Дело № 2-143/2020
№ 33-18607/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
22.11.2024 |
Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи ШестаковойС.А. при ведении протокола помощником судьи КаржицкойЕ.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новолялинского городского округа (далее – администрация Новолялинского ГО) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране природы и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по частному представлению прокурора на определение Верхотурского районного суда Свердловской области от 11.09.2024,
УСТАНОВИЛ:
решением Новолялинского районного суда Свердловской области от 29.05.2020 удовлетворены исковые требования прокурора Новолялинского района к администрации Новолялинского ГО о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране природы и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Судом на администрацию Новолялинского ГО возложена обязанность в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить финансирование и выполнение работ по проектированию и строительству очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации в пос. Лобва Новолялинского района Свердловской области, отвечающих требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
30.06.2020 названное решение вступило в законную силу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Новолялинского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области от 11.07.2022 на основании выданного судом исполнительного листа в отношении администрации Новолялинского ГО возбуждено исполнительное производство № 36767/22/66041-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения.
19.07.2022 администрация Новолялинского ГО обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения до 31.12.2025, ссылаясь на то, что во исполнение решения по результатам проведенного электронного аукциона был заключен муниципальный контракт от 29.12.2020 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с ООО «Технодор» на сумму 4.418.876,37 руб., срок выполнения – 31.10.2021, при выполнении контракта потребовался пересмотр технических решений, увеличение площади земельного участка под застройку, в связи с чем исполнение контракта дважды приостанавливалось на 3 месяца, 31.05.2022 проектно-сметная документация направлена на согласование в срок до 30 дней в Нижнеобское территориальное управление Росрыболовства, в случае согласования проектно-сметная документация будет направлена на экспертизу на срок до 42 дней, при положительном заключении расчетный срок строительства составит 18 месяцев, при этом пройти отбор на предоставление межбюджетных трансфертов в 2022 году не представится возможным, при объявленном Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области отборе заявок на предоставление в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 года субсидий из областного бюджета на строительство и реконструкцию систем или объектов коммунальной инфраструктуры реальным сроком для начала строительных работ является 2024 год.
В связи с упразднением Новолялинского районного суда Свердловской области его полномочия перешли к Верхотурскому районному суду Свердловской области.
Определением Верхотурского районного суда Свердловской области от 02.08.2022 заявление ответчика удовлетворено частично, предоставлена отсрочка исполнения решения Новолялинского районного суда Свердловской области от 29.05.2020 до 31.12.2023.
Апелляционным определением Свердловского областного суда Свердловской области от 09.12.2022 названное определение оставлено без изменения, частные жалоба и представление сторон – без удовлетворения.
15.08.2024 ответчик повторно обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения на срок до 31.12.2026, ссылаясь на то, что решение исполнено частично, постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1330-ПП утверждена государственная программа Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области», которая предусматривает предоставление субсидии из областного бюджета местным бюджетам на строительство объектов коммунальной инфраструктуры, в целях исполнения решения суда и реализации мероприятий по строительству очистных сооружений муниципальной программой, утвержденной постановлением главы района от 13.12.2018, заключен муниципальный контракт от 29.12.2020 на выполнение работ по составлению проектно-сметной документации, работы выполнены и приняты заказчиком 17.04.2023, согласно заключению госэкспертизы общая продолжительность строительства составит 16 месяцев, размер финансирования составляет 163.135,46 тыс. руб., утвержден сводный сметный расчет, разработан и согласован с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области инвестиционный проект «Очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков», ввиду получения заключения госэкпертизы только в 2023 году участие администрации в отборе в 2022 году заявок на предоставление субсидии на 2023 год не представилось возможным, поданная в 2023 году заявка ответчика не прошла согласование Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства для целей предоставления субсидии на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов, приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.05.2024 утвержден отраслевой перечень перспективных объектов капитального строительства, в котором по очистным сооружениям п. Лобва установлен срок 2034-2035 гг., однако с учетом вступившего в законную силу решения в приказ внесены изменения и срок реализации данного мероприятия установлен – начало 2025 года, завершение – 2026 год, в рамках проведения отбора заявок муниципальных образований на предоставление в 2025 году и плановом периоде 2025-2027 годах субсидий из областного бюджета на строительство объектов коммунальной инфраструктуры администрация ГО направила письмо в Министерство экономики и территориального развития Свердловской области о проведении проверки актуализированного инвестиционного проекта, постановлениями главы ГО от 05.08.2024 утвержден сводный сметный расчет стоимости строительства очистных сооружений в ценах по состоянию на 2 квартал 2024 года в сумме 171.735,72 тыс. руб., 07.08.2024 в Министерство энергетики и ЖКХ подана очередная заявка на предоставление в 2025 году и плановом периоде 2026-2027 гг. в рамках госпрограммы субсидий на строительство и реконструкцию систем и объектов коммунальной инфраструктуры, в случае предоставления субсидии из областного бюджета в 2025 году будет проведена закупка по определению подрядчика, что потребует временных затрат, строительство займет 16 месяцев, после чего потребуется время на ввод объекта в эксплуатацию.
Определением Верхотурского районного суда Свердловской области от 11.09.2024 заявление удовлетворено частично, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.01.2026.
В частном представлении прокурор Новолялинского района Свердловской области просит отменить определение суда первой инстанции, в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения отказать. В обоснование представления указано, что решение суда вступило в законную силу, до настоящего времени не исполнено, ответчик длительное время не контролировал исполнение муниципального контракта, заключенного с ООО «Технодор», в результате чего сроки разработки проектно-сметной документации нарушены на 1,5 года, направленная в 2023 году заявка на предоставление субсидии была отклонена в отсутствие положительного заключения Министерства экономики и территориального развития на инвестиционный проект, одобрение заявки, поданной в 2024 году, произведено с оговоркой при условии предоставления до 30.08.2024 заключения об эффективности инвестиционного проекта, на момент рассмотрения в суде заявления ответчика о предоставлении отсрочки указанные документы в адрес Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области не направлены.
В письменных возражениях на представление ответчик ссылается на обстоятельства, приведенные в заявлении об отсрочке исполнения, указывает, что решение не будет исполнено в пределах срока отсрочки, предоставленной судом.
Судебное заседание по рассмотрению частной жалобы назначено без извещения лиц, участвующих в деле, на основании ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Информация о рассмотрении частной жалобы своевременно размещена на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда http://oblsud.svd.sudrf.ru.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 333 ГПК РФ подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, установленном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, предусмотренными указанной статьей.
Изучив представленные материалы, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов частной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203 и 208 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
При этом основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на лице, обратившемся в суд.
Повторно предоставляя ответчику отсрочку исполнения до 31.01.2026 суд первой инстанции отметил, что ответчик не уклоняется от исполнения решения, подготовил проектную документацию, направлял документы на согласование в Министерство энергетики и ЖКХ, заявка, направленная в 2024 году комиссией министерства была одобрена, работа по проектированию и строительству очистных сооружений, как правило, занимает длительное время с учетом необходимости соблюдения обязательных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.3013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в то же время ответчиком не представлено доказательств необходимости срока, превышающего 16 месяцев, необходимость отсрочки на срок до 31.12.2026 ответчик не доказал, испрашиваемый срок является не обоснованным и не разумным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда в виду следующего.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении спора по существу ответчик ссылался на то, что требования прокурора подлежат выполнению в рамках программы, утвержденной постановлением главы ГО от 13.12.2018 № 1233 и государственной программы Свердловской области, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013. При этом решение суда в части установленных сроков исполнения обжаловано не было.
Решение суда по настоящему делу вступило в законную силу 30.06.2020, соответственно подлежало исполнению в срок до 30.06.2022.
Решение не исполнено до настоящего времени.
Ранее определением Верхотурского районного суда Свердловской области от 02.08.2022 ответчику уже предоставлялась отсрочка исполнения на срок до 31.12.2023, на которая должным образом не реализована.
В частном представлении прокурором обоснованно указано на то, что причины неисполнения решения суда не могут быть признаны исключительными не зависящими от действий ответчика, обусловлены в том числе ненадлежащим контролем ответчика как заказчика за соблюдением сроков выполнения проектно-сметных работ, ненадлежащим оформлением документов на согласование инвестиционного проекта и заявок на предоставление субсидий. Из материалов дела следует, что первичная заявка на предоставлении субсидии оформлена ненадлежащим образом, в виду чего отклонена, решение по повторной заявке о предоставлении субсидии не может быть признано окончательным, поскольку оно принято под условием предоставления в срок до 30.08.2024 положительного заключения Министерства экономики и территориального развития об эффективности инвестиционного проекта, о необходимости которого ответчик достоверно знал. Направив в Министерство гарантийное письмо о представлении заключения в сентябре 2024 года, по состоянию на дату составления возражений на частное представление ответчик это обязательство не выполнил.
Обращает на себя внимание тот факт, что в судебном заседании ответчик ссылался на то, что инвестиционный проект находится без рассмотрения в Министерстве экономики и территориального развития Свердловской области с июля 2024 года, в то время как согласно пояснений истца названным министерством были даны замечания на проект, что впоследствии подтверждено приложенными к возражениям актуализированным инвестиционным проектом, утвержденным ответчиком лишь 18.09.2024, направленным в Министерство экономики и территориального развития Свердловской области лишь 19.09.2024, который на 03.10.2024 одобрен не был.
Таким образом, спустя 4 годя после вступления решения в законную силу решение суда в части строительства очистных сооружений не исполнено, равно как отсутствуют и основания считать финансирование строительства организованным.
Возражая против частного представления, ответчик одновременно утверждает, что в пределах срока очередной отсрочки решение также не будет исполнено.
При этом каких-либо оснований предполагать, что к 31.01.2026 либо 31.12.2026 решение суда будет исполнено в полном объеме, из материалов дела не усматривается.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить определение суда первой инстанции как основанное на неправильном применении норм материального и процессуального права, в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения – отказать.
Руководствуясь п. 2 ст. 334, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Верхотурского районного суда Свердловской области от 11.09.2024 отменить.
Заявление администрации Новолялинского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения Верхотурского районного суда Свердловской области от 29.05.2020 по делу № 2-143/2020 по иску прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новолялинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране природы и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, оставить без удовлетворения.
Судья |
С.А. Шестакова |