из таких характеристик - описание местоположения границ земельного участка.

В силу статьи 17 Федерального закона № 78-ФЗ от 18.06.2001 «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 года № 688, межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно - территориальных образований, а также земельных участков. Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 года), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым относится описание местоположения границ земельного участка, осуществляется, если иное не установлено данным законом, на основании заявления о кадастровом учете и межевого плана, представленных заявителем. С заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости. Если иное не установлено данным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда от собственника поставленного на учет объекта недвижимости осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

С 01.01.2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, а согласно части 5 названной статьи государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Исходя из частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Часть 2 указанной статьи устанавливает, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно статьи 13 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

По правилам статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 26.05.2022 сведения о правообладателе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, стр<адрес>, отсутствуют. На объект недвижимости зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости - аренда, дата государственной регистрации 22.09.2010, номер государственной регистрации 55-55-24/047/2010-486, срок действия с 22.09.2010 по 22.09.2013, лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - Максименко С.Г., основание государственной регистрации - договор № А3-20-153/2009 аренды земельного участка, Распоряжение Главы Администрации Омского муниципального района Омской области № 1401-р от 11.08.2008. (л.д. 51-54).

Постановлением Главы Администрации Омского муниципального района Омской области от 30.07.2008 № 883-п утвержден проект границ земельного участка площадью 2000 кв.м. в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, из состава земель населенных пунктов (л.д. 7).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, описанию земельных участков, произведенному ООО «Кадастр-Центр» (л.д. 116)

Условный номер земельного участка -

Площадь земельного участка 2000 м1

Обозначение характерных         точек границ

Координаты, м       

X

Y

1

513486.28           

2174385.05

2

513402.66

2174389.59

1 j

513401.74

2174376.58

4

513407.55

2174365.31

5

513484.97

2174360.50

1

513486.28

2174385.04

Распоряжением Главы Омского муниципального района Администрации Омского муниципального района Омской области №1401-р от 11.08.2008, Максименко С.Г. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 2000 кв.м. в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. 62).

Между Омским муниципальным районом Омской области в лице Главы Омского муниципального района (Арендодатель) и Максименко С.Г. (Арендатор) заключен договор № А3-20-153/2009 от 30.03.3009, согласно условиям которого, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком на три года земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенный по адресу: <адрес>, стр. поз 22/1, площадью 2000 кв.м., в границах указанных на прилагаемом плане, с кадастровым номером 55:20:170501:3180 для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. 57).

Сведения о расторжении договора аренды № А3-20-153/2009 от ДД.ММ.ГГГГ в материалы дела сторонами не представлены.

На основании договора аренды № А3-20-153/2009 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 муниципального района ФИО7 <адрес> ФИО1 было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома № RU 55520000: здание 1-этажное с мансардой, площадь жилого <адрес> кв.м., строительный объем 365 кв.м., комнат - 4, сметная стоимость - 0,8 млн рублей (л.д. 86).

Схема планировочной организации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, стр. позиция , согласована ФИО2 Петровского сельского поселения ФИО7 муниципального района ФИО7 <адрес> (л.д. 90).

Согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ здания, расположенного по адресу: <адрес>А, объект недвижимости расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3180, площадь объекта составляет 153,5 кв.м., год завершения строительства - 2021, вид разрешенного использования - индивидуальный жилой дом. Технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с представлением в орган кадастрового учета заявления о постановлена государственный кадастровый учет здания. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером и на землях государственной собственности (л.д. 24-30).

Согласно уведомлению Управления Росреестра по ФИО7 <адрес> о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ в качестве правоустанавливающего документа заявителем представлен Технический план здания, согласно координат, представленных в Техническом плане, создаваемое здание частично выходит за границы земельного участка с кадастровым номером . В Техническом плане указаны не все земельные участки, на которых находится создаваемое здание. Декларация заполнена не всеми собственниками земельных участков. Таким образом, осуществить действия по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес>А, не представляется возможным (л.д. 37-38).

Из ответа Администрации Омского муниципального района Омской области от 21.03.2022 ИСХ-22/ОМ-2227 на заявление ФИО1 следует, что границы земельного участка установлены и являются одной из основных характеристик земельного участка - предмета договора аренды. У Администрации отсутствуют правовые основания для заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером (л.д. 102).

В силу статьи 17 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 года № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).

В силу статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Согласно положениям статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В той же норме предусмотрено, что при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Исходя из положений статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости аннулирование (исключение) внесенных в Государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке влечет прекращение существования спорного земельного участка как объекта земельных отношений.

Статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона; образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи и другое.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Статьей 22 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из смысла и содержания приведенных правовых норм, при разрешении данного спора правовое значение имеет вопрос о сложившемся порядке землепользования, в основе которого лежит добровольное соглашение сторон.

В судебном заседании достоверно установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>А, частично выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3180.

