Дело №2а-133/2022 г.
Поступило 17.02.2022 г.
54RS0016-01-2022-000208-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2022 года с. Довольное
Доволенский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Лукиной Л.А.
при секретаре Кушко Т.П.,
с участием административного истца – помощника прокурора Быковой Д.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Доволенского района Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, проведен мониторинг сети Интернет, в ходе которого выявлен сайт, на котором размещена информация о продаже неодимовых магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работы приборов учета, электричества, с URL-адресом:
- <адрес>
Посещение указанного сайта свободно для всех без исключения граждан, и не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. При этом какой-либо информации, указывающей на законность продажи магнитов, на сайте не содержится.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам федерального законодательства, подрывает авторитет государства, органов государственной власти.
Согласно ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, в том числе является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки данные указатели страницы сайта, на которой размещена указанная информация, в реестре отсутствует.
Просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: сайт <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Доволенского района Новосибирской области Быкова Д.О. на удовлетворении исковых требований настаивает по указанным в иске доводам. При этом пояснила, что с целью установления лиц, владеющих данным сайтом, c использованием сервиса WHOIS произведен осмотр данного интернет-сайта. В результате осмотра установлено, что информации о владельце не имеется. 22.02.2022 года были осуществлены звонки на указанный на странице сайта телефонный номер, однако на телефонные звонки не ответили. Таким образом, установление лиц, владеющих сайтом, не представилось возможным.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что обозначенная в административном исковом заявлении информация в сети «Интернет» по состоянию на 03.03.2022 год на указанном в заявлении сайте доступна. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных исковых требований не возражал.
Выслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика. В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству судья определяет иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (в том числе, владельцев сайтов в сети «Интернет», авторов размещенной на них информации). В случае выявления таких лиц, установления их места нахождения (места жительства) суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 № 3088-О федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи и к полномочиям которого отнесено создание, формирование и ведение Единого реестра, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, а потому административное исковое заявление подлежит подаче в районный суд по месту нахождения названного федерального органа исполнительной власти или его территориального органа. Из этого исходит и Верховный Суд РФ в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2018). Такое регулирование направлено на конкретизацию статьи 47 (часть 1) Конституции РФ и предполагает учет территории, на которой распространяется (к которой относится) информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, имея в виду, что предметом соответствующего судебного разбирательства является правовая оценка именно информации, распространяемой в сети «Интернет», а не законность действий лиц по ее распространению (созданию условий для ее распространения).
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (утв. Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 45), Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 5). Управление создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории Новосибирской области (п. 3). Управление является юридическим лицом (п.22).
В соответствии с ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Правовое положение Управления Роскомнадзора в качестве заинтересованного лица определяется только в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления.
В судебном заседании установлено, что на странице сайта с URL-адресом: сайт <адрес> размещена информация о продаже неодимовых магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работы приборов учета, электричества.
Посещение указанного сайта свободно для всех без исключения граждан, и не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. При этом какой-либо информации, указывающей на законность продажи магнитов, на сайте не содержится.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам федерального законодательства, подрывает авторитет государства, органов государственной власти.
Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает возможность ограничения доступа к информации в случаях, установленных федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст.153, ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пп.«г» п.35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В ходе проведения мониторинга в сети «Интернет» прокуратурой района выявлен сайт <адрес>, на котором у неустановленного круга лиц имеется возможность осуществить покупку магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета потребленных энергетических ресурсов.
Использование, применение продукции, информации, о распространении которой содержится на указанных сайтах, является противоправным, поскольку ведет к незаконному уклонению от уплаты потребляемых коммунальных ресурсов, что может привести к причинению имущественного ущерба ресурсоснабжающим организациям.
Ст.7.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Статьей 165 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, в том числе через сеть «Интернет», способствующей деятельности, за осуществление которой предусмотрены уголовная и административная ответственность.
Учитывая, что информация, размещенная на интернет-сайте с URL-адресом: <адрес> носит противоправный характер, может повлечь негативные социальные и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, то доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, суд считает, что имеются все основания для признания информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на вышеуказанном интернет-сайте информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На основании ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 данного закона основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В целях ограничения свободного доступа к вышеуказанным страницам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение URL-адреса <адрес> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».
С учетом изложенного, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения интернет-сайта по сетевому адресу: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Доволенский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Лукина Л.А.
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2022 года.