Решение по делу № 2а-3407/2021 от 15.07.2021

УИД: 59RS0004-01-2021-004929-98

Дело № 2а-3407/2021            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2021 года                             

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Дорофеевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми к Суворову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, с требованиями о взыскании задолженности в общем размере 1861,91 руб., в том числе по земельному налогу с физических лиц в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, восстановить процессуальный срок.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что Суворову А.В. направлено требование, которое не исполнено. На основании заявления о вынесении судебного приказа, мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района г. Перми вынесено определение от 04.09.2020г. об отказе Инспекции в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Основанием для отказа послужило обращение административного истца вне установленных сроков. При названных обстоятельствах, основываясь на положениях указанного федерального закона, просит требования удовлетворить. Кроме того, ходатайствует о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.

Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил.

Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представителя не направил, каких-либо ходатайств не заявил.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, на основании следующего.

В силу ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), в редакции, действующей по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 388, 389, 397 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 397).

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании ст. 75 НК РФ, в редакции, действующей по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик является плательщиком налога.

ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7,30) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество за 2014 год в сумме <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество за 2014 год в сумме <данные изъяты>, земельного налога за 2013 и 2014 годы в размере <данные изъяты>, что подтверждается реестром отправки почтового отправления (л.д. 8 оборот).

ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,29) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество за 2016 год в сумме <данные изъяты>, земельного налога за 2014 год в размере <данные изъяты>

Кроме того, в связи с несвоевременным исполнением налоговых обязательств по уплате налога налоговым органом в порядке ст. ст. 72, 75 НК РФ начислены на сумму задолженности пени.

Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>

Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, что подтверждается реестром отправки почтового отправления (л.д. 11 оборот).

Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>

Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>

Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты>

Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>

Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>

Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26) о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка Ленинского судебного района г. Перми с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д.6).

Определением мирового судебного участка Ленинского судебного района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) отказано Инспекции в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Суворова А.В. о взыскании недоимки по налогу и пени, в связи с пропуском установленного срока для обращения в суд.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании с ответчика недоимки транспортному налогу и пени.

На основании ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения за выдачей судебного приказа) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Судом установлено, что трехлетний срок со дня окончании срока исполнения самого раннего требования от ДД.ММ.ГГГГ. истек ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, за выдачей судебного приказа налоговый орган должен был обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В то время как с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 3 октября 2006 года №, от 18 декабря 2007 года № 890-О-О, от 20 ноября 2008 года №, от 24 сентября 2013 года №, от 29 января 2015 года № и др.).

При этом, истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.

Административный истец, ссылаясь на положения ст. 95 КАС РФ, просит восстановить пропущенный процессуальный срок.

Суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку по смыслу действующего законодательства пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Учитывая, что административный истец является государственным органом, юридическим лицом, имеющим в своем штате юристов, уполномоченных в установленном законом порядке представлять его интересы, суд считает, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока. Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность обратиться в суд в установленные законом сроки, административным истцом не представлено, в судебном заседании не исследовалось.

При таких обстоятельствах ходатайство о восстановлении пропущенного срока не подлежит удовлетворению.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска Инспекции к Суворову А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени не имеется, в связи с пропуском административным истцом установленного срока для обращения в суд, в удовлетворении требований Инспекции следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми к Суворову А.В. о взыскании задолженности в общем размере 1861,91 руб., в том числе по земельному налогу с физических лиц в размере 98 руб., пени в размере 1,98 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 1526 руб., пени в размере 236,77 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий:    подпись            Л.Ю. Дульцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-3407/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
Ответчики
Суворов Александр Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Дульцева Л.Ю.
Дело на сайте суда
lenin.perm.sudrf.ru
15.07.2021Регистрация административного искового заявления
16.07.2021Передача материалов судье
19.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее