Решение по делу № 4А-531/2016 от 19.08.2016

Дело № 4А-531/16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 сентября 2016 года                                 г. Саратов

Заместитель председателя Саратовского областного суда Ляпин О.М., рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» на постановление мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г. Саратова от 31.05.2016, решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 26.07.2016 о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г. Саратова от 31.05.2016, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 26.07.2016, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр» (далее – ФГБУ «Россельхозцентр») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе заявитель просит принятые судебные постановления отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает, что проверка филиала ФГБУ «Россельхозцентр», инициированная Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области (далее – Россельхознадзор) является превышением полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004. Выводы судов о совершении ФГБУ «Россельхозцентр» вменяемого правонарушения являются необоснованными и не соответствуют действующему законодательству РФ. Кроме того, мировой судья необоснованно отказал в назначении по делу лингвистической экспертизы пункта 1 раздела 1 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 28.01.2013 №29. Ссылается на положения ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, предусматривающие, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно ст.19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст.6.16, ч.1,2 и 4 ст.8.28.1, ч.2 ст.6.31, ч.4 ст.14.28, ст.19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 =0AB>OI53 - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 18.03.2016 заместителем руководителя управления Россельхознадзора по Саратовской области издан приказ №328-294ФЗ о проведении плановой выездной проверки в отношении ФГБУ «Россельхозцентр» с целью выполнения плана проверок на 2016 год, утвержденного приказом руководителя Россельхознадзора по Саратовской области №305 от 28.10.2015. В качестве задач настоящей проверки указано на недопущение нарушения законодательства в отношении правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений и внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян, недопущение нарушений правил реализации зерна. Правовыми основаниями проведения проверки указаны: ст. 9 Федерального Закона РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Федеральный Закон от 17.12.1997 №149-ФЗ «О семеноводстве»; Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №874; Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору». Срок проведения мероприятий установлен с 01.04.2016 по 27.04.2016 включительно (л.д.4 том 1).

В соответствии с приказом заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 18.04.2016 №616-и в вышеназванный приказ внесены изменения, в частности в п.8 (правовые основания проверки) добавлен Приказ от 08.12.1999 №859 «Об утверждении Положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений, ГОСТ 12046-86 «Документы о качестве», а также в п. 10 (перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю) добавлен Приказ Минсельхоза России от 28.01.2013 №29 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности» (л.д.5-6, том 1).

Как следует из акта проверки от 22.04.2016 21.04.2016 в ходе плановой выездной проверки филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Саратовской области, расположенного по адресу: г. Саратов, Октябрьский поселок, ул. 2-я Линия, д. 21, на основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Саратовской области от 18.03.2016 №328-294ФЗ и приказа от 18.04.2016 №616-и проверяющим органом были запрошены для ознакомления документы, связанные с целями и задачами и предметом выездной проверки: учредительные, правоустанавливающие и иные документы. В предоставлении следующих документов было отказано: копии за последние три года заявок на апробацию посевов сельскохозяйственных культур; копии за последние три года документов, удостоверяющих сортовую принадлежность высеваемых семян, их происхождение и качество; копии за последние три года актов апробации; копии за последние три года договоров на закупку семян для торгующих семенами фирм, пользующихся услугами ФГБУ «Россельхозцентр»; копии сертификатов сортовой идентификации; копии документов, подтверждающих соблюдение прав патентообладателя (для категории оригинальные семена); копии за последние три года журналов регистрации проб; копии рабочих карточек; копии за последние три года протоколов испытаний (л.д.10-14, том 1).

22.04.2016 заместителем начальника Управления Россельхознадзора по Саратовской области С.А.В. в отношении ФГБУ «Россельхозцентр» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ (л.д.7-9, том 1).

В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.

В соответствии со ст.37.1 Федерального закона от 17.12.1997 №149-ФЗ «О семеноводстве» государственный надзор в области семеноводства осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и государственного надзора в области сельского хозяйства согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 №201 «Вопросы федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) (далее - закрепленная сфера деятельности).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности.

Россельхознадзор находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному от 15.04.2013 №180 утверждено Положение об Управлении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области, согласно которому территориальным органом Россельхознадзора является Управление Россельхознадзора по Саратовской области, которое создано для осуществления функций по контролю и надзору в сфере, в том числе семеноводства сельскохозяйственных растений. В соответствии с п.9.1.5 Управление осуществляет надзор за деятельностью организаций, осуществляющих сертификацию семян сельскохозяйственных растений.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.01.2013 №29 утвержден Административный регламент, согласно которому Россельхознадзор осуществляет надзор в установленных законодательством РФ случаях, в том числе за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, расследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, выдачу заключений, а также иные работы в сфере карантина и защиты растений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы.

ФГБУ «Россельхозцентр» образовано на основании распоряжения Правительства от 05.05.2007 №556-р и приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 29.05.2007 №288, предусматривающих реорганизацию в форме слияния находившихся в ведении Минсельхоза Федеральных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций с последующим созданием на основе реорганизуемых учреждений в субъектах РФ обособленных структурных подразделений (филиалов) ФГБУ «Россельхозцентр». Указанная организация является правопреемником государственных семенных инспекций и станций защиты растений и оказывает государственные услуги в сфере растениеводства, в том числе осуществляет отбор проб семян, проведение лабораторных и полевых исследований в целях определения сортовой чистоты и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений, проводит лабораторные исследования семян, растений.

В соответствии с Положением филиала ФГБУ «Росссельхозцентр» по Саратовской области филиал осуществляет в целях оказания государственных услуг в сфере растениеводства (в том числе защиты растений и семеноводства) за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания широкую деятельность, связанную с работой с семенами (л.д.32-оборот, 33, т.1).

Факт совершения ФГБУ «Россельхоцентр» административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: копией приказа заместителя руководителя управления Россельхознадзора по Саратовской области №328-294ФЗ от 18.03.2016 о проведении плановой выездной проверки в отношении ФГБУ «Россельхозцентр» (л.д.4, т.1); копией приказа заместителя руководителя управления Россельхознадзора по Саратовской области №616-и от 18.04.2016 о внесении изменений в приказ от 18.03.2016 №328-294ФЗ (л.д.5-6, т.1); протоколом об административном правонарушении от 22.04.2016 №006004/03-03 (л.д.7-9, т.1); актом проверки от 22.04.2016 (л.д.10-14, т.1); копиями чеков, отслеживанием почтовых отправлений (л.д.15,16,17.18,19, т.1); копией уведомления от 18.04.2016 (л.д.20, т.1); уведомлениями о составлении акта проверки и о составлении протокола (л.д.21,22, т.1); ответами ФГБУ «Россельхозцентр», в которых организация отказывает в предоставлении документов, обосновав отказ тем, что правильность оформления запрашиваемых и не представленных документов могут проверять только органы, являющиеся держателями сертификации и аккредитации, то есть Росстандарт и Росакредитация (л.д.23-27,102-106,108,109-116, т.1); копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д.28); копией уведомления (л.д.29); копией сведений об учете в составе Статистического регистра (л.д.30, т.1); копией Положения о филиале ФГБУ «Россельхозцентр» по Саратовской области (л.д.31-37, т.1); копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д.37-54, т.1); копией приказа от 29.07.2008 о назначении Ф.И.Ф. на должность руководителя ФГБУ «Россельхозцентр» по Саратовской области (л.д.55, т.1); копией Устава ФГБУ «Россельхозцентр» (л.д.58-93, т.1).

Принимая во внимание установленные факты о непредставлении в установленный срок в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ФГБУ «Россельхозцентр» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.

Судами были полно и всесторонне оценены доказательства, представленные в материалы дела, всем им дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Оснований для переоценки представленных доказательств не усматривается.

Довод жалобы о том, что проверка филиала ФГБУ «Россельхозцентр», инициированная Россельхознадзором, является превышением полномочий, был предметом изучения судов первой и второй инстанции, которые обоснованно указали на его несостоятельность.

Суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что контроль в сфере семеноводства, в том числе за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, расследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, выдачу заключений, а также иные работы в сфере карантина и защиты растений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы входит в компетенцию Россельхознадзора, а ФГБУ «Россельхоцентр» является, с учетом установленных в Уставе и Положении видов деятельности, подконтрольным Россельхознадзору.

Истребуемые документы необходимы были контролирующему органу для выполнения задач проверки, а именно недопущения нарушения законодательства в отношении правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений и внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян, недопущение нарушений правил реализации зерна.

Доказательств, подтверждающих невозможность представления ФГБУ «Россельхозцентр» проверяющему органу указанных документов, материалы дела не содержат.

В силу ст.24.1 КоАП РФ судебные инстанции всесторонне, полно и объективно выяснили обстоятельства данного дела и разрешили его в соответствии с законом, в этой связи доводы жалобы о том, что выводы судов о совершении ФГБУ «Россельхозцентр» вменяемого правонарушения являются необоснованными и не соответствуют действующему законодательству РФ, несостоятельны.

Ссылка в жалобе на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства о проведении по делу лингвистической экспертизы, не может повлечь отмену судебных постановлений.

По смыслу ст.24.4 КоАП РФ суд вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела).

Согласно ст.26.4 КоАП РФ экспертиза по делу об административном правонарушении назначается лишь в том случае, когда при его рассмотрении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

Ходатайство ФГБУ «Россельхозцентр» рассмотрено мировым судьей в соответствии со ст.24.4 КоАП РФ. Вывод об отсутствии оснований для удовлетворения такого ходатайства мотивирован, поэтому сомнений не вызывает.

Ссылка в жалобе на ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, предусматривающую, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, несостоятельна, поскольку при рассмотрении дела неустранимых сомнений в виновности ФГБУ «Россельхозцентр» не установлено.

Рассматривая дело по существу, суды установили все фактические обстоятельства, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Все предъявленные доказательства были оценены судом в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности ФГБУ «Россельхозцентр» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.

Наказание ФГБУ «Россельхозцентр» назначено в пределах санкции ст.19.7 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г. Саратова от 31.05.2016, решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 26.07.2016 о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда                           О.М. Ляпин

4А-531/2016

Категория:
Административные
Другие
ФГБУ "Россельхозцентр"
Суд
Саратовский областной суд
Статьи

19.7

Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее