Решение по делу № 33-2576/2021 от 12.05.2021

Судья Цыганова О.В. Дело 2-99/2021

УИД 35RS0022-01-2020-001714-61

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 июня 2021 года № 33-2576/2021

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Балаевой Т.Н.,

судей Кяргиевой Н.Н., Вершининой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Летучевой И.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смирновой А.А. на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 19 марта 2021 года по гражданскому делу по иску Смирновой А.А. к администрации Тотемского муниципального района, Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконными постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, решения об исключении из списка участников программы по обеспечению жильем молодых семей, обязании включить в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставить социальную выплату на приобретение жилья.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Кяргиевой Н.Н., объяснения Смирновой А.А., ее представителя Оленевой И.Н., судебная коллегия

установила:

Смирнова А.А. в составе семьи из 2 человек, включая супруга С.А.В., с 25 сентября 2009 года включены в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года», с 2011 года сын С.А.А.. (том 1 л.д. 25).

Распоряжением администрации муниципального образования «Погореловское» от 04 сентября 2009 года №... Смирнова А.А. и С.А.В. признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 101).

Постановлением администрации муниципального образования «Погореловское» от 19 апреля 2012 года №... в постановление от 04 сентября 2009 года №... «О признании Смирновой А.А. и членов ее семьи, нуждающимися в жилом помещении» внесены дополнения, в состав семьи Смирновой А.А. на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения принят сын Смирновой А.А., <ДАТА> года рождения (том 1 л.д. 112).

На основании договора купли-продажи от 13 марта 2018 года в общую совместную собственность С.А.В. и Смирновой А.А. приобретена квартира, площадью 46 кв.м по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 36-39), за 2 423 000 рублей, из которых 364 000 рублей оплачивались при подписании договора, а 2 059 000 рублей за счет кредитных средств по кредитному договору №... от 13 марта 2018 года, заключенному между Банком ВТБ (публичное акционерное общество) и Смирновой А.А.(том 1 л.д. 31-35).

Постановлением администрации Тотемского муниципального района от 05 декабря 2018 года №... семья Смирновой А.А. из состава 3 человек снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (том 1 л.д. 44).

15 февраля 2019 года брак между С.А.В. и Смирновой А.А. прекращен (том 1 л.д. 46).

Смирнова А.А. и ее сын С.А.А.. включены администрацией Тотемского муниципального района в список (основной) молодых семей-претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по Тотемскому муниципальному району, утвержденный 29 мая 2019 года (том 1 л.д. 80-81).

Распоряжением Департамента строительства Вологодской области от 11 декабря 2019 года №... утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплата в 2020 году по Вологодской области, в который была включена и семья Смирновой А.А. (том 1 л.д. 194-195, 203, 217-218).

Письмом от 20 декабря 2019 года №... администрация Тотемского муниципального района уведомило Смирнову А.А. о том, что она и члены ее семьи включены в список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2020 год (том 1 л.д. 118).

21 февраля 2020 года Смирновой А.А. выдан сертификат о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства №... (том 1 л.д. 50).

Решением комиссии по работе с молодыми семьями –претендентами на участие в реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 26 марта 2020 года (протокол № 1) Смирнова А.А. и члены ее семьи исключены из списка молодых семей-претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» по Тотемскому муниципальному району (том 1 л.д. 67).

Полагая исключение из списка молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья незаконным, 11 декабря 2020 года Смирнова А.А. обратилась в суд с иском к администрации Тотемского муниципального района, Департаменту строительства Вологодской области, в котором просила:

- признать незаконными постановление администрации Тотемского муниципального района от 05 декабря 2018 года №..., а также решение комиссии администрации Тотемского муниципального района по работе с молодыми семьями-претендентами на участие в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 26 марта 2020 года в части исключения Смирновой А.А. из участия в программе;

- обязать администрацию Тотемского муниципального района включить семью Смирновой А.А. в составе 2 человек (она и сын С.А.А..) в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 25 сентября 2009 года и предоставить Смирновой А.А. средства социальной выплаты в рамках реализации указанной подпрограммы в размере 520 012 рублей 50 копеек (том 1 л.д. 4-8).

В судебное заседание истец Смирнова А.А. не явилась, о времени и месте разбирательства по делу извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии (том 1 л.д. 241-242).

Представитель ответчика администрации Тотемского муниципального района по доверенности Лядова Т.В. исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с нормами действующего законодательства граждане, имеющие в собственности жилые помещения более учетной нормы на человека, снимаются с очереди в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. В 2018 году Смирновой А.А. приобретена квартира в собственность и при делении площади квартиры на количество жильцов, на каждого из членов семьи Смирновой А.А. вышло более учетной нормы, то есть более 12 кв.м. на человека, поэтому постановлением администрации Тотемского муниципального района от 05 декабря 2018 года №... Смирнова А.А. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Вместе с тем, данное обстоятельство не повлияло на участие Смирновой А.А. в программе мероприятий по реализации права молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Смирнова А.А. была включена в список- претендентов на участие в подпрограмме и на 2019 год и на 2020 год. В соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, органы местного самоуправления работают с гражданами, принимают заявления, рассматривают пакет документов, принимают решение и формируют список претендентов на участие в подпрограмме, а не на получение социальной выплаты. Ежегодно по состоянию на 01 июня текущего года формируется список претендентов на участие в подпрограмме, не зная объемов финансирования районного, областного и федерального бюджета на следующий финансовый год, так как бюджеты формируются в декабре. Поэтому в этот список претендентов на участие в программе включаются все участники. Список получателей социальных выплат формирует Департамент строительства Вологодской области исходя из бюджета, который определен на финансовый год. Изначально Смирнова А.А. была включена в список претендентов на участие в подпрограмме вместе с мужем С.А.В., который впоследствии был исключен из списка. В Департамент строительства Вологодской области списки ушли с неверно указанной датой рождения у Смирновой А.А. Департамент строительства Вологодской области пакет документов с личными данными у претендентов не запрашивает, поэтому Смирнова А.А. была включена в список претендентов на получение социальной выплаты на 2020 год. Смирнова А.А., являясь участником подпрограммы, знала требования, предъявляемые к участникам, но при выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты умолчала, что ей уже исполнилось 36 лет. В том случае, когда списки Департаментом уже утверждены, а возникли обстоятельства, влекущие необходимость исключения участника из списка претендентов, администрация района вносит предложения Департаменту по внесению изменений в утвержденный список претендентов на получение социальной выплаты. При обнаружении технической ошибки при утверждении списка претендентов на участие в подпрограмме на 2020 год в дате рождения Смирновой А.А. решением комиссии администрации Тотемского муниципального района по работе с молодыми семьями-претендентами от 26 марта 2020 года Смирнова А.А. была исключена из списка участников в подпрограмме, а не из списков претендентов на получение социальной выплаты. Были внесены Департаменту предложения по внесению изменений в список, вместо семьи Смирновой А.А. включить в список другую семью, следующую по очереди. Полагает, что правовых оснований для получения социальной выплаты на приобретение жилья Смирнова А.А. не имеет.

Ответчик Департамент строительства Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление (том 1 л.д. 163-165), в котором просил рассмотреть дело без участия своего представителя.

Решением Тотемского районного суда ФИО2 области от 19 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Смирновой А.А. к администрации Тотемского муниципального района, Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконными постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, решения об исключении из списка участников программы по обеспечению жильем молодых семей, обязании включить в список претендентов на получение социальной выплаты и предоставить социальную выплату на приобретение жилья отказано.

В апелляционной жалобе Смирнова А.А., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие оснований для исключения ее семьи из списка в связи с достижением возврата 35 лет, поскольку возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы не предусмотрена; что отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников программы в установленные сроки, не может повлечь для них негативных последствий в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Полагает, что поскольку администрация Тотемского муниципального района формирует список участников до 01 сентября текущего года, а на данный момент ее возраст составлял 35 лет, то ее семья отвечала всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей-участников

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований для его отмены.

Разрешая спор в части признания незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд первой инстанции, установив факт принадлежности Смирновой А.А. жилого помещения площадью 46 кв.м по адресу: <адрес>, пришел к выводу, что семья Смирновой А.А. перестала быть нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку причитающаяся на каждого члена семьи площадь составила более установленной учетной нормы.

С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, как основанным на законе и подтвержденным материалами дела.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ими являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4 и 5 названного Кодекса).

Постановлением Администрации Тотемского муниципального района от 03 декабря 2015 года №... установлена учетная норма на территориях сельских муниципальных образований, входящих в состав Тотемского муниципального района, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в размере 13 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Поскольку в настоящее время в собственности семьи Смирновой А.А. имеется жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 46 кв.м, при этом обеспеченность площадью на одного человека составляет 23 кв.м (46 кв.м : 2) или 15,3 кв.м (46 кв.м: 3) более учетной нормы (13 кв.м), необходимой для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным постановления администрации Тотемского муниципального района от 05 декабря 2018 года №... о снятии семьи Смирновой А.А. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договора социального найма, правомерен.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным решения об исключении из списка участников программы по обеспечению жильем молодых семей, обязании включить в такой список и предоставить социальную выплату на приобретение жилья, суд первой инстанции исходил из того, что семья Смирновой А.А. на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты утратила основания быть включенной в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в связи с достижением Смирновой А.А. 36-летнего возраста, а выделяемые на эти цели бюджетные средства имеют адресный и целевой характер.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку его выводы являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Вопросы, связанные с получением мер социальной поддержки молодой семьи при приобретении жилого помещения, регулируются специальным нормативным актом - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила предоставления молодым семьям социальных выплат).

Закрепив в названных выше Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из части 1 статьи 38, статьи 40 и пунктов "в", "ж" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (пункт 6).

Согласно пунктам 24, 25, 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий ведомственной подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займа, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

После доведения сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 27 указанных Правил).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Смирнова А.А., <ДАТА> года рождения, на момент формирования списка органом исполнительной власти Российской Федерации (на 11 декабря 2019 года) достигла предельного возраста (26 октября 2019 года ей исполнилось 36 лет), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.

Доводы жалобы о том, что на момент формирования списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты органами местного самоуправления (на май 2019 года) семья Смирновой А.А. соответствовала всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию, на правильность вынесенного решения не влияют, поскольку основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права, согласно которым возрастной критерий не должен превышать 35 лет на день формирования такого списка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае Департаментом строительства Вологодской области.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тотемского районного суда Вологодской области от 19 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирновой А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-2576/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
СМИРНОВА АННА АНАТОЛЬЕВНА
Ответчики
Администрация Тотемского муниципального района
Департамент строительства Вологодской области
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Кяргиева Наталья Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
13.05.2021Передача дела судье
08.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2021Передано в экспедицию
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее