Дело № 2а-881/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2020 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Каташовой А.М.,
при секретаре Гуськовой М.Ю.,
с участием представителя административного ответчика РВЮ адвоката по назначению ЗОВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к РВЮ о взыскании пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее – ИФНС г. Иваново, Инспекция) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором с учетом заявления об изменении требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просит взыскать с РВЮ задолженность по пени, начисленным за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 57 рублей 35 копеек, а также государственную пошлину в установленном законом размере.
Требования мотивированы тем, что РВЮ, имея в собственности транспортное средство Мицубиси Лансер 2.0, гос.рег.знак №, являлся плательщиком транспортного налога, сумма которого за 2016 год составила 3000 рублей. Однако обязанность по его уплате за указанный налоговый период административным ответчиком исполнено несвоевременно, в связи с чем налоговым органом начислены пени за его неуплату за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 57 рублей 35 копеек. В его адрес административным истцом было направлено требование об уплате налогов и пени № от ДД.ММ.ГГГГ, которое оставлено РВЮ без исполнения в части уплаты пени.
Также Инспекция просила восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления, указывая на наличие уважительных причин пропуска срока, которыми являются отсутствие ресурсов на реализацию процедуры взыскания, большое количество претензионно-искового материала и налогоплательщиков.
Представитель административного истца ИФНС г. Иваново в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В связи с отсутствием у суда сведений о месте нахождения административного ответчика РВЮсуд, руководствуясь ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), обеспечил участие в деле в качестве его представителя адвоката ЗОВ, которая в судебном заседании против удовлетворения административного иска и ходатайства Инспекции о восстановлении пропущенного процессуального срока возражала.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В силу п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358НК РФ (ст. 357НК РФ).
Как следует из норм ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).
Налоговые ставки транспортного налога за 2016 год на территории Ивановской области установлены ст. 2 Закона Ивановской области № 88-ОЗ «О транспортном налоге» в редакции Закона Ивановской области «О внесении изменений в ст. 2 Закона Ивановской области «О транспортном налоге»» № 96-ОЗ от 06 октября 2015 года.
Нормы абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ определяют, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п. 1 ст. 362НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на имя РВЮ в период с 07 февраля 2015 года по 10 марта 2015 года было зарегистрировано транспортное средства Мицубиси Лансер 2.0, гос.рег.знак № (л.д. 34).
С учетом того, что по данным налогового органа указанный автомобиль был во владении административного ответчика по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9), Инспекцией по указанному автомобилю исчислен транспортный налог за 2016 год в сумме 3000 рублей, для уплаты которого в адрес РВЮ ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 11).
В нем имелся расчет налога, данные об объекте налогообложения, периоде взыскания, содержались сведения относительно суммы налога и сроке его уплаты.
В связи с несвоевременной уплатой РВЮ транспортного налога за 2016 год налоговым органом на сумму задолженности в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 57 рублей 35 копеек (л.д. 13).
В адрес РВЮ Инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в сумме 3000 рублей и начисленных пени в сумме 57 рублей 35 копеек с установлением срока для погашения имеющейся задолженности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Из данных лицевого счета налогоплательщика РВЮ (л.д. 18-19) усматривается, что недоимка по транспортному налогу за 2016 год в сумме 3000 рублей административным ответчиком погашена в полном объеме. На данное обстоятельство также указано представителем административного истца в адресованном суду заявлении об изменении требований (л.д. 54).
На основании ч.ч. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Стороной административного ответчика представленный расчет пени не оспорен, иных расчетов суду не представлено.
Вместе с тем, принимая во внимание, что налоговое законодательство связывает обязанность по уплате налога с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом, а в ходе судебного разбирательства по делу на основании сведений УМВД России по г. Иваново установлено, что административный ответчик РВЮ в 2016 году собственником транспортного средства Мицубиси Лансер 2.0, гос.рег.знак №, не являлся, учитывая, что уплата пени непосредственно связана с наличием задолженности по обязательным платежам, суд находит необоснованным начисление административному ответчикупени на задолженность по транспортному налогу за 2016 года в силу отсутствия у него обязанности по уплате транспортного налога за указанный налоговый период.
В этой связи суд считает требования Инспекции о взыскании с РВЮ суммы пени, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2016 год, в заявленном в иске размере необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к РВЮ о взыскании пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Каташова А.М.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 июля 2020 года.