Дело №21-41/2019 Судья Макашкин Д.Ф.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
22 января 2019 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьева С.Н. на решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора АО «Марпосадкабель» Максимчука Валерия Демьяновича,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Андреева Р.Р. от 5 октября 2018 года исполнительный директор АО «Марпосадкабель» Максимчук В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Андреева Р.Р. от 5 октября 2018 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение должностному лицу – главному государственному инспектору труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Андрееву Р.Р.
В протесте, поданным в Верховный Суд Чувашской Республики, прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьев С.Н. просит решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Изучив доводы жалобы, полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно частям седьмой и восьмой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. В числе иных видов такой деятельности указаны водители авто- мототранспортных средств и городского электротранспорта.
В силу части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по поручению прокуратуры Чувашской Республики 6 сентября 2018 г. проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда АО «Марпосадкабель».
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. ст. 22, 211, 212, 213 Трудового кодекса РФ, п.3 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 водители погрузчика АО «Марпосадкабель» ФИО1 и ФИО2 были допущены к работе без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.
Выявленные нарушения трудового законодательства послужили основанием для возбуждения 20 сентября 2018 года прокурором Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в отношении должностного лица- исполнительного директора АО «Марпосадкабель» Максимчука В.Д. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Андреева Р.Р. от 5 октября 2018 года исполнительный директор АО «Марпосадкабель» Максимчук В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Отменяя постановление главного государственного инспектора труда ( по охране труда) в Чувашской Республике от 5 октября 2018 года и направляя дело на новое рассмотрение, судья районного суда указал, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
Кроме того, судья районного суда в своем решении от 15 ноября 2018 года указал, что дело об административном правонарушении прокурором Мариинско-Посадского района Чувашской Республики возбуждено в нарушение требований ст. 28.1 КоАП РФ без оформления акта о проведении проверки в отношении АО «Марпосадкабель», постановление вынесено с нарушением установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока, только 20 сентября 2018 года; в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указаны время, место, событие вменяемого должностному лицу административного правонарушения.
Однако состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Считаю, что выводы судьи районного суда в решении сделаны без проверки всех доказательств и их надлежащей оценки в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
КоАП РФ и Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не предусматривают составление прокурором акта проверки, равно как и иного процессуального документа, фиксирующего событие правонарушения.
Статьей 28.4 КоАП РФ предусмотрено вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которое фактически приравнено по своему процессуальному статусу и содержанию к протоколу об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 сентября 2018 года содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Ссылка в решении судьи о том, что указанное постановление вынесено с нарушением сроков, установленных ст. 28.5 КоАП РФ не может быть принята во внимание, поскольку согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несущественными являются такие недостатки протокола (постановления прокурора), которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Допущенное судьей районного суда нарушение процессуальных требований носит существенный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи нельзя признать законным и обоснованным, данный судебный акт подлежит отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики протеста прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики не истек срок давности привлечения должностного лица – исполнительного директора АО «Марпосадкабель» Максимчука В.Д. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в Мариинско-Посадский районный суд.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора АО «Марпосадкабель» Максимчука Валерия Демьяновича отменить, дело направить на новое рассмотрение в Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.
Судья Н.П. Краснова