Решение по делу № 3а-47/2021 от 15.12.2020

Дело № 3а-47/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2021 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.,

с участием прокурора Голодковой А.А.,

представителя административного истца Маркварт Л.А.,

представителя административного ответчика Волченко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о признании недействующим Приказа Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области № 593-нп от 23 декабря 2019 года «О внесении изменений в Приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 312-нп» в части установления тарифов на 2020 год,

установил:

Приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее ГУ РЭК, орган регулирования) от 19 декабря 2018 года № 312-нп установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее Общество, административный истец) для потребителей села Бурашево Бурашевского сельского поселения муниципального образования Тверской области «Калининский район» на 2019-2023 годы согласно приложению 1 (пункт 1).

Также Приказом установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для потребителей деревни Каменка Бурашевского сельского поселения муниципального образования Тверской области «Калининский район» на 2019-2023 годы, согласно приложению 3 (пункт 2).

Действие тарифов установлено на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года (пункт 3).

Этим же Приказом Обществу определены долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2019-2023 годы согласно приложениям 2 и 4 (пункт 4).

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 23 декабря 2019 года № 593-нп постановлено: «Внести изменения в приложение к Приказу Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 19 декабря 2018 года № 312-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис», для потребителей села Бурашево и деревни Каменка Бурашевского сельского поселения муниципального образования Тверской области «Калининский район» на 2019-2023 годы», изложив таблицу «Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис», для потребителей села Бурашево Бурашевского сельского поселения муниципального образования Тверской области «Калининский район» на 2019-2023 годы» в новой редакции (прилагается)»

В приложении 1 к Приказу РЭК № 593-нп содержатся тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для потребителей села Бурашево на 2019-2023 годы по полугодиям отдельно для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС) и для населения (тариф с учетом НДС).

ООО «Теплосервис» обратилось в суд с административным иском, уточненным в судебном разбирательстве, в котором просило признать недействующим с 01 января 2020 года в Приложении 1 к Приказу РЭК № 593-нп от 23 декабря 2019 года установленный Обществу тариф для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС) с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года и с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 1331,05 руб./Гкал и тариф для населения (тариф с учетом НДС) с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года и 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 1597,26 руб./Гкал., в связи с несоответствием тарифного решения требованиям Федерального закона от 27 июля 2020 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, обязать ГУ РЭК Тверской области принять новые нормативные акты, заменяющие в части оспариваемый Приказ, взыскать расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что во исполнение концессионного соглашения № 1-2015, заключенного с администрацией Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области, Общество разработало и утвердило инвестиционную программу по реконструкции газовой котельной в с. Бурашево Калининского района Тверской области, которая утверждена Приказом ГУ РЭК Тверской области № 185 от 30 октября 2015 года.

Общество выполнило работы по реконструкции котельной в с. Бурашево, произведена замена котлов КВА.

19 декабря 2018 года Приказом ГУ РЭК Тверской области утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Обществом в том числе для потребителей с. Бурашево, на 2019-2023 годы, в которых учтены расходы на инвестиционную составляющую по программе.

При установлении оспариваемым Приказом тарифа на 2020 год и определении необходимой валовой выручки (НВВ) орган регулирования исключил расходы организации на реализацию утвержденной инвестиционной программы реконструкции газовой котельной в с. Бурашево. При установлении тарифа на 2020 год исключены расходы в сумме 1152,10 тыс. руб., которые соответствуют сумме расходов, заложенных на реализацию инвестиционной программы на 2020 год. При учете данных расходов планируемая НВВ на 2020 год должна составить 22862,15 тыс. руб., тогда как РЭК определил ее в сумме 27710,04 тыс. руб., что повлекло снижение тарифов на отпускаемую тепловую энергию в 2020 году и убытки организации.

В судебном заседании представитель ООО «Теплосервис» Маркварт Л.А. поддержала заявленные административным истцом требования с учетом их уточнения.

Представитель административного ответчика ГУ РЭК Тверской области Волченко В.С. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве, указав, что оспариваемый в части приказ ГУ РЭК Тверской области принят в пределах полномочий регулирующего органа и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Голодковой А.А. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, материалы дела об установлении тарифа, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Оспариваемый Обществом в части Приказ Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 23 декабря 2019 года № 593-нп принят в пределах компетенции данного органа, определенной пунктом 13 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, согласно которому ГУ РЭК Тверской области в сфере теплоснабжения устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность) в том числе поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (в редакции от 05 сентября 2019 года, с изменениями от 30 апреля 2020 года) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (приложение к приказу Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (в редакции от 29 августа 2019 года) (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, являются одним из видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

На основании пункта 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "и" - "л" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).

Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях", либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.

В соответствии с пунктов 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

Пунктом 49 Методических указаний № 760-э предусмотрена корректировка органом регулирования долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования путем ежегодного уточнения плановой НВВ на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования. Указанным пунктом предусмотрена формула корректировки НВВ, включающая такие показатели, как объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, плановый размер финансирования инвестиционной программы, объем фактического исполнения инвестиционной программы по объектам.

09 апреля 2019 года в ГУ РЭК Тверской области поступило заявление ООО «Теплосервис» о корректировке тарифов на тепловую энергию на расчетный период регулирования на 2020 год, согласно которому Общество просило установить методом индексации затрат тариф на тепловую энергию для котельной с. Бурашево в размере 2019,65 руб./Гкал без учета НДС.

НВВ по предложению Общества в 2020 году должна составить 33534,48 тыс. рублей.

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 18 апреля 2019 года № 41/т открыто дело о корректировке тарифа в сфере теплоснабжения в целях рассмотрения предложения ООО «Теплосервис» для потребителей села Бурашево Бурашевского сельского поселения Калининского района на 2020 год методом индексации.

Протоколом № 41 заседания Правления РЭК от 23 декабря 2019 года внесены изменения в приложение 1 к приказу ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 312, Обществу установлен тариф на тепловую энергию в соответствии с экспертным заключением.

Из сводной таблицы расчетных данных по определению тарифа на теплоэнергию, вырабатываемую и передаваемую котельной ООО «Теплосервис» Бурашевского сельского поселения в с. Бурашево, прилагаемой к экспертному заключению органа регулирования, усматривается, что НВВ Обществу на 2020 год была установлена в сумме составляющих: расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) - 21422,02 тыс. руб.; налога на прибыль – 288,03 тыс. руб. – в общей сумме 21710,04 тыс. руб.

Общество в административном исковом заявлении указывает на то, что планируемая НВВ на 2020 год должна была составить 22862,15 тыс. руб., оспаривая в этой части тарифное решение, полагает необоснованным исключение капитальных вложений в сумме 1152,10 тыс. руб. по инвестиционной программе, поскольку работы по реконструкции и модернизации котельной были произведены в 2016, 2017 годах.

Суд не может согласиться с такой позицией административного истца.

Как следует из материалов дела, 01 марта 2015 года между ООО «Теплосервис» и администрацией МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области заключено концессионное соглашение, по условиям которого Общество обязалось за свой счет реконструировать находящиеся в муниципальной собственности котельные и тепловые сети в сельском поселении, в том числе котельную в п. Бурашево, а администрация предоставить право владения и пользования имуществом до 01 марта 2060 года в целях осуществления производства, передачи и распределения тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Концессионным соглашением предусмотрено обязательство по реконструкции объекта соглашения с предельным размером расходов 22844,65 тыс. руб. путем осуществления инвестиций Обществом.

Инвестиционная программа была согласована с органом местного самоуправления. Источником ее финансирования предусматривались займы, собственные средства Общества, в том числе прибыль, направленная на инвестиции (Протокол заседания Правления РЭК № 30 от 30 октября 2015 года).

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 30 октября 2015 года № 185-нп утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» на 2016-2037 годы.

Изменений в данную инвестиционную программу на момент вынесения оспариваемого приказа органом регулирования не вносилось.

Паспортом инвестиционной программы предусмотрена реконструкция котельной в с. Бурашево муниципального образования Бурашевского сельского поселения на 2016-2037 годы.

Финансовым планом программы (форма № 5-ИП ТС) предусмотрены расходы общества на ее реализацию, в числе которых в 2018 году установлены расходы в общей сумме 4914,2 руб., из которых - 1152,1 тыс. руб. за счет прибыли, направляемой на инвестиции.

Согласно п. 10 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, - программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

В силу пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ общим принципом организации отношений и основ государственной политики в сфере теплоснабжения является обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.

Согласно пунктам 5 и 7.3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и осуществление контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, которые утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), в том числе за достижением этими организациями плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в результате реализации мероприятий таких программ.

Государственный контроль осуществляется в соответствии с Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543, в том числе контроль регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе в части использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) (п.п. «в» п. 3 Положения).

Пунктом 20 Положения о государственном контроле предусмотрено проведение наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), при установлении цен (тарифов) в рамках процедуры установления цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07 ноября 2014 года № 689/пр утвержден Порядок осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (Зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2015 года № 36228).

В соответствии с указанным Порядком контроль за выполнением инвестиционных программ регулируемых организаций осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, утвердившим инвестиционную программу (пункт 3).

Контроль за выполнением инвестиционных программ включает в себя контроль за соблюдением сроков выполнения мероприятий инвестиционной программы, за достижением плановых значений показателей, предусмотренных в результате реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы, за соответствием фактически выполненных мероприятий инвестиционной программы мероприятиям, предусмотренным инвестиционной программой при ее утверждении, за соответствием источников финансирования фактически выполненных мероприятий инвестиционной программы финансовому плану регулируемой организации, предусмотренному инвестиционной программой, за соответствием объема средств, фактически направленных на финансирование мероприятий инвестиционной программы, их необходимому объему, определенному инвестиционной программой при ее утверждении в соответствии с установленными требованиями к содержанию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 4 Порядка).

Из материалов тарифного дела следует, что при осуществлении контроля выполнения инвестиционной программы РЭК Тверской области установлено неисполнение ООО «Теплосервис» инвестиционной программы за 2018 год на сумму 4914200,00 руб.

Данный факт подтверждается актом проверки, составленным тарифным органом 11 октября 2019 года.

На запрос ГУ РЭК Тверской области от 22 марта 2019 года № 659 о представлении отчета о выполнении инвестиционной программы за 2018 год с приложением договоров и актов КС-2, КС-3, КС-14, Общество сообщило, что в отчетном периоде регулирования 2018 года денежные средства на реконструкцию котельной в с. Бурашево не расходовались.

Из ответа Общества № 34 от 12 апреля 2019 года следует, что в 2018 году денежные средства на реконструкцию котельной в с. Бурашево не расходовались. С сентября 2018 года по январь 2019 года производились пуско-наладочные работы, которые планируется завершить в 2019 году.

Поскольку тарифным органом при осуществлении корректировки НВВ и тарифов установлен факт неисполнения в 2018 году расходной части инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ООО «Теплосервис» на 2016-2037 годы, в силу взаимосвязанных положений пункта 10 статьи 2, пункта 6 части 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и пункта 67 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, действия РЭК об исключении из НВВ предусмотренной программой прибыли, направленной на инвестиции в сумме 1152,1 тыс. руб. является правильным.

Такое решение тарифного органа в виде применения в расчете НВВ отрицательной суммы объема фактического исполнения инвестиционной программы в году установления тарифа, определенной в инвестиционной программе отчетного года, соответствует формуле корректировки НВВ, предусмотренной пунктом 53 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э (ред. от 29 августа 2019 года).

Поскольку оспариваемый в части приказ ГУ РЭК Тверской области соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, требования Общества о признании его недействующим удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о признании недействующим Приказа Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области № 593-нп от 23 декабря 2019 года «О внесении изменений в Приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 312-нп» в части установления тарифов на 2020 год, возложении на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Кустов А.В.

Мотивированное решение составлено 19 марта 2021 года.

Председательствующий Кустов А.В.

3а-47/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "ТеплоСервис"
Ответчики
Главное управление РЭК Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Кустов Алексей Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация административного искового заявления
15.12.2020Передача материалов судье
16.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.02.2021Предварительное судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее