Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(заочное)
10 мая 2023 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Касаткина А.Л., с участием помощника прокурора Пестяковского района Кузьминой Н.А., при секретаре Правдиной Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Пестяковского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Захаровой Юлии Николаевне о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пестяковского района Ивановской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Захаровой Ю.Н. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Пестяковского района проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении в части предупреждения распространения туберкулеза, в ходе которой выявлены нарушения Захаровой Ю.Н., освобожденной из исправительного учреждения, сроков и периодичности прохождения ею обязательного профилактического осмотра в целях выявления туберкулеза. По результатам проверки установлено, что Захарова Ю.Н. освободилась из мест лишения свободы 04 мая 2022 года и до настоящего времени профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза ею не пройден. Уклонение Захаровой Ю.Н. от исполнения данной обязанности влечет за собой не только риск заболевания туберкулезом, но и его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, и, как следствие, его запоздалое лечение. Ответчик создает угрозу жизни и здоровью других граждан, неопределенного круга лиц, защита прав которых обусловила обращение прокурора с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора Пестяковского района Кузьмина Н.А. требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
В судебное заседание ответчик Захарова Ю.Н., представитель третьего лица ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ» не явились, о дне, месте, времени проведения судебного заседания извещены в порядке ст. 113 ГПК РФ, об уважительности неявки не уведомили, об отложении дела не просили.
Принимая во внимание, что судом принимались меры по извещению ответчика о месте и времени рассмотрения дела, однако ответчик в судебное заседание не явился, доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки в судебное заседание, не представил, суд с учетом согласия истца считает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии с положениями ст. 167, 233 ГПК РФ в порядке заочного судопроизводства, о чём вынесено определение, занесенное в протокол судебного заседания.
Суд, руководствуясь ч. 3,4 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел данное дело в отсутствие не явившегося ответчика и третьего лица.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Положениями ст. 5 ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 1). Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств (ч. 2). Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (ч. 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного закона охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 12 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 4 части 9 статьи 20 указанного выше закона медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 данного закона граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Исходя из требований части 1, пункта 1 части 2 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Одним из видов медицинских осмотров является профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
В соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Граждане обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
Статьей 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 77-ФЗ) к профилактике туберкулеза отнесен комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 77-ФЗ лица, в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения, которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно приложения к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2017 № 124н, лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, в течение первых 2 лет после освобождения обязаны 2 раза в год проходить профилактический осмотр в виде флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких).
В п. 809 санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика туберкулеза» СП 3.3686-21, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 4, установлено, что по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.
В судебном заседании установлено, что помощником прокурора Кузьминой Н.А. проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении в части предупреждения распространения туберкулеза, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в не прохождении физическими лицами, освобожденными из мест лишения свободы, обязательного профилактического осмотра в целях выявления туберкулеза (л.д.9-11).
В ходе прокурорской проверки установлено, что Захарова Юлия Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, освободилась из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Согласно информации, представленной ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ», Захарова Ю.Н. проходила профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Таким образом, Захарова Ю.Н. после освобождения из мест лишения свободы в 2022 году и по настоящее время профилактический медицинский осмотр в ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ» не проходила. Доказательств обратного ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Пестякоского района подлежат удовлетворению.
Часть 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых понужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
С учетом заявленных исковых требований прокурора в части установления срока исполнения ответчиком обязанности в течение 20 дней с момент вступления решения суда в законную силу, отсутствия возражений со стороны ответчика против данного срока, суд приходит к выводу, что данный срок является разумным, вследствие чего судом принимается решения исходя из данного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Пестяковского района Ивановской области (<данные изъяты>) к Захаровой Юлии Николаевне <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать Захарову Юлию Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в Пучежский районный суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчик вправе обжаловать заочное решение суда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Л. Касаткин
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2023 года
Судья А.Л. Касаткин