Дело № 2а-199/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
рп. Тамала 19.10.2017 года
Тамалинский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Козеевой И.А.
при секретаре Щербаковой Н.Н.
с участием заместителя прокурора Тамалинского района Лапаева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тамалинского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тамалинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области и Управлению жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к уборке несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тамалинского района Пензенской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области и Управлению жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области с вышеназванным административным исковым заявлением, указывая на то, что прокуратурой Тамалинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об обращении с твёрдыми коммунальными отходами. На территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области было выявлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Ульяновка, в 1700 метрах от дома № 73 на ул. Центральная, имеется несанкционированное место размещения твёрдых коммунальных отходов (свалка) площадью примерно 9 кв.м. Бездействие администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и транспортирования твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования, создает угрозу наступления тяжких последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор Тамалинского района, обращаясь в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, в том числе раздельного сбора, и транспортирования твёрдых коммунальных отходов на территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, повлекшее образование несанкционированной свалки площадью 9 кв.м по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Ульяновка, в 1700 метрах от дома № 73 на ул. Центральная; обязать администрацию Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку общей площадью 9 кв.м, расположенную по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Ульяновка, в 1700 метрах от дома № 73 на ул. Центральная.
Заместитель прокурора Тамалинского района Пензенской области Лапаев А.С. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области глава администрации Егоров В.Ю., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями прокурора Тамалинского района Пензенской области к администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области полностью согласился и пояснил, что действительно на территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления общей площадью 9 кв.м, расположенная по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Ульяновка, в 1700 метрах от дома № 73 на ул. Центральная. Администрацией Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области будут приняты меры по ликвидации данной свалки.
Представитель административного ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель Управления ЖКХ и ГЗН Пензенской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в письменном заявлении, представленном в суд, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления ЖКХ и ГЗН Пензенской области, при этом указала, что с административными исковыми требованиями прокурора Тамалинского района Пензенской области полностью согласна.
Представитель заинтересованного лица администрации Тамалинского района Пензенской области, уведомлённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении представитель администрации Тамалинского района Пензенской области ФИО2, действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Тамалинского района Пензенской области.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заместителя прокурора Тамалинского района Пензенской области Лапаева А.С., представителя административного ответчика администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области Егорова В.Ю., принимая во внимание заявления представителя административного ответчика ЖКХ и ГЗН Пензенской области ФИО1 и представителя заинтересованного лица администрации Тамалинского района Пензенской области ФИО2, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьёй 1 названного Федерального закона определено, что накопление отходов – это временное складирование отходов (на срок более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Земельный участок, на котором выявлено размещение твёрдых коммунальных отходов, к числу объектов размещения отходов, внесенных в ГРОРО не отнесен, местом накопления отходов не является.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникающих при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; организация деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов.
Пунктом 3.36 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 20.01.2016 № 28-пП, к полномочиям Управления ЖКХ и ГЗН Пензенской области отнесены вопросы организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренными п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов закреплено за сельскими поселениями.
Согласно Уставу Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области решение вопросов в части участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов отнесено к полномочиям администрации Ульяновского сельсовета.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосбросные площади, в недра и на почву.
Пунктом 1.1 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1998 № 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твёрдых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88).
Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п. 2.1 СанПин 42-128-4690-88).
В судебном заседании установлено, что помощником прокурора Тамалинского района Пензенской области Книгиной Э.А. ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об обращении с твёрдыми коммунальными отходами, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Также в ходе данной проверки был произведен осмотр несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, и проведена фотосъемка места нахождения свалки.
В акте по результатам указанной проверки от ДД.ММ.ГГГГ было отражено, что на территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области выявлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Ульяновка, в 1700 метрах от дома № 73 на ул. Центральная, имеется несанкционированное место размещения твёрдых коммунальных отходов (свалка) площадью примерно 9 кв.м. Данные обстоятельства также подтверждены имеющейся в материалах дела фатотаблицей.
Т.О., бездействием администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, выразившимся в непринятии мер по организации сбора и транспортирования твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования, создается угроза наступления тяжких последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, поэтому суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором Тамалинского района Пензенской области административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные административные исковые требования прокурора Тамалинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области и Управлению жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к уборке несанкционированной свалки удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, в том числе раздельного сбора, и транспортирования твёрдых коммунальных отходов на территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области организовать сбор (в том числе раздельный сбор) и транспортирование твердых коммунальных отходов на территории Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, а именно: несанкционированной свалки общей площадью 9 кв.м, расположенной по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Ульяновка, в 1700 метрах от дома № 73 на ул. Центральная.
Обязать администрацию Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области в течение 15 (пятнадцати) дней со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку общей площадью 9 кв.м, расположенную по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Ульяновка, в 1700 метрах от дома № 73 на ул. Центральная.
Обязать администрацию Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области и Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить сведения об исполнении данного решения в прокуратуру Тамалинского района Пензенской области и в Тамалинский районный суд Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Тамалинский районный суд Пензенской области в течение месяца.
Судья И.А. Козеева