Дело № 2-311/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2018 года
Республика Коми город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
с участием:
истца Лапиной Е.А. и ее представителя по доверенности Торлопова В.Г.,
представителя ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Гогуновой Д.Д.,
третьего лица Кетова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапиной Е.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Лапина Е.А. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании предоставить жилое помещение на состав семьи из трех человек взамен занимаемой квартиры по адресу: ... площадью не менее ... кв.м. В обоснование иска указано на то, что занимаемое жилое помещение является непригодным для проживания.
В судебном заседании истец Лапина Е.А., действующая в своих интересах и интересах ... сына В.В., ее представитель по доверенности Торлопов В.Г., третье лицо Кетов А.М. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Гогунова Д.Д. возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства по г. Сыктывкару Управления опеки и попечительства Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми не явился, о слушании третье лицо извещено.
Судом установлено.
Жилое помещение по адресу: ..., площадью ... кв.м., входило в состав муниципального жилищного фонда и было предоставлено по договору социального найма № ... от ** ** ** Кетову А.М. и членам его семьи: дочери – Лапиной Е.А. и ... В.В. (** ** **
На основании договора передачи жилого помещения в долевую собственность № ... от ** ** ** указанное жилое помещение перешло в порядке приватизации в общую долевую собственность Лапиной Е.А. и ... В.В. (по ... в праве каждого, запись в ЕГРН от ** ** **). Кетов А.М. от участия в приватизации указанного жилого помещения отказался.
В настоящее время в жилом помещении по адресу: ... зарегистрированы по месту жительства Лапина Е.А. (** ** **), ее ... В.В. ** ** **) и ее отец Кетов А.М. ** ** **).
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13.02.2018 по делу № 2-1409/2018 постановлено: исковые требования Лапиной Е.А., действующей в своих интересах и в интересах ... В.В., к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми удовлетворить; признать незаконным распоряжение Отдела опеки и попечительства по г.Сыктывкару Управления по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми № 1354 от 21.09.2017; обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми согласовать передачу принадлежащей ... В.В. ... в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ... в муниципальную собственность МО ГО «Сыктывкар» в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу.
Данным решением установлены следующие обстоятельства:
«…26.01.2018 Лапина Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешение на передачу принадлежащего ей и ... В.В. на праве собственности жилого помещения по адресу: г... в муниципальную собственность МО ГО «Сыктывкар» (далее – расприватизация), с указанием о намерении обращения в администрацию МО ГО «Сыктывкар» для предоставления взамен него иного пригодного для проживания жилого помещения.
Распоряжением Отдела опеки и попечительства по г. Сыктывкару Управления по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми № 1249 от 31.08.2017 постановлено: разрешить Лапиной Е.А. расприватизацию ... указанного жилого помещения, принадлежащую ... В.В.; обязать Лапину Е.А. приватизировать предоставленную квартиру и выделить долю ... во вновь приобретенном жилье, предоставить копии документов, подтверждающих собственность, в Отдел опеки и попечительства по г. Сыктывкару Управления по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в течение месяца со дня государственной регистрации права собственности на приобретенный объект.
Лапина Е.А., действуя от своего имени и от имени ... В.В., обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о расприватизации жилого помещения по адресу: ...
15.09.2018 Комитет по управлению муниципальным имуществом АМО ГО «Сыктывкар» обратился в Отдел опеки и попечительства по г.Сыктывкару Управления по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми с заявлением о невозможности исполнения п.2 Распоряжения № 1249 от 31.08.2017, поскольку приватизация жилого помещения возможна лишь единожды. В связи с чем, просил повторно вернуться к рассмотрению заявления Лапиной Е.А.
Распоряжением Отдела опеки и попечительства по г. Сыктывкару Управления по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми № 1354 от 21.09.2017 отменено распоряжение № 1249 от 31.08.2017, о чем Лапина Е.А. была уведомлена письмом № 01-06/4293 от 15.09.2017.
Письмом № 01/2-01/3115 от 26.09.2017 администрацией МО ГО «Сыктывкар» отказано Лапиной Е.А., действующей от своего имени и от имени ... В.В., в расприватизации спорного жилого помещения в связи с отсутствием соответствующего разрешения органа опеки и попечительства и отменой ранее принятого Отделом опеки и попечительства по г. Сыктывкару Управления по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми распоряжения…».
05.06.2018 между Лапиной Е.А., действующей в своих интересах и интересах ... В.В., в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" заключен договор безвозмездной передачи квартиры в муниципальную собственность. Договор зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В соответствии со ст. 15 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Заключением межведомственной комиссии № 7 от 29.03.2011 в связи с большим износом конструкций дома в процессе эксплуатации, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости, техническое состояние жилых помещений в доме ... признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; жилые помещения в указанном дома признаны непригодными для проживания.
Как следует из акта обследования помещения межведомственной комиссии №7 от 24.12.2010, при визуальном осмотре здания установлено, что фундамент здания имеет неравномерную просадку. Обшивка здания местами покороблена, наблюдаются щели на обшивке. Шифер на большей части кровли имеет сколы, неплотное примыкание волны. Ендовые рассохлись, покороблены. При осмотре чердачного помещения, повсеместно, по стропильной системе по лагам и обрешетке следы попадания влаги с кровли. Засыпка залежалась. Окна дома в неудовлетворительном состоянии, в них имеются нарушение сопряжения углов, перекос и неплотность оконных переплетов. Защитная окраска оконных блоков покороблена. При входе в подъезд полы находятся ниже уровня земли. В подъезде полы значительно изношены, потерты. Лестничные марши имеют отклонения от горизонтальной линии. Электропроводка в местах общего пользования ветхая.
Межведомственная комиссия пришла к выводу о несоответствии технического состояния жилого дома ... требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в связи с большим износом конструкций дома в процессе эксплуатации, приводящего до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно заключению межведомственной комиссии № 431 от 25.08.2017 квартира по адресу: ... непригодна для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Как следует из акта обследования помещения межведомственной комиссии №431 от 25.08.2017, износ здания по состоянию на 2002 год составлял 66%, при визуальном осмотре здания установлено, что фундамент здания имеет неравномерную осадку, стены дома местами имеют выпучивания, местами гниения и просадки, наблюдается гниль нижних венцов стен, обрастание мхом, имеются глубокие трещины в венцах, обшивка местами отошла от стен, местами выпучена, дверные блоки имеют неплотный притвор, перекос. Выгребные ямы поражены гнилью. По периметру кровли имеются сколы асбестоцементных листов. В местах общего пользования наблюдаются неровности полов, стен (выпучивания), косметический ремонт не выполнен. При визуально осмотре квартиры № ... выявлено, что имеются деформации конструкции потолков – уклоны и провисания, полов – просадки половых досок, перекосы, местами наблюдается выпучивание стен, на обоях имеются трещины, как следствие искривлению стен имеются перекосы оконных и дверных блоков, подоконные венцы поражены гнилью, продуваемость стен.
Межведомственная комиссия пришла к выводу о несоответствии технического состояния жилого помещения ... требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Постановлением № 9/3087 от 22.09.2017 администрации МО ГО «Сыктывкар» жилое помещение по адресу: ..., признано непригодным для проживания.
Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что с момента признания жилых помещений дома непригодными для проживания приняты меры по приведению их в состояние, пригодное для проживания.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет, при соблюдении иных обязательных требований, возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Данная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 28.05.2013 N 34-КГ13-2.
Таким образом, для применения положения ст. 87 ЖК РФ достаточно признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Признание жилого помещения непригодным само по себе свидетельствует о невозможности проведения капитального ремонта и не требует дополнительного указание на данное обстоятельство, так как если жилое помещение возможно привести в соответствие путем проведения капитального ремонта, то не может быть принято решение о признании его непригодным, а принимается решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки (п. 47 Положения).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Таким образом, под объективной нуждаемостью подразумевается соответствие критериям, установленным части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации (малоимущие).
Данная позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 07.06.2016 N 43-КГ16-5.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Семья Лапиной Е.А. в составе ... человек (Лапина Е.А., Кетов А.М., ... В.В.) в установленном порядке признана малоимущей для целей предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар», предоставляемого по договору социального найма, что подтверждается справкой № 52 от 05.10.2017.
Лапина Е.А. с составом семьи из ... человек (Лапина Е.А., Кетов А.М., ... В.В.) с 15.11.2017 состоит в администрации МО ГО «Сыктывкар» на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар от 15.11.2017 № 11/3917, что следует из письма администрации МО ГО «Сыктывкар» от 15.11.2017 № 44-16/117527.
Иных жилых помещений на праве собственности истец и третьи лица не имеют, что подтверждается выписками из ЕГРП, а также справками БТИ, имеющимися в учетном деле
Учитывая изложенное, в связи с соответствием всем предъявляемым законам критериям, истец вправе требовать предоставления жилого помещения взамен занимаемого по договору социального найма на состав семьи из трех человек.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Лапиной Е.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Лапиной Е.А. на состав семьи из ... человек (Лапина Е.А., Кетов А.М., В.В.) жилое помещение в черте города Сыктывкара по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта город Сыктывкар, общей площадью не менее ... кв.м., взамен занимаемого жилого помещения по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов