40RS0011-01-2024-000210-51
Дело №2-1-268/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Козельск 27 марта 2024 года
Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Филиппенковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Сахарчук К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Александровой Т.Н. к Управлению Федеральной налоговой службы по Калужской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Александрова Т.Н. обратилась в Козельский районный суд Калужской области с вышеуказанным иском, в котором просит: взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию в размере четырёхмесячного содержания при увольнении по сокращению штатов в размере 39223 рублей 33 копеек, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 10040 рублей 10 копеек, недоплаченные отпускные за очередной отпуск с 2012 года по 2022 год включительно в размере 163997 рублей 90 копеек, сумму процентов в размере 184362 рублей 55 копеек, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей. В обоснование иска указано, что со 02 июля 1990 года по 24 марта 2023 года истец состояла в трудовых отношениях с Федеральной налоговой службой; последняя занимаемая должность федеральной государственной гражданской службы – главный государственный налоговый инспектор Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Калужской области; правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ); Приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Калужской области от 13.03.2023 №02-04-02/23 служебный контракт расторгнут по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В связи с сокращением должностей гражданской службы при увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 30 дней и компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
кроме этого, за период прохождения гражданской службы, а именно с 2012 по 2022 годы истцу выплачивались премиальные и стимулирующие выплаты, за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а так же единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; данные выплаты не были учтены работодателем при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания и сумм отпускных за периоды с 2012 по 2022 годы, что нарушает права истца, как гражданского служащего и работника; ответчику следовало учесть содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 разъяснения и включить премиальные и стимулирующие выплаты в расчет компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания, компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск и расчет отпускных за период 2012-2022 годы. В период прохождения государственной гражданской службы истцу были выплачены суммы:
- материального стимулирования: в декабре 2012 г. в размере 9090 руб. в июле 2013 г. в размере 8980 руб., в августе 2013 г. в размере 17215 руб., в октябре 2013 г. в размере 15340 руб., в декабре 2013 г. в размере 29100 руб., в июне 2014 г. в размере 16000 руб., в июле 2014 г. в размере 22000 руб., в октябре 2014 г. в размере 14000 руб., в декабре 2014 г. в размере 18700 руб., в июле 2015 г. в размере 29500 руб., в октябре 2015 г. в размере 16000 руб., в ноябре 2015 г. в размере 19246 руб., в декабре 2015 г. в размере 12000 руб., в июне 2016 г. в размере 20300 руб., в июле 2016 г. в размере 23000 руб., в октябре 2016 г. в размере 19500 руб., в декабре 2016 г. в размере 18000 руб., в апреле 2017 г. в размере 12000 руб., в июле 2017 г. в размере 7024 руб., в сентябре 2017 г. в размере 10600 руб., в декабре 2017 г. в размере 7770 руб., в апреле 2018 г. в размере 17000 руб., в июле 2018 г. в размере 14600 руб., в сентябре 2018 г. в размере 14000 руб., в декабре 2018 г. в размере 6600 руб., в апреле 2019 г. в размере 3800 руб., в июле 2019 г. в размере 7940 руб., в сентябре 2019 г. в размере 8300 руб., в декабре 2019 г. в размере 10000 руб., в апреле 2020 г. в размере 13200 руб., в июле 2020 г. в размере 8800 руб., в сентябре 2020 г. в размере 12112 руб., в декабре 2020 г. в размере 10000 руб., в апреле 2021 г. в размере 14031 руб., в мае 2021 г. в размере 31724 руб., в июне 2021 г. в размере 31724 руб., в июле 2021 г. в размере 17884 руб., в сентябре 2021 г. в размере 13053 руб., в декабре 2021 г. в размере 18203 руб., в апреле 2022 г. в размере 35000 руб., в июле 2022 г. в размере 25770 руб., 15400 руб., в октябре 2022 г. в размере 15500 руб., в декабре 2022 г. в размере 26000 руб.;
- месячной премии сверх фонда: в июне 2016 г. в размере 18246 руб., в июле 2016 г. в размере 15899 руб., в августе 2016 г. в размере 15812 руб., в сентябре 2016 г. в размере 15637 руб., в ноябре 2016 г. в размере 18246 руб., в декабре 2016 г. в размере 6643 руб., в марте2017 г. в размере 16006 руб., в июне 2017 г. в размере 14725 руб., в августе 2017 г. в размере 12419 руб., в сентябре 2017 г. в размере 22120 руб., в ноябре 2017 г. в размере 30000 руб., в апреле 2018 г. в размере 12546 руб., в июне 2018 г. в размере 25092 руб., в августе 2018 г. в размере 8200 руб., в сентябре 2018 г. в размере 8200 руб., в ноябре 2018 г. в размере 8200 руб., в декабре 2018 г. в размере 23985 руб., в марте 2019 г. в размере 12000 руб., в апреле 2019 г. в размере 18451 руб., в мае 2019 г. в размере 12177 руб., в августе 2019 г. в размере 12360 руб., в сентябре 2019 г. в размере 24720 руб., в декабре 2019 г. в размере 19246 руб., в марте 2020 г. в размере 28869 руб., в июне 2020 г. в размере 26944 руб., в августе 2020 г. в размере 18860 руб., в сентябре 2020 г. в размере 18860 руб., в ноябре 2020 г. в размере 27360 руб.; единовременной выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска: в марте 2015 г. в размере 13286 руб., в марте 2016 г. в размере 13286 руб., в июле 2017 г. в размере 13286 руб., в июне 2018 г. в размере 13818 руб., в июле 2019 г. в размере 13818 руб., в июне 2020 г. в размере 14414 руб., в апреле 2021 г. в размере 14850 руб., в марте 2022 г. в размере 14850 руб. Указанные выплаты ответчиком не учтены при расчете среднего заработка для расчета отпускных на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период работы со 02 июля 2012 года по 31 декабря 2022 года, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная пунктом 3.1 части 3 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, истец полагает, что ответчиком не в полном объеме выплачены сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, сумма компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и суммы отпускных за период с 02 июля 2012 по 31 декабря 2022; в соответствии с положениями ст. 236 Трудового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за нарушение работодателем установленного срока выплат, причитающихся работнику (расчет приложен к иску) в размере 184362 рубля 55 копеек; в силу положений ст. 237 Трудового кодекса РФ, исходя из характера причиненных истцу нравственных страданий, принимая во внимание, что право на труд и его оплату гарантируются Конституцией Российской Федерации, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей; при прекращении трудового договора в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе и имеющиеся задолженности, если ранее эти задолженности не были погашены. С момента полного погашения работодателем задолженности надлежит исчислять установленный ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ годичный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Учитывая, что служебный контракт с истцом расторгнут 24 марта 2023 года, срок исковой давности исчисляется с момента окончательного расчета работодателя с работником при увольнении, с настоящим иском истец обращается в суд в феврале 2024 года, не совершение работником действий по истребованию в более ранние сроки денежных средств не свидетельствует о пропуске специального срока исковой давности, исходя из длящегося характера нарушения и обязанности работодателя по своевременной и полной выплате работнику причитающихся денежных средств в полном объеме, следовательно, срок на обращение в суд не пропущен.
В возражениях на исковые требования ответчик указывает, что не согласен с исковыми требованиями, просит отказать в их удовлетворении, указав при этом, что при увольнении истца, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы была произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 62585 рублей 40 копеек; при этом выходное пособие не выплачивается; компенсация, выплачиваемая при увольнении с государственной гражданской службы, по существу является выходным пособием, поскольку выплачивается при увольнении гражданского служащего, то есть данная категория выплат предусматривается лишь при наличии факта увольнения государственного служащего; материальное стимулирование не входит в перечень дополнительных выплат к денежному содержанию гражданского служащего; порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года №611; материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных налоговых органов за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование, то есть являются самостоятельными выплатами, не носят системных характер, не являются гарантированными выплатами и производятся за счет лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели дополнительно сверх утвержденного фонда оплаты труда; истец ежемесячно получал расчетные листы, в которых отражены все начисленные суммы денежного содержания за период нахождения в очередных отпусках, и имел возможность проверить расчеты, то есть не мог не знать о нарушенном праве, никаких мер по обращению в суд в течение данного периода истцом предпринято не было, с заявлениями о нарушении своих прав, обусловленных неполной выплатой денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, в органы прокуратуры или государственную инспекцию труда не обращались, таким образом, за период с 02 июля 2012 года по 31 декабря 2022 года, исходя из требований ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ, годичный срок обращения в суд пропущен; доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, которые могли бы объективно препятствовать своевременному обращению с иском, истцом не представлено; довод истца, что срок не пропущен, не состоятелен, в данном случае, истцом заявлены требования не о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, а о взыскании не начисленной ей заработной платы, поэтому оснований для признания предполагаемого нарушения трудовых прав в части недоначисления работодателем оплаты труда и спорных правоотношений длящимися не имеется, в связи с чем, доводы истца об исчислении срока обращения в суд с даты увольнения, являются несостоятельными; при обращении работника в суд с требованием о компенсации морального вреда, должны быть доказательства, подтверждающие, что работнику причинены моральные и нравственные страдания, причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступившими у истца какими-либо негативными последствиями, истцом этого не сделано.
В судебное заседание истец Александрова Т.Н. и её представители не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, заявлением просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают.
В судебное заседание представитель ответчика - Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив исковое заявление, представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 50 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3.1 ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 – 8.3 ч. 1 настоящей статьи гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно ч. 13 ст. 46 Федерального закона №79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подпункта «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления, которыми также предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Судом установлено, что Александрова Т.Н. проходила государственную гражданскую службу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Калужской области с 02 июля 1990 года;
15 августа 2005 года с Александровой Т.Н. был заключен служебный контракт №47, с учетом дополнительных соглашений к нему, в п. 9 контракта установлено, что денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоением классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;
приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Калужской области №02-04-02/23 от 13 марта 2023 года Александрова Т.Н. уволена с 24 марта 2023 года с должности главного государственного налогового инспектора в связи с сокращением должностей гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ;
в соответствии с приказом Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области от 07 декабря 2022 года №57-02/230 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области и проведении организационно-штатаных мероприятий» Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Калужской области с 27 марта 2023 года реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Калужской области;
согласно расчету денежного содержания Александровой Т.Н. от 13 марта 2023 года, подлежащего выплате: компенсация в размере четырех месячного содержания в размере 244500,68 рублей, компенсация за 30 календарных дней неиспользованного отпуска в размере 62585,40 рублей, сумма сохраняемого денежного содержания за целый месяц, в размере 61125,17 рублей. (Т. 1 л.д. 178)
В период прохождения службы истцу выплачивались суммы: материального стимулирования: в декабре 2012 – 9090 рублей, в 2013 году – в сумме 70635 рублей, в 2014 году – в сумме 70700 рублей, в 2015 году – в сумме 76746 рублей, в 2016 году – в сумме 80800 рублей, в 2017 году – в сумме 37394 рубля, в 2018 году – в сумме 52200 рубля, в 2019 году – в сумме 30040 рублей, в 2020 году – в сумме 44112 рублей, в 2021 году – в сумме 126619 рублей, в 2022 году – в сумме 117670 рублей,
месячные премии сверх фонда: в 2016 году – в сумме 90483 рубля, в 2017 году – в сумме 95270 рублей, в 2018 году – в сумме 86223 рубля, в 2019 году – в сумме 98954 рубля, в 2020 году – в сумме 120893 рубля,
единовременной выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска: в июне 2013 года – 12592 рублей, в июле 2014 года – 13286 рублей, в марте 2015 года - 13286 рублей, в марте 2016 года - 13286 рублей, в июле 2017 года - 13286 рублей, в июне 2018 года - 13818 рублей, в июле 2019 года - 13818 рублей, в июне 2020 года - 14414 рублей, в апреле 2021 года - 14850 рублей, в марте 2022 года - 14850 рублей.
При расчете денежного содержания для исчисления указанной компенсации не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, выплаченные в период с 2012 до 2022 года за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что выплаченное Александровой Т.Н. материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.
Распределение между территориальными органами предусмотренного ФНС России объема дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленных фондов оплаты труда производится по решению руководителя ФНС России.
На основании приведенных норм материального права суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование, выплаченное Александровой Т.Н. в период 2012 - 2022 гг. в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2020 года №601, по своей правовой природе относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, следовательно, должно учитываться при расчете компенсационных выплат при увольнении в связи с сокращением штатной численности и компенсации за неиспользованный отпуск, чего ответчиком не сделано.
Расчет предствленный истцом недоплаченной компенсации в размере четырёхмесячного содержания при увольнении по сокращению штата, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении, недоплаченные отпускные за очередной отпуск с 2012 по 2022 гг., ответчиком не оспаривается, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что расчет верен. Данный расчет исковых требований понятен, обоснован, математически верен и принимается судом.
Частью 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Довод ответчика о том, что истцом пропущен срок на обращение в суд о взыскании недоплаченных отпускных за период работы с 2012 по 2022 годы, суд находит несостоятельным, по следующим основаниям:
при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 ст. 392 Трудового кодекса РФ, они могут быть восстановлены судом.
Как следует из разъяснений п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Частью 1 ст. 140 Трудового кодекса РФ, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
При прекращении трудового договора в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе и имеющиеся задолженности, если ранее эти задолженности не были погашены. С момента полного погашения работодателем задолженности надлежит исчислять установленный ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ годичный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Принимая во внимание в совокупности обстоятельства невыплаты Александровой Т.Н. денежных сумм, не позволивших истцу своевременно обратиться в суд за разрешением спора, учитывая, что до дня увольнения истец справедливо рассчитывал на полную выплату работодателем причитающихся ей денежных средств, лишь при увольнении Александровой Т.Н. стало известно о нарушении ответчиком её трудовых прав неполной выплатой причитающихся работнику выплат. Исходя из длящегося характера нарушения и обязанности работодателя по своевременной и полной выплате работнику причитающихся ему выплат, не совершение работником действий по истребованию задолженности в более ранние сроки, не свидетельствует о пропуске специального срока исковой давности.
Учитывая, что окончательный расчет при увольнении произведен с истцом 24 марта 2023 года, с иском Александрова Т.Н. обратилась в суд 29 февраля 2024 года, то есть в пределах годичного срока с момента окончательного расчета, основания для отказа в удовлетворении иска в связи пропуском срока обращения в суд за защитой нарушенного права отсутствуют.
Предусмотренные ст. 236 Трудового кодекса РФ проценты (денежная компенсация), подлежащие уплате работодателем в случае несоблюдения им установленного срока выплаты причитающихся работнику денежных средств или выплаты их в установленный срок не в полном размере, являются мерой материальной ответственности работодателя, призванной компенсировать работнику негативные последствия нарушения работодателем его права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и тем самым отвечающей предназначению данного вида ответственности как элемента механизма защиты указанного права работника. В случае же длительной задержки выплаты заработной платы, даже при условии ее взыскания в судебном порядке с учетом проведенной работодателем на основании ст. 134 данного Кодекса индексации, покупательная способность заработной платы снижается, а уплата данных процентов (денежной компенсации) способствует, в том числе антиинфляционной защите соответствующих денежных средств. Кроме того, возложение на работодателя обязанности по уплате таких процентов (денежной компенсации) имеет и превентивное значение.
Как следует из ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ, обязанность работодателя уплатить денежную компенсацию возникает в силу нарушения им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, либо выплаты их в установленный срок не в полном размере.
Если же работодатель, выплатив работнику все причитающиеся ему выплаты в полном объеме, но с нарушением установленного срока либо в установленный срок, но не в полном размере, отказывается уплатить проценты (денежную компенсацию), то работник не лишен возможности воспользоваться правом на судебную защиту, поскольку факт нарушения его права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, а значит, и основание для привлечения работодателя к материальной ответственности имеют место. Право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено не только вследствие просрочки выплаты работодателем причитающихся работнику сумм заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат и (или) выплаты их не в полном размере, но и посредством того, что работодатель - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и трудового договора - вовсе не начисляет и, соответственно, не выплачивает те или иные полагающиеся работнику выплаты.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2023 года №16-П признана ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации и постановлено, что впредь до внесения изменений в правовое регулирование предусмотренные ч.1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
Согласно статьям 6, 79, 80 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации все решения Конституционного Суда Российской Федерации общеобязательны и окончательны, вступают в силу немедленно и действуют непосредственно, акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Исходя из вышеизложенного, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) за нарушение работодателем установленного срока выплат, причитающихся работнику в размере 184362 рубля 55 копеек.
Статьей 237 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме, определяемой соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав Александровой Т.Н., то в силу положений ст. 237 Трудового кодекса РФ, она имеет право на компенсацию морального вреда.
Согласно п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости
С учетом приведенных положений закона, определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает объем и характер причиненных работнику в связи с длительной невыплатой работодателем причитающихся ему денежных средств нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости и приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Александровой Т.Н. к Управлению Федеральной налоговой службы по Калужской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 39223 ░░░░░ 33 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10040 ░░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ 2012 ░░░░ ░░ 2022 ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 163997 ░░░░░░ 90 ░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 184362 ░░░░░░ 55 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03.04.2024 ░░░░.