Решение по делу № 33-1982/2023 от 25.01.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

91RS0024-01-2022-004933-8533-1982/2023 (2-4390/2022) Председательствующий судья первой инстанции        Кулешова О.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

    председательствующего судьи     Аврамиди Т.С.

    судей                        Онищенко Т.С., Рошка М.В.

    при секретаре                Медовник И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Ялта Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, о признании права собственности на земельный участок,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1ФИО2 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.11.2022,

УСТАНОВИЛА:

    в сентябре 2022 года ФИО3 Э.Х. обратился в суд с иском к администрации города Ялта Республики Крым, в котором просил признать право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в порядке завершения оформления прав.

    В обоснование заявленных требований указано, что решением Алупкинского городского совета АРК от ДД.ММ.ГГГГ с внесенными в него изменениями решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. 21.12.2020 истец обратился в администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением о передаче ему в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, однако 02.02.2021 получил ответ об отсутствии у него соответствующего права ввиду истечения срока действия решения органа местного самоуправления. Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20.05.2021 за истцом признано право на завершение оформления права собственности на земельный участок. На основании вступившего в законную силу решения суда истец повторно обратился к ответчику с заявлением о передаче в собственность земельного участка. Письмом от 17.09.2021 Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым сообщил о том, что срок подачи заявлений на завершение оформления прав на земельный участок истек 31.12.2020. Указанные обстоятельства явились основанием обращения истца в суд за защитой нарушенного права путем признания права собственности на спорный земельный участок (л.д. 1-2, 15, 19-21).

    Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым (л.д. 35-36).

    Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.11.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права собственности на земельный участок отказано (л.д. 82-84).

    На указанное решение представителем истца - ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт, ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.11.2022 и принять по делу новое решение, которым иск ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

    Доводы жалобы сводятся к тому, что при наличии действующего решения органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ с внесенными в него изменениями решением от ДД.ММ.ГГГГ , дающего апеллянту право приобрести испрашиваемый земельный участок в собственность в порядке завершения оформления прав, вступившего в законную силу решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 20.05.2021, которым за ФИО1 было признано право на дооформление в собственность земельного участка, а также при подаче им первоначального заявления 21.12.2020, а именно до истечения установленных законом сроков, отказ ответчика по мотиву окончания срока действия Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», нарушает его право на получение земельного участка в собственность. Единственным возможным способом восстановления нарушенного права истец считает признание за ним права собственности на спорный участок, в чем решением суда первой инстанции незаконно и необоснованно отказано (л.д. 88-89).

    Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

    Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела почтовыми отправлениями, а также в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посредством размещения информации на электронном сайте Верховного Суда Республики Крым в сети «Интернет», лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

    Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц при имеющейся явке.

    В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    Заслушав судью докладчика об обстоятельствах дела, исследовав материалы дела, обозрив гражданское дело , административное дело , проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения по доводам жалобы с учетом следующего.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, при разрешении настоящего спора городским судом такие нарушения не допущены.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь частью 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», статьями 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что право собственности на спорный земельный участок у истца еще не возникло и при отсутствии документов, свидетельствующих о праве собственности на спорный земельный участок, нарушенные права лица не подлежат защите путем признания права. Предоставление земельных участков лицам, имеющим право на завершение оформления права на земельный участок, отнесено к компетенции органов местного самоуправления и суд не праве подменять установленную законом процедуру путем удовлетворения требований о признании права собственности. Доводы истца о том, что ввиду отказа в предоставлении земельного участка в административном порядке признание права собственности на него возможно только в судебном порядке, отклонены, поскольку требования истца в данном случае сводятся к признанию права собственности на спорный земельный участок в судебном порядке в обход специальных процедур оформления участка в собственность.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как основанными на правильно установленных обстоятельствах дела и верно примененных нормах материального права.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исходя из пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".

Согласно статье 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14.10.2008 по 21.03.2014 (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях, в том числе бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в части 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона (часть 2).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).

02.09.2014 Постановлением Совета министров Республики Крым N 313 утвержден Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, согласно пункта 1 которого настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".

Завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14.10.2008 по 21.03.2014 (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (пункт 4 Порядка).

Для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган:

в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;

в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5 Порядка).

Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам содержатся в пунктах 6, 7 Порядка.

В соответствии с пунктом 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", а именно:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21.03.2014, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом возможность завершения оформления права на земельные участки в соответствии с приведенным нормативно-правовым актом ограничена сроком - заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 01.01.2021 (часть 7).

Частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ решением 40 сессии Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым 4-го созыва ФИО15 дано разрешение выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозпостроек и сооружений (л.д. 4).

ДД.ММ.ГГГГ решением 46-й очередной сессии Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым 5-го созыва в редакцию решения 40 сессии Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения (л.д. 5).

Гражданину Украины ФИО14 дано разрешение выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (пункт 2).

Утвержден генеральный план застройки предполагаемого к отводу гр. ФИО13 земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (пункт 3).

Земельный участок в соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Украины отнесен к категории земель: - «земли жилой и общественной застройки» (пункт 4).

20.09.2010 по акту принятия зеленых насаждений, произрастающих на отводимом земельном участке, ориентировочной площадью <данные изъяты> га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозпостроек и сооружений, с благоустройством прилегающей территории по адресу: <адрес> 17 древесно-кустарниковых насаждений, подлежащих сохранению, из которых Фисташка туполистная (инвентарный №17) занесена в Красную книгу Украины и подлежит особой охране согласно Законов Украины: статей 35 и 64 «Об охране окружающей природной среды» и статей 5 и 12 «О Красной книге Украины», переданы под сохранность ФИО16 и приняты им на ответственное хранение (л.д. 131-132).

17.04.2015 по заказу ФИО1 кадастровым инженером ФИО11, № квалификационного аттестата кадастрового инженера , подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 133-134).

Сведений о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в материалах дела не содержится, как и сведений о наличии на земельном участке строений и сооружений.

22.12.2020 ФИО17 направил в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым заявление о предоставлении указанного земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок (л.д. 6, 6, оборот).

02.02.2021 по результатам рассмотрения обращения ФИО1 Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым сообщением отказано в реализации права на получение земельного участка в собственность со ссылкой на то, что решение 40 сессии Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым 4-го созыва утратило срок действия и не является основанием для завершения оформления прав на земельный участок (л.д. 8).

20.05.2021 решением Ялтинского городского суда Республики Крым по гр. делу за ФИО1 признано право на завершение оформления права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, на основании решения Алупкинского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ . Решение суда вступило в законную силу.

Удовлетворяя предъявленный к администрации города Ялта Республики Крым иск ФИО1 о признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок, суд резюмировал, что решение Алупкинского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ является самостоятельным решением о разрешении на разработку проекта землеустройства, принято после вступления в законную силу Закона Украины от 16.09.2008 N 509-VI, в связи с чем является действующим на момент вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ и дает истцу право приобрести земельный участок в собственность по специальной процедуре, предусмотренной Законом № 38-ЗРК, в порядке завершения оформления прав (л.д. 31-33).

19.08.2021 ФИО3 Э.Х. повторно обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок, предоставив решение суда от 20.05.2021 (л.д. 7, 7, оборот).

17.09.2021, рассмотрев заявление ФИО1, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым письмом сообщил, что в соответствии с частью 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» срок подачи заявлений на завершение оформления прав на земельный участок завершен 31.12.2020 (л.д. 9).

27.12.2021 решением Ялтинского городского суда Республики Крым, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда республики Крым от 26.04.2022, по административному делу в удовлетворении иска ФИО1 о признании решения Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым от 17.09.2021 незаконным, возложении обязанности на администрацию города Ялта Республики Крым повторно рассмотреть заявление о передаче в собственность земельного участка отказано в полном объеме.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о законности решения Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, выраженного в письме от 17.09.2021 , указав на подачу ФИО1 19.08.2021 обращения за пределами срока, установленного частью 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО5», возможность восстановления которого названным законом не предусмотрена. При этом довод административного истца и в последующем апеллянта о том, что первоначальное заявление было им подано в установленный законом срок, судами был отклонен по мотиву того, что заявление ФИО1 от 22.12.2020 было рассмотрено Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялта республики Крым 02.02.2021, отказ по нормам административного судопроизводства оспорен не был, судебное решение о возложении обязанности на орган местного самоуправления повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 22.12.2020 не принималось (л.д. 26, 27-30).

В условиях отказа ответчиком в рассмотрении заявления о передаче в собственность земельного участка и наличия решения суда о признании права на дооформление в собственность земельного участка, истец обратился в суд с рассмотренным Ялтинский городским судом Республики Крым иском, сочтя единственно возможным восстановить свои права путем признания за ним права собственности на указанный участок.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (вещно-правовой защиты), что прямо предусмотрено абзацем вторым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем признание права собственности в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который не должен подменять собой установленный административно-публичный порядок возникновения права собственности.

Вышеуказанными нормативными актами установлен определенный порядок завершения оформления прав на земельные участки, предусматривающий проверку компетентными органами соответствия места расположения объекта соответствующим схемам, документации по планировке территории, градостроительной документации, и суд не отнесен к подобным компетентным органам и не уполномочен на принятие решений о признании права собственности на земельный участок с установлением размера и границ земельного участка, их координат.

Ввиду указанного вывода суда первой инстанции о том, что предоставление земельных участков лицам, имеющим право на завершение оформления права на земельный участок, отнесено к компетенции органов местного самоуправления и суд не праве подменять собой компетентные органы и не уполномочен на принятие решений о признании права собственности на земельный участок в рассматриваемом случае, судебной коллегией признаются верными.

При этом судебная коллегия отмечает, что площадь земельного участка, на который претендует истец, по технико-экономическим показателям составляет <данные изъяты> м2, из которых <данные изъяты> м2 площадь застройки, <данные изъяты> м2 площадь мощений, <данные изъяты> м2 площадь озеленения, на которой находится 17 древесно-кустарниковых насаждений, подлежащих сохранению, из которых Фисташка туполистная занесена в Красную книгу, а также то, что данный земельный участок входит в границы кадастрового квартала , находящегося в ЗОУИТ , а именно в зоне регулирования застройки строгого режима объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс <данные изъяты>" (л.д. 131, 137, оборот).

Обращение ФИО1 с настоящим иском является фактически ничем иным как новым предоставлением земельного участка в обход установленному законом порядку завершения оформления прав на земельные участки и вопреки мнению апеллянта при наличии признанного решением суда права на завершение оформления прав на земельный участок не является единственно возможным способом восстановления своих прав.

Часть 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предусматривает, что заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 01.01.2021, при этом данная норма не содержит каких-либо ограничений относительно срока, прошедшего с момента издания акта о предоставлении земельного участка, а лишь устанавливает предельный срок для подачи заявлений о завершении оформления прав на земельные участки.

Исходя из материалов дела, правоотношения между сторонами возникли в период с 27.12.2005 (решение 40 сессии Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым 4-го созыва ) по 30.07.2010 (решение 46-й очередной сессии Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым 5-го созыва ) при предоставлении истцу разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка в собственность и указанные правоотношения носят длящийся характер, обусловленный обращениями истца в компетентные органы, подготовкой подтверждающих согласование предоставления спорного земельного участка документов, разработкой необходимой для оформления земельного участка в собственность документации, требующейся на момент ее изготовления в соответствии с действующим законодательством, в частности такой как схема места расположения земельного участка, его границ, геодезических построений, заключение о возможности целевого использования земельного участка, акт принятия земельных насаждений на ответственное хранение, межевой план.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 27.12.2021 и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 26.04.2022, которыми ответ Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым от 17.09.2021 по результатам рассмотрения заявления апеллянта от 19.08.2021 был признан правомерным, доводы ФИО1 о подаче первоначального заявления в установленный законом срок были отклонены по мотиву того, что указанный отказ не был им оспорен по нормам административного судопроизводства и судебное решение о возложении обязанности на орган местного самоуправления повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 22.12.2020 не принималось.

Поскольку письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым от 17.09.2021 по существу вопрос о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения прав не разрешался, апеллянт, имея в распоряжении вступившее в законную силу решение суда от 20.05.2021, в орган местного самоуправления заявление в отношении спорного земельного участка во взаимосвязи с первичным обращением от 22.12.2020, не подавал, судебная коллегия констатирует, что апеллянтом не исчерпан внесудебный порядок разрешения спора.

Более того, по вышеизложенным мотивам судебная защита нарушенного права путем признания права также преждевременна, поскольку ФИО19 в случае получения отказа Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым в повторном рассмотрении заявления от 22.12.2020 вправе при несогласии обжаловать таковой по нормам административного судопроизводства.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, выводы суда первой инстанции должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено. Оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.11.2022 – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1ФИО2 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-1982/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Халилов Эрнест Халилович
Ответчики
Администрации г. Ялты РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
25.01.2023Передача дела судье
21.02.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2023Передано в экспедицию
21.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее