дело № 2а-403/ 2020
Решение
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 года с. Сюмси
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
под председательством судьи Байгозина Н.В.,
при секретаре Морозовой Е.А.,
с участием административного ответчика Рублёвой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Удмуртской Республике к Рублёвой Нэлле Викторовне о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Удмуртской Республике (далее – ИФНС, налоговая инспекция, истец) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя задолженностью административного ответчика Рублёвой Н.В. по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ, налог) с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2015 год в размере 2859 рублей, а также пени в размере 102 рублей 32 копеек, начисленной в связи с неуплатой налога в установленные законом сроки. Правовое обоснование административного иска – ст.ст. 23, 45, 69, 70, 75, Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении данного административного дела без участия его представителя.
Административный ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, и пояснил суду, что она брала раньше ссуду, которую всю погасила, рассрочку по оплате ссуды не дали, а платить не могла, доходов не было, прибыли не было, однако в налоговой инспекции её заставили написать налоговую декларацию. Административный ответчик представила в суд письменные возражения по иску, в которых указала, что в связи с тяжелым материальным положением не смогла уплатить налог в срок до 09 марта 2017 года, установленный требованием № 202 от 14 февраля 2017 года. Она считает, что на основании п.2 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ административный истец пропустил без уважительной причины срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и пени. Срок обращения налоговой инспекции с указанным заявлением, по мнению ответчика, истек 10 сентября 2017 года.
Административный истец в своих письменных пояснениях на возражения административного ответчика указал на их необоснованность и неправильное применение закона. Он пояснил, что согласно абзацу 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Поскольку сумма по данному требованию не превысила 3000 рублей, а ответчик не исполнил требование в указанные сроки, налоговая инспекция вправе была обратиться в суд с заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и пени до 09 сентября 2020 года (09 марта 2017 года +3 года+6 месяцев). С указанным заявлением ИФНС обратилась к мировому судье судебного участка Сюмсинского района Удмуртской Республики 17 июля 2020 года, т.е. в установленный законом срок. Вынесенный судебный приказ от 17 июля 2020 года был отменен определением мирового судьи судебного участка Сюмсинского района Удмуртской Республики 28 июля 2020 года. С указанного срока ИФНС могла обратиться в районный суд в порядке искового производства в течение шести месяцев, т.е. до 28 января 2021 года. Административный иск ИФНС направила в районный суд 01 сентября 2020 года, т.е. в установленный законом срок.
На основании ст.289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
Из пояснений административного ответчика, исследованных материалов дела установлено следующее.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Виды доходов, подлежащих налогообложению и источники их получения предусмотрены ст. ст. 208, 209 НК РФ.
На основании ст. 216 НК РФ, налоговым периодом по уплате налога на доходы физических лиц признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ, российские организации, индивидуальные предприниматели, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 НК РФ), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком. Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются ст.ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ.
При этом на основании п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная в размере 13 процентов, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
В соответствии с п. 4 и 5 ст. 226 НРФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 п. 1 ст. 212 НК РФ. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Административный ответчик по сведениям ПАО «Сбербанк», предоставленным в налоговую инспекцию, справке о доходах физического лица за 2015 год № от 17 февраля 2016 года, в январе 2015 года получил доход в сумме <данные изъяты>. НДФЛ в размере 2859 рублей при выплате данного дохода налогоплательщику не был удержан.
По сведениям ОАО «ЦИФ» предоставленным в налоговую инспекцию, справке о доходах физического лица за 2015 год № от 16 марта 2016 года, в феврале 2015 года административный ответчик получил доход в сумме <данные изъяты>. НДФЛ в размере 86 рублей был удержан при выплате дохода и перечислен налоговым агентом в бюджет.
Данные доходы подлежат налогообложению по налоговой ставке 13 процентов в соответствии с положениями главы 23 НК РФ – налог на доходы физических лиц.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, исчисление и уплату налога производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, исходя из сумм таких доходов.
Положениями п.2 ст. 228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, указанные в п.1 ст. 228 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
На основании п. 3 и п.4 ст. 228 НК РФ, налогоплательщики, указанные в п.1 ст. 228 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Рублевой Н.В. 22 ноября 2016 года была направлена в налоговую инспекцию налоговая декларация по НДФЛ за 2015 год. 29 декабря 2016 года в налоговую инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2015 год, в которой была отражена общая сумма дохода в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> рублей+ <данные изъяты> рублей 12 копеек), а также исчислена сумма налога в сумме 2945 рублей (<данные изъяты> рублей 12 копеек *13%). На основании ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. При выплате дохода Рублёвой Н.В. ОАО «ЦИФ» сумма налога была удержана и перечислена в бюджет в размере 86 рублей. Таким образом, неудержанная сумма НДФЛ за 2015 год составила 2859 рублей. Возражений относительно порядка исчисления и удержания НДФЛ за 2015 год, а также оплаты уплаты указанного налога административным ответчиком в суд не представлено.
В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п.5 ст. 226 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с п.72 ст. 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Таким образом, Рублёва Н.В. обязана была уплатить НДФЛ за 2015 год до 01 декабря 2016 года.
Однако, в установленный законом срок Рублёва Н.В. не исполнила обязанность по уплате НДФЛ и ей было направлено требование № от 14 февраля 2017 года об уплате НДФЛ за 2015 год в срок до 09 марта 2017 года. Данное требование налогоплательщиком было не исполнено, в связи с чем, налогоплательщику за период с 16 июля 2016 года по 14 февраля 2017 года на сумму задолженности были начислены пени по НДФЛ в размере 102 рублей 32 копеек в соответствии с правилами, установленными ст. 75 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. (п.3 указанной статьи).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. (п.4 указанной статьи).
Возражений административного ответчика по расчёту цены иска (недоимки и пеней) нет. Размер пени рассчитан в соответствии с законом. Неверности в расчёте не выявлено.
В соответствии со ст.48 НК РФ административному ответчику были выставлены требования об уплате указанных недоимок и пеней со сроком исполнения до 09 марта 2017 года, которые не были исполнены.
На основании положений п.2 ст. 48 НК РФ, ИФНС 10 июля 2020 года обратилась мировому судье судебного участка Сюмсинского района Удмуртской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанных недоимки и пеней, на основании которого был вынесен судебный приказ о взыскании с Рублёвой Н.В. недоимку по НДФЛ за 2015 год и пени.
Определением мирового судьи судебного участка Сюмсинского района Удмуртской Республики от 28 июля 2020 года указанный судебный приказ о взыскании с Рублёвой Н.В. недоимку по НДФЛ за 2015 год и пени отменён.
04 сентября 2020 года, согласно почтовому штампу на конверте отправителя, ИФНС обратилась с административным исковым заявлением о взыскании указанных недоимки и пеней в Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.
Соответственно, предусмотренная ст.48 НК РФ процедура по предъявлению требований об оплате налога и пеней, обращению с заявлением о выдаче судебного приказа и административным иском, административным истцом проведена в установленные сроки, что подтверждается указанным требованием об оплате недоимки и пеней, копиями документов о направлении налогового требования, заявления о вынесении судебного приказа и определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах требования административного истца законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению.
Возражения административного ответчика относительно пропуска срока обращения ИФНС в суд с заявлением о взыскании задолженности и пени не состоятельны в силу следующего.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Данным пунктом установлено, что, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
На момент обращения ИФНС 10 июля 2020 года в судебный участок с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пеней с Рублёвой Н.В. общая сумма налогов и пеней по НДФЛ, учитываемая налоговым органом составила 2961 рубль 32 копейки (недоимка 2859 рубля + пени 102 рубля 32 копейки), т.е. менее 3000 рублей, иное в суде не доказано.
Соответственно ИФНС была вправе обратится в суд с указанным заявлением в течение шести месяцев по истечении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, т.е. истец был вправе обратится в суд общей юрисдикции до 09 сентября 2020 года (09 марта 2017 года +3 года+6 месяцев).
На основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со ст. 17.1 КАС РФ, мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.
Таким образом, ИФНС обратилась в суд в установленный законом срок.
На основании ч.1 ст.114 КАС РФ, п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ, п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», с административного ответчика в доход муниципального бюджета муниципального образования «Сюмсинский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 293, 294 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Удмуртской Республике к Рублёвой Нэлле Викторовне о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Рублёвой Нэлли Викторовны (ИНН №), проживающей по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> задолженность по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 14 февраля 2017 года за 2015 год в размере 2961 (Две тысячи девятьсот шестьдесят один) рубль 32 копейки, в том числе: недоимку в размере 2859 рублей и пени в связи с несвоевременной уплатой налога в размере 102 рублей 32 копеек.
Взыскать с Рублёвой Нэлли Викторовны (ИНН №) в доход муниципального бюджета муниципального образования «Сюмсинский район» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2020 года.
Председательствующий судья Байгозина Н.В.
Копия верна _________________ судья Байгозина Н.В.
_________________ секретарь Морозова Е.А.