Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2021 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лосевой Н.В.
при секретаре Дубицкой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску СНТ «ЖАВОРОНКИ» к Министерству имущественных отношений Московской области, Администрации Одинцовского городского округа Московской области об установлении границ земель общего пользования, признании права долевой собственности
УСТАНОВИЛ:
Истец СНТ «ЖАВОРОНКИ» обратился в суд с указанным выше иском, с учетом уточненных требований, к Министерству имущественных отношений Московской области, Администрации Одинцовского городского округа Московской области об установлении границ земель общего пользования, признании права долевой собственности.
В обоснование исковых требований ссылается на то, что Постановлением Главы администрации Одинцовского района от ДД.ММ.ГГГГ за № в коллективную совместную собственность переданы земли общего пользования членам СНТ и выдано свидетельство о праве коллективной совместной собственности на землю №) от ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации Одинцовского района, которым оформлены земли общего пользования Истца в размере 0,24 га.
В настоящее время товарищество приняло решение о постановке на учет всех принадлежащих СНТ «Жаворонки» земель общего пользования, в связи с чем обратилось, к кадастровому инженеру для определения их реальных границ и площади.
Согласно Заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения судебной землеустроительной экспертизы, проведенной Автономная Некоммерческая Организация «Судебная Экспертиза Недвижимости и Бизнеса» «АДРЕС земельного участка СНТ «Жаворонки» согласно сведениям ЕГРН и заявляемым истцом границам общего пользования СНТ "Жаворонки” составляет № кв.м.. Из них № кв.м. (1,8 га) земли общего пользования, № кв.м. №) земельные участки физических лиц. Таким образом, фактическая площадь земельного участка СНТ «Жаворонки» не соответствует представленным в материалах дела правоустанавливающим документам»
Ссылаясь на то, что спорным земельным участком истец пользуется длительное время, что в силу положения ст.234 ГК РФ является основанием для признания права долевой собственности на спорный земельный участок и установлении границ земельного участка.
Представитель истца по доверенности Насырова М.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчики представитель Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание явились, о слушании дела извещены.
Представители третьих лиц ГКУ г.Москвы «Управление дорожно- мостового строительства, Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года, предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
- решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
- договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
- договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Пунктом 3 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков.
В п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) определено, что до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
Согласно п. 2.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, в случае, предусмотренном п. 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 ЗК РФ, заявления собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, указанных в абзаце пятом п. 2.7 настоящей статьи.
Таким образом, законом установлен порядок предоставления в общую собственность садоводческим товариществам земельных участков, в том числе ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Главы администрации Одинцовского района от ДД.ММ.ГГГГ за № в земельные участки общей площадью 7.76 га переданы членам СНТ «Жаворонки» и в коллективную собственность переданы земли общего пользования площадью 0,24 га.( л.д.28-29 т.1)
На основании указанного постановления выдано свидетельство о праве коллективной совместной собственности на землю №(№) от ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации Одинцовского района, которым оформлены земли общего пользования СНТ «Жаворонки» площадью 0,24 га. ( л.д.37)
Обращаясь в суд с настоящим иском истец указал, что фактическая площадь земель общего пользования составляет 18647 кв.м, сведения о земельном участке, площадью 18647 кв.м до настоящего времени не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровый номер земельному участку не присвоен, границы земельного участка общего пользования не определены.
Согласно Заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения судебной землеустроительной экспертизы, проведенной Автономная Некоммерческая Организация «Судебная Экспертиза Недвижимости и Бизнеса» «АДРЕС земельного участка СНТ «Жаворонки» согласно сведениям ЕГРН и заявляемым истцом границам общего пользования СНТ "Жаворонки” составляет 100975 кв.м.. Из них 18838 кв.м. (1,8 га) земли общего пользования, 82137 кв.м. (8,2 га) земельные участки физических лиц. Таким образом, фактическая площадь земельного участка СНТ «Жаворонки» не соответствует представленным в материалах дела правоустанавливающим документам. ( л.д.115 т.3)
Решением общего собрания членов СНТ «Жаворонки» от ДД.ММ.ГГГГ определены доли собственников участков в общедолевой собственности на земли общего пользования площадью 18647 кв.м .....
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в пункте 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (пункт 2 статьи 39 указанного выше Закона).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. В силу пунктов 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Таким образом, земельный участок становится объектом гражданских прав с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках такого земельного участка, в том числе о площади и местоположении характерных точек координат границ.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего, что СНТ «Жаворонки» предоставлены в коллективную собственность земли общего пользования площадью 0,24 га, в настоящем споре истец просит установить границы земельного участка общего пользования площадью 18647 кв.м, что в несколько раз превышает площадь земельного участка по правоустанавливающим документам, при этом доказательств предоставления земель общего пользования площадью 18647 кв.м не представил, как пояснил представитель истца, споров по границам не имеется, в установленном законом порядке о передаче данного земельного участка в долевую собственность не обращались, спорный земельный участок не сформирован и не прошел государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, не введен в оборот в качестве объекта прав и поэтому не может являться объектом права собственности, таким образом, иск об установлении границы земельного участка СНТ "Жаворонки» по фактическому пользованию площадью 18647 кв.м и внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений о его местоположении и границах и требование о признании права долевой собственности на земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования не подлежит удовлетворению.
Кроме того, порядок формирования земельного участка, в том числе установление границ такого участка, урегулирован нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и предусматривает внесудебную процедуру установления границ и регистрации прав на земельный участок.
Истец также заявил как основание признания права собственности на земельный участок - приобретательная давность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имуществе (приобретательная давность).
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Таким образом, по смыслу статьи 234 ГК РФ основанием приобретения права собственности на имущество в силу приобретательной давности является владение имуществом в отсутствие собственника, поэтому в отношении земельных участков применение приобретательной давности имеет свои особенности, которые заключаются, в первую очередь, в том, что приобретательная давность может быть применена только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении определенных условий. Что касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозяйным имуществом, так как являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.
Само по себе длительное пользование спорным земельным участком не свидетельствует о возникновении права на этот объект недвижимости в силу приобретательной давности, земельным законодательством не предусмотрено приобретение права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной неразграниченной и муниципальной собственности по основаниям приобретательной давности.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования СНТ «ЖАВОРОНКИ» к Министерству имущественных отношений Московской области, Администрации Одинцовского городского округа Московской области об установлении границ земель общего пользования площадью 18647 кв.м, признании права долевой собственности на земли общего пользования -оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: