дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2018 года <адрес>
Кировский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего: - судьи Михайлова Р.В.,
при секретаре - Асановой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым к Батыровой Эльзане Эшреповне о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к Батыровой Э.Э. о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, указав, что с 01.02.2015г. Батыровой Э.Э. была назначена компенсационная выплата как неработающему трудоспособному лицу, ухаживающей за ребенком-инвалидом. В ходе проверки обоснованности получения компенсационной выплаты Батыровой Э.Э., установлено, что она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 22.08.2016г., одновременно получала компенсационные выплаты. Выплата прекращена на основании решения от16.02.2018г. За период с 01.09.2016г. по 28.02.2018г. размер неосновательного обогащения составил 99000 рублей, которую просит взыскать с Батыровой Э.Э.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым Грушевская Н.В., действующая на основании доверенности требования поддержала.
Ответчик и ее представитель в судебном заседании исковые требования не признали, указывая, что 22.08.2016г. ответчик как индивидуальный предприниматель зарегистрирована в УПФ, что по их мнению является извещением об обстоятельстве, влекущем прекращение осуществления ежемесячной выплаты, с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ответчик дохода от предпринимательской деятельности не получала. Также указывают на необходимость применения положений п.3 ст.1109 ГК РФ.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
На основании п. 3 названного Указа порядок осуществления таких выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от от ДД.ММ.ГГГГ N 343.
Согласно п. 2 "Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" утвержденных Постановлением Правительства РФ от от ДД.ММ.ГГГГ N 343 ежемесячная компенсационная выплата назначается... проживающим на территории РФ лицам, осуществляющим уход за инвали<адрес>-й группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Согласно п. 3 Правил компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Из анализа приведенных норм следует, что целью указанной выплаты является оказание соответствующей материальной помощи гражданину, который не работает, сам не получает пенсию, то есть фактически не получает никаких доходов в связи с тем, что занят уходом за нетрудоспособными лицами, тем самым указанная выплата носит компенсационный характер, а не является доходом указанного гражданина.
Таким образом, такой уход приравнивается к работе (хотя формально период такого ухода нельзя рассматривать в качестве работы по трудовому договору), за которую государство выплачивает определенную денежную сумму.
Из системного толкования вышеприведенных норм закона компенсационная или ежемесячная выплата по уходу назначается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина, ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним. Пенсионеры и лица, получающие пособие по безработице, а также работающие либо являющиеся самозанятыми лицами, к которым относится и индивидуальный предприниматель, права на компенсационную и ежемесячную выплату не имеют, поскольку уже являются получателями социального обеспечения в виде пенсии или пособия по безработице, установленных им в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода, а также заработной платы и дохода от предпринимательской деятельности.
Из материалов дела следует, что по заявлению Батыровой Э.Э. от 24.02.2015г. в Отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Крым, ей назначена компенсационная выплата по уходу за Батыровой Э.К.
Обозначенная компенсационная выплата по уходу за Батыровой Э.К. ежемесячно перечислялась с пенсией. Ответчик фактически получала и пользовалась указанной выплатой.
При подаче заявления о назначении компенсационных выплат неработающим, Батырова Э.Э. предупреждалась о том, что испрашиваемая компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным гражданином выплачивается только в том случае, если лицо, осуществляющее уход, является неработающим.
Между тем, в ходе проверки, проведенной Государственным учреждением – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым, было установлено, что Батырова Э.Э с 22.08.2016г. по настоящее время зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако, сведения об этом в орган, осуществляющий выплату, в установленный в заявлении о назначении компенсации срок, Батырова Э.Э. не представила, поэтому компенсация незаконно выплачивалась продолжительное время.
16.02.2018г. Государственным учреждением – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым было принято решение о необходимости принятия мер по возмещению незаконно выплаченных сумм за уход.
26.012018г. в адрес Батыровой Э.Э. истцом было направлено уведомление о наличии переплаты компенсационной выплаты за уход и необходимости ее возмещения.
В добровольном порядке, незаконно полученную компенсацию, Батырова Э.Э. не возвратила.
В соответствии с п/п. "д" п. 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" утвержденных Постановлением Правительства РФ от от ДД.ММ.ГГГГ N 343 осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
Согласно п. 10 Правил лицо, осуществляющее уход обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В силу п. 4 ст. 23 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Согласно ст. 25 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 п. 1 п./п. 2 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" удержания из пенсии могут производиться по решению пенсионных органов о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона.
Правила изданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, предусматривающим компенсационные выплаты исключительно для неработающих трудоспособных граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющими вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия), и не закрепляют право нетрудоспособных граждан на получение компенсационных выплат.
Доводы представителя ответчика о необоснованности взыскания суммы переплаты, поскольку Батырова Э.Э. фактическив период регистрации в качестве ИП доход не получала, а потому имела право на получениеежемесячной выплаты как неработающему трудоспособному родителю, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, не состоятельны и основаны на неверном толковании закона.
Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажитоваров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качеств вустановленном законом порядке(п.1 ст.2 Гражданского кодекса Российской федерации).
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37).
Свобода труда проявляется, в частности, в имеющейся у гражданина возможности свободно распорядиться своими способностями к труду, т.е. выбрать как род занятий, так и порядок оформления соответствующих отношений и определить, будет лион осуществлять предпринимательскую деятельность, поступит на государственную службу, заключит трудовойдоговор либо предпочтет выполнять работы (оказывать услуги) на основаниигражданско-правового договора.
Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О ориентировал суды на то, что гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и. следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Согласно положениям ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в российской федерации», к занятым отнесены граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей. Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в российской Федерации», к застрахованным лицам отнесены, в том числе лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой) независимо от получения ими дохода от такой деятельности.
С учетом изложенного, независимо от того, осуществляла ли фактически предпринимательскую деятельность Батырова Э.Э., оставаясь зарегистрированной в качестве предпринимателя и имея возможность получения прибыли от своей деятельности, получала ли она доходы от этой деятельности, право на получениеежемесячной компенсационной выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом утрачивается.
Правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату исключительно для неработающих трудоспособных граждан, направлено на обеспечение полноценного ухода за инвалидами, а также создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма, и не может рассматриваться как нарушающее права граждан.
Из содержания положений Указа следует, что право на получение компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными.
При этом по смыслу Указа под "неработающими трудоспособными лицами" понимаются граждане, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
То, есть несоблюдение хотя бы одного из перечисленных условий не влечет приобретения права на получение выплаты компенсации за уход.
Вместе с тем, согласно материалов дела, Батырова Э.Э. состоит на учете с 22.08.2016г. по настоящее время в качестве индивидуального предпринимателя, регистрационный номер в ПФР №.
В соответствии с п. 3.1. ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» налоговая инспекция в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, представляет сведения, содержащиеся в ЕГРИП, в государственные внебюджетные фонды.
Соответственно доводы представителя ответчика о том, что истец с момента постановки на ответчика учет уведомлен о наличии оснований прекращения компенсационной выплаты суд считает необоснованными, поскольку обязанность об извещении территориального органа ПФР об обстоятельстве, влекущем за собой прекращение осуществления ежемесячной выплаты в течение 5 дней Батырова Э.Э. не исполнила.
Из анализа заявленных требований и обстоятельств дела, следует, что ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК, по сути, принято решение о возмещении суммы неосновательного обогащения, которая была получена ответчиком в отсутствие правовых оснований.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (ст. 1109 Гражданского кодекса РФ).
В силу п. 4 абз. 1ст. 1103 ГК РФправила, предусмотренные настоящей главой (Обязательства вследствие неосновательного обогащения), подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Следовательно, факт не предоставления ответчиком истцу сведений о занятии предпринимательской деятельностью в спорный период является основанием для взыскания с нее в пользу истца переплаты указанной ежемесячной компенсационной выплаты.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком принятых на себя обязательств о необходимости сообщения в орган пенсионного обеспечения сведений о своем трудоустройстве. В этой связи, действия ответчика расцениваются как недобросовестные.
Факт получения ответчиком неосновательного обогащения на сумму 99000 рублей, подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут.
С учетом приведенных норм, суд полагает, что заявленные требования истца о взыскании с Батыровой Э.Э. излишне уплаченных сумм в размере 99000 рублей, основано на законе.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что вследствие не предоставления Батыровой Э.Э. истцу сведений о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ей незаконно была осуществлена компенсационная выплата за период с 01.09.2016г. по 28.02.2018г., в размере 99000 рублей.
Поскольку правовых оснований для выплаты компенсации за уход в указанный в иске период не имелось истцом обоснованно принято решение о прекращении компенсационных выплат.
Совокупности собранных по делу письменных доказательств судом дается оценка и положены в основу решения.
На основании изложенного, с учетом сформированной судом доказательственной базы по делу, суд полагает заявленные требования законными, соответствующими нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ст.103 ГПК РФ, ст.61.1Бюджетного кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 3170 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194,198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым - удовлетворить.
Взыскать с Батыровой Эльзаны Эшреповны в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации переплату компенсационных выплат трудоспособному лицу в размере 99000 (девяносто девять тысяч) рублей.
Взыскать с Батыровой Эльзаны Эшреповны в доход государства государственную пошлину в размере 3170 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
судья Р.В. Михайлов