Дело №2а-277/2021
УИД: 21RS0020-01-2021-000355-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2021 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,
с участием представителя административного истца Игнатьева М.Ю. - помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределённого круга лиц к администрации Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании изготовить технические паспорта на автомобильные дороги,
установил:
Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокурор района) в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) обратился в суд с административным иском к административному ответчику - администрации Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (далее Малотаябинское сельское поселение) о признании бездействия незаконным и обязании изготовить технические паспорта на автомобильные дороги указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения органами местного самоуправления Яльчикского района Чувашской Республики требований законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлены факты отсутствия технических паспортов на автомобильные дороги общего пользования местного значения, которые влекут ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог администрацией Малотаябинского сельского поселения.
Частью 2 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 (ред. от 22.04.2021) «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее Закон Чувашской Республики №19) вопросы, связанные с дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, закреплены за сельским поселением.
Аналогичные положения установлены ст.6 Устава Малотаябинского сельского поселения, принятого решением Собрания депутатов Малотаябинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ №.
Как показала проверка соблюдения органами местного самоуправления Яльчикского района требований законодательства о безопасности дорожного движения установлены факты отсутствия технического паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории Малотаябинского сельского поселения, а именно:
в ...: ... (протяжённость - 0,4 км.), ... (0,74 км.), ... (0,67 км.), ... (0,25 км.), ... (0,53 км.), ... (0,35 км.), ... (0,91 км.), ... (0,81 км.), ... (0,8 км.), ... (0,28 км.), ... (0,64 км.), ... (0,93 км.);
в ...: ... (1,1 км.), ... (1,3 км.), ... (0,8 км.), ... (0,36 км.), ... (0,41 км.), ... (0,52 км.), ...» (0,58 км.), ... (0,4 км.), ... (0,24 км.);
в ...: ... (0,33 км.), ... (0,38 км.), ... (0,52 км.), ... (0,59 км.);
в ...: ... (0,64 км.);
в ...: ... (0,54 км.).
Из информации администрации поселения от ДД.ММ.ГГ № следует, что вышеперечисленные участки дорог в границах Малотаябинского сельского поселения включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Малотаябинского сельского поселения, утвержденный Постановлением администра-ции сельского поселения от ДД.ММ.ГГ №.
Таким образом, вышеперечисленные участки дорог относятся к собственности администрации Малотаябинского сельского поселения в силу прямого указания закона, администрация поселения должного контроля по несению бремени содержания указанной дороги не осуществляет, технический паспорт, являющийся единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, отсутствует.
Административный истец прокурор района, ссылаясь, на положения ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.39 КАС РФ просил признать незаконным бездействие администрации Малотаябинского сельского поселения в части непринятия мер по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, а именно не проведении паспортизации следующих дорог: в ...: ... (протяжённость - 0,4 км.), ... (0,74 км.), ... (0,67 км.), ... (0,25 км.), ... (0,53 км.), ... (0,35 км.), ... (0,91 км.), ... (0,81 км.), ... (0,8 км.), ... (0,28 км.), ... (0,64 км.), ... (0,93 км.); в ...: ... (1,1 км.), ... (1,3 км.), ... (0,8 км.), ... (0,36 км.), ... (0,41 км.), ... (0,52 км.), ...» (0,58 км.), ... (0,4 км.), ... (0,24 км.); в ...: ... (0,33 км.), ... (0,38 км.), ... (0,52 км.), ... (0,59 км.); в ...: ... (0,64 км.); в ...: ... (0,54 км.) и обязать в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на вышеуказанные автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные» на территории Малотаябинского сельского поселения.
Административный истец, помощник прокурора района в судебном заседании административный иск поддержал по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить.
Административный ответчик администрация Малотаябинского сельского поселения извещался о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. Причина неявки суду не известна. Мотивированного возражения на административный иск не предоставило и ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляло.
В соответствии со ст.150, ч.4 ст.263 КАС РФ, суд признает явку представителя административного ответчика в суд необязательной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, заключение помощника прокурора, полагающего административный иск подлежащем удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Настоящий административный иск предъявлено прокурором района в интересах неопределенного круга лиц в целях соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст.1,2).
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст.5).
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч.1 ст.12).
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).
К дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст.3).
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (ч.1 ст.6).
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.8 ст.6).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч.9 ст.5).
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст.13).
В соответствии с п.5 ч.1, ч.3 ст.14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, в силу ч.2 ст.8 Закона Чувашской Республики №19, вопросы, связанные с дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, закреплены за сельским поселением.
Как определено в Ведомственных строительных нормах ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (далее Типовая инструкция), паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог (п.1.1).
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизация проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2).
В паспорта дорог и документы технического учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января (п.2.9).
Пунктом 3 приказа Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Исходя из положений ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Яльчикского района ДД.ММ.ГГ проведена проверка соблюдения Малотаябинским сельским поселением требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, расположенных на территории муниципальных образований Яльчикского района, в частности, Малотаябинским сельским поселением.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГ (далее ЕГРЮЛ) администрация Малотаябинского сельского поселения (ИНН 2120002941, ОГРН 1052132012063) зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГ, расположено по адресу: ....
В соответствии с п.5 ч.1 ст.6 Устава Малотаябинского сельского поселения, утверждённого решением Собрания депутатов Малотаябинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ №, в состав территории сельского поселения входят: ...; ...; ...; ...; ...; ... (абз.2 п.2 ст.3), к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Малотаябинского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.6).
По итогам проверки прокуратурой района установлено, что согласно постановлению главы администрации Малотаябинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ № утвержден перечень автомобильных дорог на территории сельского поселения, куда согласно приложению включены вышеуказанные автомобильные дороги.
Из ответа главы Малотаябинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ № следует, что документов, подтверждающих право собственности муниципального образования на указанные автодороги нет. В отношении указанных автодорог паспортизация не проводилась.
Следовательно, вышеуказанные автодороги относятся к собственности администрации Малотаябинского сельского поселения в силу прямого указания закона и собственник должного контроля по несению бремени содержания указанных автодорог не осуществляет, технический паспорт, являющийся единственным документом технического учета дорого и дорожных сооружений, отсутствует.
Установив изложенные обстоятельства, суд, руководствуясь приведенными федеральными нормами, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходит из того, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и несоблюдение административным ответчиком требований законодательства РФ в области транспортной безопасности (вышеуказанные дороги общего пользования не прошли технический учет и не проведена их паспортизация) создает угрозу безопасности дорожного движения, и, как следствие этого, ведет к нарушению прав граждан. При этом администрация по существу не оспаривала наличие обязательства по паспортизации и техническому учету указанных дорог.
Таким образом, отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение административным ответчиком обязанностей по содержанию автомобильных дорог. Бездействие указанного ответчика нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, требования прокурора к администрации Малотаябинского сельского поселения о признании бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер в части непринятия мер по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Срок, который представитель административного истца, просит установить администрации Малотаябинского сельского поселения для устранения указанного нарушения законодательства в части обязании изготовить технические паспорта на автомобильные дороги в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании изготовить технические паспорта на автомобильные дороги удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 2120002941, ОГРН 1052132012063) в части непринятия мер по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, а именно не проведении паспортизации автомобильных дорог:
в ...: ... (протяжённость - 0,4 км.), ... (0,74 км.), ... (0,67 км.), ... (0,25 км.), ... (0,53 км.), ... (0,35 км.), ... (0,91 км.), ... (0,81 км.), ... (0,8 км.), ... (0,28 км.), ... (0,64 км.), ... (0,93 км.);
в ...: ... (1,1 км.), ... (1,3 км.), ... (0,8 км.), ... (0,36 км.), ... (0,41 км.), ... (0,52 км.), ...» (0,58 км.), ... (0,4 км.), ... (0,24 км.);
в ...: ... (0,33 км.), ... (0,38 км.), ... (0,52 км.), ... (0,59 км.);
в ...: ... (0,64 км.);
в ...: ... (0,54 км.).
Обязать администрацию Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 2120002941, ОГРН 1052132012063) изготовить технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории сельского поселения:
в ...: ... (протяжённость - 0,4 км.), ... (0,74 км.), ... (0,67 км.), ... (0,25 км.), ... (0,53 км.), ... (0,35 км.), ... (0,91 км.), ... (0,81 км.), ... (0,8 км.), ... (0,28 км.), ... (0,64 км.), ... (0,93 км.);
в ...: ... (1,1 км.), ... (1,3 км.), ... (0,8 км.), ... (0,36 км.), ... (0,41 км.), ... (0,52 км.), ...» (0,58 км.), ... (0,4 км.), ... (0,24 км.);
в ...: ... (0,33 км.), ... (0,38 км.), ... (0,52 км.), ... (0,59 км.);
в ...: ... (0,64 км.);
в ...: ... (0,54 км.), в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики, в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26.10.2021.