В материалы дела представлено заключение кадастрового инженера, в котором указано, что кадастровым инженером ФИО4 (квалификационный аттестат ) являющимся работником муниципального бюджетного учреждения «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области совместно с начальником отдела геодезии и градостроительной деятельности учреждения ФИО5 осуществлен выезд, с целью установления фактически используемой площади земельного участка с кадастровым номером (с указанием наличия/отсутствия зданий (строений, сооружений) (л.д. 135-136).

Геодезические измерения проводились аппаратурой геодезической
спутниковой TrimbleR8s регистрационный номер 64894-16(свидетельство о поверке прибора № С-ГСХУ24-01-2022/126117476 от 24.01.2022 г.), Тахеометром электронным NikonNPL-322+2 регистрационный номер 61916-15(свидетельство о поверке прибора № ОГСХ/24-01-2022/126117475 24.01.2022 г). Обработка полевых измерений выполнена на ПК с использованием пакета программ «MaplnfoProfessional 12.0» - «МИ-Сервис».

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., местоположение: <адрес> с видом разрешенного использования для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Категория земель - земли населенного пункта, учтен в государственном кадастре недвижимости 27.02.2009. Земельный участок находится в аренде, арендатор земельного участка ФИО1, договор аренды от 30.03.2009г. №АЗ-20-153/2009. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Работниками МБУ «Центр кадастровых работ» ОМР осуществлена геодезическая съемка границ земельного участка с кадастровым номером и объекта капитального строительства.

Фактически земельный участок частично огорожен забором. На земельном участке с кадастровым номером расположен объект капитального строительства - жилой дом (фото №1,2). Контур объекта капитального строительства выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3180 на 49 кв.м., а также хозяйственные постройки определяются за границами данного земельного участка. Графическое изображение границ указанного земельного участка отображено на схеме расположения земельного участка.

С целью исправления ошибки, кадастровый инженер предлагает внести изменения в ЕГРН в части изменения сведений о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3180, а именно исключить из ЕГРН сведения о характерных точках границ земельного участка .

Обозначение

характерных точек

границ

Координаты, м

X

Y

1

2

3

1

513486.28

2174385.04

2

513402.66

2174389.59

3

513401.74

2174376.58

4

513407.55

2174365.31

5

513484.97

2174360.50

1

513486.28

2174385.04

Внести в ЕГРН сведения о характерных точках границ земельного участка согласно чертежа земельного участка.

Обозначение

характерных точек

границ

Координаты, м

X

Y

1

2

3

н1

513466.13

2174351.44

н2

513466.50

2174386.12

нЗ

513408.41

2174389.28

н4

513406.31

2174368.45

н5

513417.78

2174353.83

нб

513447.61

2174351.86

н1

513466.13

2174351.44

Не доверять заключению эксперта у суда оснований не имеется, выводы эксперта аргументированы и научно обоснованы, эксперты обладают необходимыми специальными знаниями и достаточным опытом экспертной деятельности. Представленное суду заключение отвечает предъявляемым законом требованиям, является относимым и допустимым доказательством и в совокупности с иными доказательствами достаточным для разрешения спора.

Собственники жилых домов и смежных земельных участков - Максименко М.Г., Пецура Н.А., Михель Я.П., Герешиер А.В. представили в материалы дела письменные заявления, в которых просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснили, что нарушение их прав со стороны Максименко С.Г. отсутствует (л.д. 162-165).

Таким образом, установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:170501:3180 на местности существуют длительное время, между истцом и собственниками смежных земельных участков сложился порядок землепользования, в основе которого лежит добровольное соглашение между соседями.

В силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющиеся для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2003 № 23).

Учитывая, что в силу статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из основных принципов судебного разбирательств является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2003 № 23).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (статья 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом собранных по делу доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования об исключении из ЕГРН сведений о границах и поворотных точках земельного участка земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, внесении изменений в местоположение координат характерных точек данного земельного участка в ЕГРН.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

Условный номер земельного участка -

Площадь земельного участка 2000 м1

Обозначение характерных         точек границ

Координаты, м       

X

Y

1

513486.28           

2174385.05

2

513402.66

2174389.59

1 j

513401.74

2174376.58

4

513407.55

2174365.31

5

513484.97

2174360.50

1

513486.28

2174385.04

    Установить в едином государственном реестре недвижимости местоположение координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, стр. поз. 21/1:

Условный номер земельного участка:

Площадь земельного участка 2000 м2-              

Обозначение характерных             точек

границ

Координаты, м

Х

Y

н1

513466.13

2174351.44

н2

513466.50

2174386.12

нЗ

513408.41

2174389.28

н4

513406.31

2174368.45

н5

513417.78

2174353.83

н6

513447.61

2174351.86

н1

513466.13

2174351.44

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                Т.А. Дьяченко

          Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2022 года.

2-1540/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Максименко Сергей Григорьевич
Ответчики
Администрация ОМР
Другие
Пецура Николай Иванович
Управление Росреестра по Омской области
Максименко Максим Григорьевич
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Дьяченко Тамара Александровна
Дело на странице суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2022Передача материалов судье
20.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2022Подготовка дела (собеседование)
06.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее