Решение по делу № 2-2383/2024 от 17.05.2024

УИД 26RS0002-01-2024-004497-45

Дело № 2-283/2024

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

    1 июля 2024 года                                                                         г. Ставрополь

    Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

    председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гогжаевой К.С.,

    с участием: Берестнева К.Б., Рудаковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кравченко А. А. к министерству здравоохранения Ставропольского края об обеспечении лекарственными препаратами пожизненно,

установил:

Кравченко А.А. обратился с иском к министерству здравоохранения Ставропольского края об обеспечении лекарственными препаратами пожизненно.

В обоснование иска Кравченко А.А. указал, что является инвалидом <данные изъяты> группы, наблюдается и прикреплен к <данные изъяты> имеет заболевание <данные изъяты>.

<дата обезличена> в <данные изъяты> истцу по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО.

В связи с этим истец обратился к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. Обращение было отправлено <дата обезличена>. Ответ Министерства здравоохранения Ставропольского края истец не получил. На данный момент истец так и остается без назначенных по жизненным показаниям препаратов элексакафтор/ тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО.

Согласно ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в России редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Формирование перечня редких (орфанных) заболеваний осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения в лице его компетентного исполнительного органа – Министерство здравоохранения Российской Федерации - на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте rosminzdrav.ru в сети "Интернет" (ч. 2 ст. 44 ФЗ-323).

Истец указал, что его заболевание значится в указанном перечне.

Однако на сегодняшний день указанным препаратом истец не обеспечен.

Со ссылкой на Конституцию Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» просил иск удовлетворить.

В судебное заседание истец и его представитель Мухаметшина К.И. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Представители ответчика Берестнев К.Б., Рудакова Н.А. возражали против удовлетворения иска, указав, что граждане, имеющие инвалидность, имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в которую входит лекарственное обеспечение.

    Для граждан с инвалидностью на льготных условиях подлежат выписке лекарственные препараты, включенные в Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р (в редакции от 24.12.2022) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2023 год).

Лекарственные препараты «КАФТРИО» (элексакафтор/ тезакафтор/ ивакафтор) и «КАЛИДЕКО» (ивакафтор) не зарегистрированы на территории Российской Федерации. Незарегистрированные препараты на территории Российской Федерации и не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не могут быть закуплены министерством за счет федерального бюджета.

В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 « О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лекарственными препаратами обеспечиваются инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 группы, дети – инвалиды в возрасте до 18 лет, а также граждане, страдающие заболеваниями которые перечислены в Постановлении.

На реализацию данного Постановления из Бюджета Ставропольского края ежегодно выделяется финансирование, которое формируется на следующий финансовый год в июле текущего года.

В августе 2023 года сотрудниками министерства в министерство финансов Ставропольского края была подана подтверждающая потребность бюджетного финансирования на 2024 од для обеспечения пациентов в рамках вышеуказанного постановления.

Однако сумма выделенного бюджетного финансирования на 2024 год была уменьшена на 20%.

Заявка на обеспечение Кравченко А.А. лекарственными препаратами Кафтрио и Калидеко в адрес министерства поступила <дата обезличена>.

Соответственно, потребность в вышеуказанных лекарственных препаратах не включена в бюджет 2024 года, выделенный министерству для льготного обеспечения граждан в рамках Постановления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд признает иск Кравченко А.А. обоснованным.

Так, судом установлено, что Кравченко А.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, состоит на учете в <данные изъяты>, имеет заболевание <данные изъяты>.

Судом также установлено, что заболевание Кравченко А.А. значится в перечне редких (орфанных) заболеваний, формируемым Министерством здравоохранения Российской Федерации, размещено на его официальном сайте rosminzdrav.ru в сети "Интернет".

<дата обезличена> <данные изъяты> провел Консилиум, решением которого истцу назначены по жизненным показаниям препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО.

В соответствие со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

    Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

    Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

    Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

    Статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

    Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 2, ст.ст. 3 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

    Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона № 323-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

    Одними из основных принципов охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (п.п. 1, 2 ст. 4 Закона № 323-ФЗ).

    На основании ст. 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    Как следует из ч. 14 ст. 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

Согласно ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в России редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Формирование перечня редких (орфанных) заболеваний осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения в лице его компетентного исполнительного органа – Министерство здравоохранения Российской Федерации - на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте rosminzdrav.ru в сети "Интернет" (ч. 2 ст. 44 ФЗ-323).

    Согласно указанному перечню, заболевание Кравченко А.А. относится к перечню редких (орфанных) заболеваний.

    Для граждан с инвалидностью на льготных условиях подлежат выписке лекарственные препараты, включенные в Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р (в редакции от 24.12.2022) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2023 год).

Как следует из искового заявления и не оспаривается ответчиком, на момент рассмотрения дела истец не обеспечен необходимыми лекарственными препаратами.

В своих возражениях ответчик указывает, что лекарственные препараты «КАФТРИО» (элексакафтор/ тезакафтор/ ивакафтор) и «КАЛИДЕКО» (ивакафтор) не зарегистрированы на территории Российской Федерации. Незарегистрированные препараты на территории Российской Федерации и не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не могут быть закуплены министерством за счет федерального бюджета.

С данной позицией суд согласиться не может.

Согласно инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов «КАЛИДЕКО» и «КАФТРИО», препараты показаны для лечения муковисцидоза.

Указанный лекарственный препарат действительно не включен в перечень ЖНВЛП, установленный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, однако это обстоятельство не может ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

В Определении Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам от 12.08.2019 № 29-КГ19-1 указано, что отсутствие спорного препарата в перечне ЖНВЛП не может являться основанием для снижения уровня гарантий по сравнению с установленными Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Перечень ЖНВЛП – перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства для повышения их доступности для населения и лечебно-профилактических учреждений. Этот Перечень не ограничивает право врача на назначение и пациента на применение иных препаратов, не входящих в него.

    Такое решение врачебной комиссии, созданной в соответствии законом, в отношении Кравченко А.А. принято.

    Часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам.

    В соответствии с Приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вышеупомянутые перечни не ограничивают использование других лекарственных препаратов для лечения, если это необходимо по медицинским показаниям. Перечни лишь гарантируют тот минимум, который должен быть для лечения при наиболее распространенных заболеваниях, к которым«КАЛИДЕКО» и «КАФТРИО» не относится.

При этом Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и другое.

В соответствии с законом каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п. «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно Положению о Минздраве края, утвержденном постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.08.2012 № 564, Минздрав края является органом исполнительной власти Ставропольского края, реализующим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Минздрав края является главным администратором доходов бюджета Ставропольского края, главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций. Для решения возложенных на него задач Министерство осуществляет следующие функции: осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья. организует оказание медицинской помощи на территории региона в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; осуществляет закупки (в том числе организацию определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, организует обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения.

Статьей 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 предусмотрено, что источниками финансового бюджета бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, являются средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена, в т.ч., обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, а также привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Согласно статьям 2, 20, 39, 41 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства; каждый имеет право на жизнь; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага.

По смыслу ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье человека являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину с рождения, не отчуждаемы и подлежат защите в соответствии с Законом.

С учетом изложенного группа инвалидности Кравченко А.А. не влияет на его право на обеспечение лекарственным препаратом в установленном законом порядке, в связи с чем его иск подлежит удовлетворению.

На основании ст. 212 ГПК РФ суд полагает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку вследствие особых обстоятельств дела задержка исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для здоровья истца.

Однако такое исполнение необходимо производить с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Руководствуясь статьями 56, 67, 194 – 199, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    решил:

    исковое требование Кравченко А. А. удовлетворить.

    Обязать министерство здравоохранения Ставропольского края (ИНН 2633005994, ОГРН 1022601995712) организовать бесплатное обеспечение Кравченко А. А. (ИНН <номер обезличен>) лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО, назначенными по жизненным показаниям, указанным в Консилиуме от <дата обезличена> <данные изъяты> на постоянной основе, в необходимом объеме до отмены их применения.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Немедленное исполнение решения суда должно производиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                              Т.Н. Никитенко

Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.

Судья                                                    Т.Н. Никитенко

2-2383/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кравченко Артем Андреевич
Ответчики
министерство здравоохранения Ставропольского края
Другие
Мухаметшина Камила Илсуровна
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Никитенко Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
lenynsky.stv.sudrf.ru
17.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2024Передача материалов судье
21.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Дело оформлено
01.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее