Дело № 2а-235/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Колышлей 03 октября 2019 года
Судья Колышлейского районного суда Пензенской области Елизарова С.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Колышлейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действийти сайте в сети «Интернет,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением на том основании, что прокуратурой Колышлейского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, расположенных на территории Колышлейского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что на асфальтном покрытии автодороги «подъезд к с. Зеленовка» (0 км + 200 м) имеется выбоина размером: длина – 2,00 м, ширина – 1,47 м, глубина – 9 см; на асфальтном покрытии автодороги «подъезд к с. Зеленовка» (1 км + 220 м) - выбоина размером: длина – 2,00 м, ширина – 1, 50 м, глубина – 14 см; на асфальтном покрытии автодороги «подъезд к с. Березовка» (0 км + 350 м) - выбоина размером: длина – 1,60 м, ширина – 2,60 м, глубина – 9 см; на асфальтном покрытии автодороги «с. Трескино - с. Надеждино» (6 км + 900 м) - выбоина размером: длина – 1,60 м, ширина – 1,20 м, глубина – 14 см. Обязанность по содержанию указанных автомобильных дорог и обеспечение соответствия их состояния в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию Колышлейского района Пензенской области. Не соблюдение требований действующего законодательства создает угрозу для участников дорожного движения, а также представителей различных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание населения (скорая помощь, МЧС и т.п.), что, в свою очередь, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Колышлейского района. С учетом уточненных исковых требований просит признать незаконным бездействие администрации Колышлейского района Пензенской области в связи с непринятием мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, выразившееся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильных дорог «подъезд к с. Зеленовка» (0 км + 200 м), «подъезд к с. Зеленовка» (1 км + 220 м), «подъезд к с. Березовка» (0 км + 350 м), автодороги «с. Трескино - с. Надеждино» (6 км + 900 м); обязать администрацию Колышлейского района Пензенской области в срок до 01.05.2020 года привести содержание дорожного полотна в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 – произвести ремонт автомобильных дорог «подъезд к с. Зеленовка» (0 км + 200 м), «подъезд к с. Зеленовка» (1 км + 220 м), «подъезд к с. Березовка» (0 км + 350 м), автодороги «с. Трескино- с. Надеждино» (6 км + 900 м).
Данное административное исковое заявление рассмотрено судом по правилам ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства без вызова сторон и проведения устного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, учитывая мнение административного ответчика, выраженное в заявлении, суд считает исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения.
В силу ч. 8 ст. 6 указанного Закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью Колышлейского района Пензенской области, утвержденным постановлением администрации Колышлейского района Пензенской области 03.12.2015 года №274-п, сообщением администрации Колышлейского района Пензенской области от 10.09.2019 года и выпиской из Реестра муниципальной собственности муниципального образования «Колышлейский район Пензенской области» от 19.09.2019 года, административный ответчик является собственником автодорог «подъезд к с. Зеленовка», «подъезд к с. Березовка», «с. Трескино - с. Надеждино» (л.д. 24-28, 29-31, 32).
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из п. 5 ч. 1 статьи 4 Устава Колышлейского района Пензенской области следует, что к вопросам местного значения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Колышлейского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Колышлейского района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 35 - 68).
Следовательно, обязанность по соблюдению требований вышеуказанного законодательства входит в компетенцию администрации Колышлейского района Пензенской области.
Согласно ст. 12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
ГОСТ Р 50597-2017 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст, предусматривает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В силу п. 5.2.4 указанного ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. По условиям таблицы 5.3 предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см и более, по глубине 5 см и более, площадь равную 0,06 м2 или более.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на автомобильных дорогах, расположенных на территории Колышлейского района Пензенской области имеются дефекты, а именно: на асфальтном покрытии автодороги «подъезд к с. Зеленовка» (0 км + 200 м) имеется выбоина размером: длина – 2,00 м, ширина – 1,47 м, глубина – 9 см; на асфальтном покрытии автодороги «подъезд к с. Зеленовка» (1 км + 220 м) - выбоина размером: длина – 2,00 м, ширина – 1, 50 м, глубина – 14 см; на асфальтном покрытии автодороги «подъезд к с. Березовка» (0 км + 350 м) - выбоина размером: длина – 1,60 м, ширина – 2,60 м, глубина – 9 см; на асфальтном покрытии автодороги «с. Трескино - с. Надеждино» (6 км + 900 м) - выбоина размером: длина – 1,60 м, ширина – 1,20 м, глубина – 14 см, что не соответствует действующему законодательству.
Данные обстоятельства подтверждаются актом прокурорской проверки от 12.09.20019 года, актом осмотра от 28.08.2019 года, фототаблицей к нему (л.д. 8-10, 11, 12-23).
Наличие выявленных нарушений затрудняет нормальное движение транспортных средств, создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения, и, как следствие, причинения вреда здоровью и имуществу граждан, вследствие несоответствия дорожного покрытия требованиям действующего законодательства.
Указанные установленные нарушения представителем административного ответчика не оспаривались.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Колышлейского района Пензенской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает целесообразным, с учетом погодных условий, установить срок для исполнения настоящего решения суда, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обращается административный истец, – до 01.05.2020 года, а также указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу – прокурору Колышлейского района Пензенской области в течение 1 месяца с момента исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАСРФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Колышлейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действийти сайте в сети «Интернет - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Колышлейского района Пензенской области в связи с непринятием мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, выразившееся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильных дорог «подъезд к с. Зеленовка» (0 км + 200 м), «подъезд к с. Зеленовка» (1 км + 220 м), «подъезд к с. Березовка» (0 км + 350 м), автодороги «с. Трескино - с. Надеждино» (6 км + 900 м).
Обязать администрацию Колышлейского района Пензенской области в срок до 01.05.2020 года привести содержание дорожного полотна в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 – произвести ремонт автомобильных дорог «подъезд к с. Зеленовка» (0 км + 200 м), «подъезд к с. Зеленовка» (1 км + 220 м), «подъезд к с. Березовка» (0 км + 350 м), автодороги «с. Трескино- с. Надеждино» (6 км + 900 м), о чем сообщить в суд и прокурору Колышлейского района Пензенской области в течение 1 (одного) месяца с момента исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.
Судья С.Н. Елизарова