Решение по делу № 2-769/2024 от 15.01.2024

Решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2024 года

Дело № 2-769/2024

УИД: 51RS0003-01-2024-000244-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2024 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи                 Чернецовой О.Н.,

при секретаре                             Скобелевой Т.А.,

представителя ответчиков                     ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота», филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», войсковой части 06982 о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к филиалу ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», командиру войсковой части 06982 о взыскании задолженности по заработной плате.

В обоснование иска указано, что истец работает в войсковой части 06982 в должности сторожа КСО. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» ей выплачивалась премия, однако она выплачивается не как стимулирующая выплата, а учитывается при оценке соответствия заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда. Вместе с тем включение премии в минимальный размер оплаты труда нивелирует и обнуляет суть премии как дополнительного материального стимулирования, поскольку фактически она данной премии не получает. С учетом уточнения просила взыскать с войсковой части № 06982 через лицевые счета филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» недополученную заработную плату за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 в размере 39 110 рублей 54 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 8 500 рублей.

Протокольным определением от 13.02.2024 к участию в деле в качестве ответчика привлечена войсковая часть 06982.

Протокольным определением от к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота».

Истец ФИО1 и ее представитель ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

    Представитель ответчиков ФКУ «ОСК СФ» и филиала ФКУ «ОСК СФ» -«2 ФЭС» ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил снизить расходы на оплату услуг представителя.

Представитель ответчика войсковой части 06982 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.

Выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Частью 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1 на основании трудового договора от 20.05.2010 (с учетом дополнительных соглашений к нему) работает в войсковой части 06982 в должности сторож КСО.

По условиям раздела 4 трудового договора, за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается оплата труда, включающая в себя: должностной оклад в размере 3 710 рублей; районный коэффициент к заработной плате – 1,5; процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; компенсационные и стимулирующие выплаты согласно приказу Министра Обороны Российской Федерации 2008 года № 555, Трудового кодекса Российской Федерации и коллективного договора; премия согласно действующему положению о премировании; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года; доплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за условия труда: за работу в ночное время в размере 35%, за выслугу лет в воинских частях и предприятиях Министерства обороны Российской Федерации. Выплата заработной платы производится в сроки и в порядке, установленных коллективным договором.

С 01.10.2022 работнику установлен должностной оклад 6 975 рублей (дополнительное соглашение от 17.10.2022 к трудовому договору), а с 01.10.2023 – 7 359 рублей (дополнительное соглашение от 23.10.2023 ) к трудовому договору (том 1, л.д. 130, 131)

В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что войсковая часть 06982 состоит на финансовом обеспечении в филиале ФКУ «ОСК СФ» – «2 ФЭС».

На основании приказов работодателя ФИО1 в спорный период выплачивалась пропорционально отработанному времени премия за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.

Согласно пункту 5.5 Коллективного договора между командиром и трудовым коллективом войсковой части 06982 на 2020-2022 годы, срок действия которого соглашением от 11.10.2023 продлен на 2023-2026 годы, заработная плата работника состоит из: должностного оклада; выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Пунктом 5.9 Коллективного договора установлено, что работнику за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).

Порядок, условия, показатели и размер премирования, а также условия лишения или снижения премий устанавливаются «Положением о порядке и условиях премирования работников войсковой части 06982» (пункт 5.9.3 Коллективного договора).

В силу пункта 5.26 Коллективного договора месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в районах Крайнего Севера в состав МРОТ не включается.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (части 1, 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.

Так, минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составлял: с 01.01.2023 по 31.12.2023 16 242 рублей в месяц.

В соответствии с положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П.

Как указано в части второй статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

В целях реализации в системе Вооруженных Сил Российской Федерации указанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 установлены для гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации размеры должностных окладов (тарифных ставок), а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с приложением № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (пункт 21 раздела 3).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Порядок № 1010).

Согласно пункту 2 данного Порядка № 1010, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка № 1010).

В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов на соответствующий финансовый год.

Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

Дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.

Согласно представленной справке - расчету по заработной плате с расчетом МРОТ, ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в составе МРОТ учитываются: оклад за фактически отработанное время + выслуга лет (30%) + ежемесячная премия + ЕДВ, впоследствии на указанную сумму начисляется полярная надбавка и районный коэффициент + премия 1010.

Таким образом, в исковой период истцу работодателем выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Учитывая, что премия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 относится к категории выплат стимулирующего характера, направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников, указанная выплата не подлежит учету при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда.

На основании изложенного, суд приходит, что требования ФИО1 о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010) и установленным минимальным размером оплаты труда являются обоснованными.

Размер задолженности, согласно расчету ответчика, составляет 39 110 рублей 57 копеек с учетом НДФЛ.

Сторона истца с данным расчетом согласилась, скорректировав исковые требования.

Учитывая, что суд не является налоговым агентом, при взыскании заработной платы в судебном порядке налог на доходы физических лиц не может быть исчислен к удержанию.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со статьями 88 и 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии со статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд, истцом заявлено о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя в сумме 8 500 рублей.

Из представленного в материалы дела договора об оказании юридических услуг от 29.12.2023, заключенного между ФИО5 (исполнитель) и ФИО1 (заказчик), следует, что исполнитель принял на себя обязательства оказать заказчику юридические услуги по разрешению трудового спора, включающие, в том числе составление искового заявления и участие в судебных заседаниях суда первой инстанции. Стоимость услуг определена сторонами в размере 8 500 рублей, оплата по договору в указанном размере подтверждается распиской от 29.12.2023.

Таким образом, расходы истца по оплате юридических услуг составили 8 500 рублей.

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, категорию дела, объем фактически проделанной представителем работы, а также то обстоятельство, что представитель истца участвовала в двух судебных заседаниях 13.02.2024 и 18.03.2024, подготовила исковое заявление и уточнение к нему, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в сумме 8 500 рублей и не усматривает оснований для снижения судебных расходов, доказательств чрезмерности взыскиваемых расходов стороной ответчика не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота», филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», войсковой части 06982 о взыскании задолженности по заработной плате – удовлетворить.

Взыскать с войсковой части 06982 через лицевые счета, открытые в филиале Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», в пользу ФИО1 (паспорт гражданина РФ ) задолженность по заработной плате за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 в размере 39 110 рублей 54 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 8 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд, через Ленинский районный суд города Мурманска, в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.Н. Чернецова

2-769/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Марценюк Ольга Юрьевна
Ответчики
Войсковая часть 06982
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота"
Командир в/ч 06982 Виноградов С.М.
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного Флота"-"151 финансово-экономическая служба"
Филиал ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" "2 финансово-экономическая служба"
Другие
Яковлева Мария Игоревна
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Чернецова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
len.mrm.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2024Передача материалов судье
22.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
11.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2024Дело оформлено
02.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.09.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.09.2024Судебное заседание
10.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее