Председательствующий по делу Дело №33-1855/2021
Судья Зизюк А.В.
(дело в суде первой инстанции №2-1/2021,
УИД 75RS0005-01-2019-000844-34)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кожиной Е.А.
судей Куклиной И.В., Процкой Т.В.
при секретаре Балагуровой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 17 июня 2021 года гражданское дело по иску ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России к Плотникову С. Я., Плотниковой Л. Н. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении и по встречному иску Плотникова С. Я., Плотниковой Л. Н. к ФГАУ «Росжилкомплекс», администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе истцов по встречному иску Плотникова С.Я., Плотниковой Л.Н.
на решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 8 февраля 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Плотникова С. Я., Плотниковой Л. Н. к 4 отделу Федерального государственного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о понуждении к предоставлению жилого помещения отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ссылалось на то, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в законсервированном военном городке №, относится к собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России и является служебным. Ответчики вселились в жилое помещение без заключения договора найма служебного жилого помещения с уполномоченными органами, в трудовых или служебных отношениях с организациями и учреждениями Министерства обороны РФ не состоят, поэтому подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Истец просил прекратить право пользования Плотникова С.Я., Плотниковой Л.Н. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (т. 1, л.д. 4-8).
В обоснование встречного иска Плотников С.Я., Плотникова Л.Н. указывали на то, что Плотников С.Я. является нанимателем спорного жилого помещения, находящегося в законсервированном военном городке №. Истцу вместе с супругой и детьми по прибытию для прохождения военной службы в 1998 году по жилищному договору было предоставлено жилое помещение, 20 июля 2000 года заключен типовой договор социального найма жилого помещения, в дальнейшем их переселили в спорное жилье с оформлением договора краткосрочного найма жилого помещения от 30 сентября 2011 года на Плотникову Л.Н. Плотников С.Я. является военным пенсионером, выслуга лет в календарном исчислении 22 года 4 месяца, в льготном исчислении – 25 лет. Плотникова Л.Н. проработала в войсковой части с 1 июня 1999 года по 2 мая 2012 года в должности <данные изъяты>, уволена по ликвидации штатов. В собственности жилье истцы не имеют, несут бремя содержания указанного жилого помещения, имеется типовой договор социального найма жилого помещения. В настоящее время котельную отсоединили и полностью разобрали, вывозят котлы, консервируют городок, систему отопления отсоединили. В период прохождения службы Плотников С.Я. подавал рапорт начальнику войсковой части о выделении ему сертификата для покупки квартиры, подавал рапорт в КЭЧ с. Бада о выделении благоустроенной квартиры, неоднократно обращался в ФГКУ «Востокрегионжилье», документы на получение квартиры находятся в 4 отделе. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России мер по переселению истца и членов его семьи из законсервированного жилья не принимало. 21 августа 2019 года истцу предложили переселиться в другое жилое помещение, однако оно занято по договору найма служебного жилого помещения. При уточнении иска указали, что по причине невозможности проживать в военном городке вынуждены снимать жилье в г. Петровск-Забайкальском. С учетом уточнений просили обязать 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» предоставить Плотникову С.Я., Плотниковой Л.Н. другое благоустроенное жилое помещение в собственность на постоянное место жительства, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 42 кв.м и находящемуся в г. Чите или другом городе РФ (т. 1, л.д. 123-124, 246, 247, т. 2, л.д. 47, 51, 147, 161-162).
Протокольным определением суда от 11 декабря 2019 года к участию в деле в качестве соответчика по встречному иску привлечено ФГКУ «Востокрегионжилье» (т. 2, л.д. 85-88).
Протокольным определением суда от 6 февраля 2020 года к участию в деле в качестве соответчика по встречному иску привлечена администрация городского округа «Петровск-Забайкальский», произведена замена ответчика по встречному иску ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России на ФГКУ «Востокрегионжилье» (т. 2, л.д. 85-88).
Определением суда от 4 августа 2020 года исковое заявление ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России оставлено без рассмотрения по существу, производство по делу в части встречных требований к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России прекращено в связи с отказом истца от требований к данному ответчику (т. 2, л.д. 147, 148-150).
Судом постановлено приведенное выше решение (т. 3, л.д. 55-57).
В апелляционной жалобе истцы по встречному иску Плотников С.Я., Плотникова Л.Н. выражают несогласие с решением суда, считают его незаконным и необоснованным, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Плотников С.Я. является военным пенсионером, выслуга лет в календарном исчислении 22 года 4 месяца, в льготном исчислении – 25 лет. Плотникова Л.Н. проработала в войсковой части с 12 сентября 1999 года по 2 мая 2012 года в должности <данные изъяты>, уволена по ликвидации штатов. В собственности жилье истцы не имеют, в настоящее время военный городок законсервирован и жить в квартире невозможно, истцы снимают жилье, денежных средств на приобретение жилья не имеют. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России мер по переселению истца и членов его семьи из законсервированного жилья не принимало. По прекращении контракта Плотников С.Я. неоднократно обращался к командиру войсковой части для предоставления жилого помещения, в 2011 году в порядке перераспределения предоставлена квартира в военном городке, ранее также истцы проживали в военном городке. Ссылаясь на статью 40 Конституции РФ, статью 2 ЖК РФ, Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Указ Президента РФ от 23 мая 2019 года №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» приводят довод о том, что Плотников С.Я. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» отказала в предоставлении истцам в собственность жилого помещения, так как к категории малоимущих они не относятся. Ссылаются на статью 89 ЖК РФ. Просят решение городского суда отменить (т. 3, л.д. 67-68).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 июня 2021 года произведена замена федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на правопреемника федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») (т.3, л.д. 147-149).
В суд апелляционной инстанции представитель истца по первоначальному иску ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, ответчики по первоначальному иску и истцы по встречному иску Плотниковы С.Я, Л.Н. (т. 3, л.д. 169-170), представитель ответчика по встречному иску администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика по встречному иску ФГАУ «Росжилкомплекс» Денисюк Л.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент увольнения Плотникова С.Я. с военной службы) военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на получение жилья уволенными военнослужащими урегулирован Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года №1054.
Согласно пункту 4 Правил вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
Общественную комиссию по жилищным вопросам возглавляет заместитель главы муниципального образования. В состав указанной комиссии включаются в обязательном порядке представители территориальных военных комиссариатов.
В соответствии с пунктом 12 названных Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
В силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции на момент консервации военного городка №3) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу пункта 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
Согласно статье 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Пунктом 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (пункт 2).
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (часть 3 статьи 104 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением Главы г.Петровск-Забайкальский от 22 декабря 2003 года № признан служебным фонд Петровск-Забайкальского гарнизона в/ч №, в том числе инв.№ кв. с № по № (т.1, л.д.16).
Из передаточного акта от 01 апреля 2011 года, утвержденного Министром обороны России, права и обязанности на имущество, в том числе на жилой дом инв.№ военный городок №, перешли к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России от ФГУ «Бадинская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России (т.1, л.д.17-19, т.3, л.д. 209).
Из ответа ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России от 11 июня 2021 года № на запрос суда апелляционной инстанции следует, что объекты недвижимого имущества, расположенные на территории военного городка № <адрес>, военный городок № приняты на учет учреждения от реорганизованного федерального государственного учреждения «Бадинская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 октября 2010 года № и передаточным актом от 01 апреля 2011 года. В соответствии с указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 30 октября 2014 года № обособленный отдел (хранения авиационных средств поражения) № авиационной базы материально-технического обеспечения дальней авиации (войсковая часть №, дислокация <адрес>, военный городок №) ликвидирован с 01 декабря 2014 года. Ликвидация войсковых частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, выписки из которых доводятся до соответствующих органов военного управления военных округов и хранятся в организационно-мобилизационных управлениях штабов военных округов, так как имеют особый гриф.
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 года № в отношении 66 объектов военного городка № организованы мероприятия по списанию и демонтажу, оставшиеся объекты военного городка №, в том числе и жилые дома с инв.№, №, № на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 07 мая 2015 года №245 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при подготовке и принятии решений в отношении объектов недвижимого военного имущества, необходимость использования которых в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации отсутствует» включены в перечень объектов спланированных к списанию и демонтажу, так как ранее главой городского округа «Город Петровск-Забайкальский» выражен отказ в приеме жилого фонда в муниципальную собственность в связи с удаленностью объектов от г.Петровск-Забайкальский.
Вопрос переселения граждан из военного городка, изложенный в запросе не входит в компетенцию учреждения.
Предоставление (изъятие) служебных жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации производится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года №485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала». Учреждением ответственным за реализацию данного приказа Министра обороны Российской Федерации на территории г.Петровск-Забайкальский является филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» (т.3, л.д. 198).
В перечне объектов недвижимого имущества, необходимость использования которых в интересах Восточного военного округа отсутствует, жилой дом инв.№ <адрес> указан (т.3, л.д. 202-203, 205-206).
Согласно паспорту <данные изъяты> № Плотников С.Я. зарегистрирован с 25 июля 2000 года по адресу: <адрес> (т.1, л.д.14, 60, 125).
В соответствии с паспортом <данные изъяты> № Плотникова Л.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес> с 14 сентября 1999 года (т.1, л.д.15, 71, 135).
Согласно паспортам <данные изъяты> №, <данные изъяты> № по адресу: <адрес> зарегистрированы (ФИО 1) с 28 августа 1998 года, (ФИО 2) с 04 декабря 2003 года (т.1, л.д.161-164).
Плотникова Л.Н. является пенсионером по старости, что подтверждено пенсионным удостоверением № от 13 мая 2009 года (т.1, л.д.72, 138).
Плотниковы С.Я. и Л.Н. состоят в браке со 2 августа 1980 года, что подтверждается свидетельством о заключении брака <данные изъяты> № (т.1, л.д.70, 134).
Из акта установления фактического проживания от 31 мая 2019 года, составленного начальником ЖКС № с.Бада (ФИО 3), бухгалтером абонентского пункта № (ФИО 6), уборщиком территорий АП № (ФИО 4) следует, что по адресу: <адрес> установлен факт проживания Плотниковой Л.Н., Плотникова С.Я.
Указанные лица занимают жилое помещение и пользуются жилищно-коммунальными услугами без подтверждающих право на вселение в жилое помещение документов. Акт составлен в присутствии незаконно проживающей в жилом помещении Плотниковой Л.Н. (т.1, л.д.10).
Согласно послужному списку, выписке из приказа Командующего 37 ВА ВГК (СН) от 01 ноября 1999 года №, выписке из приказа командира Войсковой части № от 02 декабря 1999 года №, военному билету <данные изъяты> № <данные изъяты> Плотников С.Я., <данные изъяты>, уволенный приказом Командующего 37 ВА ВГК (СН) от 01 ноября 1999 года № в запас по невыполнении условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона), с учетом предоставленного срока для сдачи дел и должности, с 6 декабря исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на учет в ВК Железнодорожного района г.Улан-Удэ, Республики Бурятия (т.1, л.д.45-46, 64-66, 94-101, 127, 129-132).
В соответствии со справкой Военного комиссариата Забайкальского края от 04 сентября 2019 года продолжительность военной службы Плотникова С.Я. составляет 22 года 3 месяца 26 дней в календарном исчислении, 25 лет 6 месяцев 8 дней в льготном исчислении (т.1 л.д.214).
Из трудовой книжки <данные изъяты> № следует, что Плотников С.Я. работал:
- с 10 октября 2000 года по 15 октября 2001 года в войсковой части №, 31 августа 2007 года уволен в связи с ликвидацией организации;
- с 01 апреля 2008 года по 23 октября 2008 года в Военном комиссариате г.Петровск-Забайкальского и Петровск-Забайкальского района;
- с 23 июля 2018 года в ГУЗ «Петровск-Забайкальская центральная районная больница» (т.1, л.д.61-63, 126).
Из трудовой книжки, дополнительного соглашения от 01 декабря 2008 года № к трудовому договору № от 13 марта 2001 года на имя Плотниковой Л.Н следует, что она работала с 1 июня 1999 года в в/ч № по 02 мая 2012 года <данные изъяты>, уволена по сокращению штатов (т.1, л.д.73-77, 138, 212).
24 июля 2019 года ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России направило в адрес Плотниковых С.Я., Л.Н. требование об освобождении занимаемого жилого помещения и сдаче его установленным порядком в абонентский пункт ФГБУ «ЦЖКУ» ЖКС № расположенный на территории ст.Бада, Хилокского района Забайкальского края в течение 10 дней с момента получения требования (т.1, л.д.12-13).
По информации ФГКУ «Востокрегионжилье» по состоянию на 08 августа 2019 года Плотников С.Я. не признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации.
По архивным сведениям квартирно-эксплуатационных частей района Министерства обороны Российской Федерации Плотников С.Я. на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма не состоял (т.1, л.д.36-37, 39-40, 42-43, 47-48).
Согласно ответу администрации городского округа «Город Чита» от 30 августа 2019 года на запрос ФГКУ «Востокрегионжилье» от 14 августа 2019 года, Плотников С.Я.на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в городском округе «Город Чита» не состоит, малоимущим не признавался. Обращений от указанного гражданина по жилищному вопросу в администрацию не поступало. сведения о предоставлении Плотникову С.Я. жилого помещения по договору социального найма администрацией отсутствуют. В адрес администрации обращений по жилищному вопросу в отношении Плотникова С.Я. из Военного комиссариата Забайкальского края либо других организаций не поступало (т.1, л.д.36-38).
Из ответа администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 28 августа 2019 года на запрос ФГКУ «Востокрегионжилье» от 09 августа 2019 года следует, что Плотников С.Я. в очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при администрации не состоит, жилым помещением по договору социального найма на территории города не обеспечивался, письменных обращений от Плотникова С.Я. по вопросу улучшения жилищных условий в администрацию не поступало (т.1, л.д.39-41).
В своем ответе Военный комиссар Забайкальского края от 23 августа 2019 года на запрос ФГКУ «Востокрегионжилье» указал, что сведения об обеспечении жильем Плотникова С.Я. по линии Министерства обороны Российской Федерации в его личном деле отсутствуют (т.1, л.д.42-44).
Из ответа администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ от 27 августа 2019 года на запрос ФГКУ «Востокрегионжилье» следует, что в соответствии со справкой МКУ «Управление информатизации и информационных ресурсов администрации г.Улан-Удэ» от 22 августа 2019 года на регистрационном учете по адресу: <адрес> Плотников С.Я. состоял с 01 июня 2000 года по 16 сентября 2000 года. По состоянию на 20 августа 2019 года квартира находится в собственности третьих лиц, на регистрационном учете состоят 4 человека, в состав семьи Плотниковы С.Я., Л.Н. не входят. Договор социального найма жилого помещения на территории Железнодорожного района г.Улан-Удэ на имя Плотникова С.Я., Л.Н. не заключался. Жилое помещение по указанному адресу в муниципальной собственности г.Улан-Удэ не состояло и не состоит (т.1, л.д.49-53).
Из ответа ФГКУ «Востокрегионжилье» от 23 августа 2019 года на обращение Плотникова С.Я. по вопросу обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства – г.Чита, Забайкальского края и по вопросу переселения из жилого помещения, по адресу: <адрес> следует, что по состоянию на 08 августа 2019 года Плотников С.Я. не признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации, на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма не состоял. Решения 4 отдела г.Читы ФГКУ «Востокрегионжилье» о предоставлении жилого помещения по указанному адресу не принималось, договор служебного найма не заключался. Заявителем не подтверждено право на вселение и проживание в жилых помещениях, расположенных на территории военного городка, объекты которого подлежат консервации. Положения части 2 статьи 103 ЖК РФ распространяются только на граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Документы не подтверждают право заявителя на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации (т.1, л.д.54-57).
В материалы дела Плотниковым С.Я. представлен жилищный договор без даты, подписан от в/ч № и пенсионером МО Плотниковым С.Я. В договоре не указано на предоставление какого-либо жилого помещения (т.1, л.д.78, 139, т.3, л.д. 173-174).
Также Плотниковым С.Я. представлен типовой договор социального найма жилого помещения № от 20 июля 2000 года, заключенный между Бадинской квартирно-эксплуатационной частью района и Плотниковым С.Я. о предоставлении Плотникову С.Я. и членам его семьи жилого помещения по адресу: <адрес> (т.1, л.д.79-80, 142-143).
При этом, указанный договор от 20 июля 2000 года заполнен на бланке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года №315.
Из справки в/ч № от 06 сентября 2007 года № следует, что Плотников С.Я. с членами семьи Плотниковыми Л.Н., (ФИО 1), (ФИО 2) проживают по адресу: <адрес> (т.1, л.д.82, 140, 213).
Истцами представлены жилищные договоры, заключенные между МО РФ, в лице командира войсковой части № (ФИО 5), и Плотниковой Л.Н. о предоставлении гражданскому персоналу и совместно проживающим с ним членам семьи служебного жилого помещения не позднее 3-х месяцев со дня заключения настоящего договора на период работы в войсковой части (т.1, л.д.211, т.3, л.д. 175-176).
В данных договорах не имеется даты, с какого времени предоставляется жилое помещение, по какому адресу предоставляется жилое помещение. В одном из договоров указан срок на 2011 год.
Кроме того, Плотниковыми С.Я., Л.Н. также предоставлен договор краткосрочного найма жилого помещения № от 30 сентября 2011 года, заключенный между РЭР №5 «Бада» филиала Читинский ОАО «Славянка» и Плотниковой Л.Н. о предоставлении ей и членам её семьи (Плотниковым С.Я., (ФИО 1), (ФИО 2)) во временное пользование квартиры по адресу: <адрес> на срок с 1 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года (т.1, л.д.81, 103-104, 141, 145-146, т. 3, л.д. 177).
Из представленных договоров не следует, что Плотниковы С.Я., Л.Н. проживали по договору социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>, данные договоры указывают, что ранее истцы проживали в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения, срок которого истек.
В соответствии со служебной запиской начальника 4 отдела (г.Чита) ФГКУ «Востокрегионжилье» в адрес начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» по факту выдачи договора социального найма жилого помещения от 20 июля 2000 года № Плотникову С.Я. указано, в архивных документах Бадинской квартирно-эксплуатационной части, переданных для хранения в 4 отдел, находится книга регистрации выдачи ордеров с 1994 года по 2000 годы. В книге выдачи ордеров за 2000 год информация о выдаче договора социального найма Плотникову С.Я. отсутствует. Регистрационные номера в период с 04 июля 2000 года по 26 сентября 2000 года проходят по порядку с номера 39 по 70. В 2000 году Военные городки №, №, № <адрес> были включены в перечень закрытых военных городков, и жилые помещения предоставлялись исключительно на условиях служебного найма. Городки были исключены из перечня закрытых военных городков Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года №. Просмотрены книги выдачи ордеров с 1987 года, сведений о том, что с Плотниковыми С.Я., Л.Н. заключался какой-либо договор или выдавался ордер по населенному пункту <адрес> не имеется (т.1, л.д.105-106).
21 августа 2019 года 4 отделом (г.Чита) ФГКУ «Востокрегионжилье» в адрес Плотниковых С.Я., Л.Н. направлено предложение для переселения в жилое помещение по адресу: <адрес> в связи с принятием решения о консервации жилого дома, отнесенного к жилищному фонду МО РФ, по адресу: <адрес> (т.1, л.д.107-108, 159).
Из справок филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО ЖЭ (К)О № от 23 июля 2019 года №, от 24 июля 2019 года №, № следует, что по адресу: <адрес> проживают Плотниковы С.Я., Л.Н., лицевой счет открыт с 01 ноября 2017 года, задолженности на 01.07.2019 года не имеют (т.1, л.д.84-88, 149-154).
По сведениям КГУП «Забайкальское БТИ» от 16 августа 2010 года в Реестре объектов технического учета сведений об участии граждан в приватизации жилья Плотниковыми С.Я., Л.Н. отсутствуют. Предприятие располагает сведениями о зарегистрированных правах на территории г.Петровск-Забайкальский и Петровск-Забайкальского района до 01 марта 1999 года (т.1, л.д.155-156).
Из уведомлений управления Росреестра по Забайкальскому краю от 20 августа 2019 года по состоянию на 19 августа 2019 года отсутствуют сведения о правах Плотниковых С.Я., Л.Н. на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости на территории Забайкальского края (т.1, л.д.92-93, 157-158).
29 октября 2019 года ФГКУ «Востокрегионжилье» на заявление Плотниковых С.Я., Л.Н. отказало в предоставлении жилого помещения в с.Бада по договору социального найма, указав, что в настоящее время Плотников С.Я. военнослужащим не является, нуждающимся в предоставлении жилых помещений, в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280 не признан; в 4 отдел сведения от реорганизованных КЭЧ районов и из расформированной в/ч № о включении заявителя органами местного самоуправления в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства не поступали (т.1, л.д.215, т. 3, л.д. 178).
09 января 2020 года Плотниковы С.Я., Л.Н. обратились с заявлением в администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения как нуждающихся, в связи с ликвидацией и расформированием в/ч № (бывшая в/ч №) (т.2, л.д.22-23).
Согласно ответу от 16 января 2020 года № на заявление Плотникова С.Я. администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» отказала заявителям в признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (т.2, л.д.24-25, 52, 139-140).
По информации отдела архивного дела администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 03 августа 2020 года в имеющихся на хранении документах архивного фонда администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» за 1998-2005 годы сведений о постановке на учет в качестве нуждающихся и об отказе в постановке на учет Плотниковых С.Я., Л.Н. не обнаружено (т.2, л.д.141).
Кроме того, Плотниковыми С.Я., Л.Н. 27 декабря 2019 года направлено заявление в адрес ФГКУ «Востокрегионжилье» о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения как нуждающихся, в связи с ликвидацией и расформированием в/ч № (бывшая №) (т.2, л.д.48-50).
Также, Плотниковы С.Я., Л.Н. 27 декабря 2019 года направили письмо в Военный комиссариат Забайкальского края о содействии в обеспечении их жилым помещением на праве собственности (т.2, л.д.59-62).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Плотниковых С.Я., Л.Н. о возложении обязанности на ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение в собственность на постоянное место жительства, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 42 кв.м и находящемуся в г. Чите или другом городе РФ, суд первой инстанции исходил из их необоснованности. Плотниковы С.Я., Л.Н. на учете нуждающихся в получении жилого помещения, улучшении жилищных условий в специализированных органах Министерства обороны Российской Федерации не состояли и не состоят, как не состоят на таком учете и в жилищном органе местного самоуправления городского округа «Город Петровск-Забайкальский». При этом, доказательств, подтверждающих право истцов состоять на таком учете, не представлено. Истцы не могут быть обеспечены жилым помещением в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23 мая 2019 года №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», поскольку за получением жилого помещения в установленном Указом порядке к ответчикам не обращались, кроме того, жилой дом, в котором ранее проживали истцы, более 10 лет не находится на территории закрытого военного городка. Также оснований для обеспечения Плотникова С.Я. жилым помещением в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не имеется, поскольку истец, будучи досрочно уволенным с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта военнослужащим, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не состоит и доказательств, что имеет право состоять на данном учете, не установлено.
С данными выводами судебная коллегия считает возможным согласиться, поскольку судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, выводы суда в решении мотивированы, соответствуют доказательствам по делу, и оснований для признания их ошибочными судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Плотников С.Я. является военным пенсионером, выслуга лет в календарном исчислении 22 года 4 месяца, в льготном исчислении – 25 лет; Плотникова Л.Н. проработала в войсковой части с 12 сентября 1999 года по 2 мая 2012 года в должности <данные изъяты>, уволена по ликвидации штатов; в собственности жилье истцы не имеют, в настоящее время военный городок законсервирован и жить в квартире невозможно, истцы снимают жилье, денежных средств на приобретение жилья не имеют; в соответствии со статьей 40 Конституции РФ, статьей 2 ЖК РФ, Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Указом Президента РФ от 23 мая 2019 года №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» Плотников С.Я. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма; администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» отказала в предоставлении истцам в собственность жилого помещения, так как к категории малоимущих они не относятся, не являются основанием для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности ответчиков предоставить истцам жилое помещение на праве собственности, поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы на учете нуждающихся в получении жилого помещения, улучшении жилищных условий в специализированных органах Министерства обороны Российской Федерации, органе местного самоуправления городского округа «Город Петровск-Забайкальский» не состояли и не состоят, доказательств, подтверждающих право истцов состоять на таком учете, ими также не представлено. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, истцы не могут быть обеспечены жилым помещением в порядке, установленном названным Указом, поскольку за получением жилого помещения в установленном Указом порядке к ответчикам не обращались, а также жилой дом, в котором ранее проживали истцы, более 10 лет не находится на территории закрытого военного городка.
Ссылки в апелляционной жалобы на то, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России мер по переселению истца и членов его семьи из законсервированного жилья не принимало, не могут повлечь отмены решения суда, поскольку истцами в обоснование законности своего проживания по адресу: <адрес> предоставлялись жилищные договоры, заключенные войсковой частью с Плотниковой Л.Н., а предоставление (изъятие) служебных жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации производится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года №485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала», за реализацию которого ответственным являлось ФГКУ «Востокрегионжилье», в данное время ФГАУ «Росжилкомплекс»
Доводы апелляционной жалобы о том, что по прекращении контракта Плотников С.Я. неоднократно обращался к командиру войсковой части для предоставления жилого помещения, в 2011 году в порядке перераспределения предоставлена квартира в военном городке, ранее также истцы проживали в военном городке, не являются основанием для удовлетворения исковых требований.
Так, доказательств обращений Плотникова С.Я. о предоставлении жилого помещения в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств постановки Плотникова С.Я. с членами его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения, улучшении жилищных условий в специализированных органах Министерства обороны Российской Федерации.
При этом, длительность проживания в жилом помещении, представленные в материалы дела истцами жилищные договоры не могут быть приняты судом как доказательства, подтверждающие проживание Плотниковых С.Я., Л.Н. в жилом помещении на условиях договора социального найма, в связи с чем ссылки на статью 89 ЖК РФ несостоятельны.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для признания выводов суда не соответствующими закону, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего жилищного законодательства и не вызывают сомнений в законности.
При таких условиях решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 8 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов по встречному иску Плотникова С.Я., Плотниковой Л.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.А.Кожина
Судьи: И.В.Куклина
Т.В.Процкая