Дело №а-1205/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2020 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Борейко, с участием представителя административного ответчика ФКУ "ОСК ВВО", заинтересованного лица Министерства обороны РФ по доверенности Фроловой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием мер по завершению очистки технической территории № военного городка № войсковой части 25030-11 от взрывоопасных предметов, возложении обязанности восстановить периметральное ограждение технической территории №, оборудовать ее освещением, а также обеспечить надлежащую ее охрану с целью исключения случаев проникновения на территорию гражданского населения, обеспечить обозначение границ источника повышенной опасности упреждающими знаками по всему периметру,
установил:
военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с административным иском к ФКУ "ОСК ВВО" о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием мер по завершению очистки технической территории № военного городка № войсковой части 25030-11 от взрывоопасных предметов, возложении обязанности восстановить периметральное ограждение технической территории №, оборудовать ее освещением, а также обеспечить надлежащую ее охрану с целью исключения случаев проникновения на территорию гражданского населения, обеспечить обозначение границ источника повышенной опасности упреждающими знаками по всему периметру. В обоснование иска указал, что 75 военной прокуратурой гарнизона во взаимодействии с сотрудниками органов безопасности в войсках проведена проверка исполнения должностными лицами Тихоокеанского флота требований законодательства о государственной и муниципальной собственности и о защите жизни и здоровья военнослужащих, которой выявлены существенные нарушения закона. Установлено, что в настоящее время на 29,7 га бывшей технической территории № военного городка № войсковой части 25030-11 (<адрес>, ЗАТО <адрес>, земельные участки с кадастровыми номерами 25:35:080101:0102 и 25:35:020201:16, далее - Техническая территория №), разбросаны взрывоопасные предметы (далее - ВОП). Так, ранее на указанной территории дислоцировалась войсковая часть 63916, где в 1990г. вследствие чрезвычайной ситуации произошли многочисленные взрывы артиллерийских боеприпасов, что привело к разбросу ВОП по всей ее площади. В период с 2011г. по 2018г. силами Тихоокеанского флота, а также инженерных войск ВВО, в том числе на основании приказов командующего войсками ВВО от ДАТА № «О выполнении задач в 2016г. по очистке от взрывоопасных предметов сухопутных территорий и акватории в ходе ликвидации последствий пожаров и взрывов на базах и складах боеприпасов в зоне ответственности ВВО» и от ДАТА № «О выполнении задач по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов на территории ВВО», а также командующего Тихоокеанским флотом от ДАТА № «Об организации выполнения задач по сплошной очистке местности объекта «Технической территории №» войсковой части 25030-Л 703 центра МТО ТОФ (<адрес>) от взрывоопасных предметов в 2016г.» и от ДАТА № «Об организации выполнения задач по сплошной очистке местности объекта «Технической территории №» войсковой части 25030-Л 703 центра МТО ТОФ (<адрес>) от взрывоопасных предметов в 2018г.», осуществлялась очистка Технической территории № от ВОП. Согласно акту «Проведения сплошной очистки технической территории «ТТ-5» войсковой части 63916 <адрес>», утвержденному 29.11.2011г. врио.начальника морской инженерной службы Тихоокеанского флота, в 2011г. силами войсковой части 40159 осуществлена очистка 6,9 га Технической территории №, по результатам которой обезврежено 5537 единиц ВОП. В соответствии с актом «О результатах выполненных работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов, обнаруженных на территории объекта «Техническая территория №» войсковой части 25030-Л 703 Центра МТО ТОФ (<адрес>)» 2016г., утвержденным командиром войсковой части 40159, в 2016г. осуществлена очистка 4,2 га (в том числе 2,8 га повторно) Технической территории №, в ходе которой обезврежено 1902 единицы ВОП. Из акта «Результатов контроля качества очистки местности (объектов)» 2017г., составленного командиром отряда разминирования войсковой части 40159, следует, что в 2017. осуществлена очистка 1,4 га (в том числе 0,9 га повторно) Технической территории №, по результатам которой обезврежено 2595 единиц ВОП.Также, в 2018г. силами войсковой части 40159 осуществлена очистка 1,7 га Технической территории №, в ходе которой обезврежено 336 единиц ВОП, о чем командиром войсковой части 40159 ДАТА утвержден акт «О результатах выполнения работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов на территории объекта «техническая территория №» войсковой части 25030-Л (<адрес>) в 2018г.». Таким образом, в период с 2011г. по 2018г. очищено 10,5 га Технической территории №, что составляет 35 % от общей площади покрытой ВОП. Кроме того, во исполнение положений ФЗ от ДАТА № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА № «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа «Закрытое административно-территориальное образование <адрес>» <адрес>» (далее - Приказ) территория военного городка № (земельные участки с кадастровыми номерами 25:35:080101:0102 и 25:35:020201:16), расположенная по адресу: <адрес>, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на ней, на основании передаточного акта от ДАТА №, утвержденного начальником ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, переданы из федеральной собственности в собственность муниципального образования ЗАТО <адрес> без завершения работ по очистке территории военного городка от взрывоопасных предметов. Ссылаясь на ст.2 Конституции РФ, ст.18 ФЗ от ДАТА № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.18 постановления Пленума ВС РФ от ДАТА № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью граждан», указал, что Министерством обороны РФ на Технической территории № войсковой части 25030-11 (бывшая войсковая часть 63916) осуществлялась деятельность по хранению и сбережению боеприпасов, ее территорию стоит считать источником повышенной опасности. В настоящее время командованием войсковой части 25030-11 охрана Технической территории № (земельные участки с кадастровыми номерами 25:35:080101:0102 и 25:35:020201:16) организована силами караула из числа военизированной охраны воинской части, в состав которого входит 2 поста (3-4 человека) и 10 блок-постов караульных собак. Однако, указанная территория освещением и упреждающими знаками красного цвета «осторожно мины» по всему периметру не оборудована, частично отсутствует периметральное ограждение, а также на ней произрастает лесной массив, что создает предпосылки к несанкционированному проникновению на Техническую территорию № посторонних лиц, может привести к их травматизму и гибели, а также возникновению чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровья военнослужащим, гражданскому персоналу войсковой части 25030-11, а также жителям близлежащих населенных пунктов, расположенных в границах ЗАТО <адрес> края. 14.05.2019г. врио.начальника морской инженерной службы Тихоокеанского флота начальнику инженерных войск ВВО целях предотвращения гибели и травматизма личного состава и гражданского населения, предупреждения распространения боеприпасов и взрывчатых веществ доставлен доклад (исх.№) о необходимости продолжить выполнение задач по сплошной очистке местности объекта - Техническая территория №. По результатам рассмотрения указанного доклада начальником инженерных войск ВВО сообщено (исх.№ от 15.05.2019г.), что Техническая территория № в приказ командующего ВВО от ДАТА №дсп «О выполнении задач в 2019г. по очистке взрывоопасных предметов сухопутных территорий и акваторий в ходе ликвидации последствий пожаров и взрывов» не включена. При этом, начальнику морской инженерной службы Тихоокеанского флота для включения Технической территории № в план разведки и очистки от ВОП и проект приказа командующего войсками ВВО на 2020г. надлежало представить к 25.11.2019г. предложения с проектом решения командующего Тихоокеанским флотом на организацию и выполнение задач в 2020г. по очистке от ВОП Технической территории №. В связи с изложенным, начальником морской инженерной службы Тихоокеанского флота 21.11.2019г. начальнику инженерных войск ВВО повторно представлен доклад о необходимости продолжить выполнение задач по сплошной очистке местности объекта - Технической территории № в 2020г.(исх.№). Однако, по сообщению начальника инженерных войск ВВО работы по завершению очистки Технической территории № от ВОП в 2020г. производиться не будут, их проведение предложено спланировать на 2021г. Таким образом, несмотря на принимаемые должностными лицами Тихоокеанского флота меры, завершение работ по очистке покрытой на 65 % ВОП Технической территории № не осуществлено, командованием ВВО соответствующий приказ не издан, мероприятия не спланированы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1, 37, 39, 124, 125 КАС РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просил: Признать незаконным бездействие командующего войсками ВВО, связанное с непринятием мер по завершению очистки Технической территории № военного городка № войсковой части 25030-11 (<адрес>, ЗАТО <адрес>, земельные участки с кадастровыми номерами 25:35:080101:0102 и 25:35:020201:16) от взрывоопасных предметов; Обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» восстановить периметральное ограждение Технической территории №, оборудовать его освещением, а также обеспечить надлежащую ее охрану с целью исключения случаев проникновения на территорию гражданского населения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; Обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обеспечить обозначение границ источника повышенной опасности - Технической территории № упреждающими знаками красного цвета «осторожно мины» по всему периметру, обратив решение в данной части к незамедлительному исполнению; Обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» завершить работы по очистке Технической территории № от взрывоопасных предметов до конца 2020г.
Определением суда от 19.10.2020г. по данному административному делу в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ "ОСК ВВО" по доверенности Фролова Н.Н. возражала против иска административного истца, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, где указала, что правовые акты, на которые ссылается административный истец, направлены применение определенным кругом лиц и регулируют внутреннюю деятельность Вооруженных Сил РФ и не устанавливают права и не определяют интересы граждан и РФ. Одновременно с этим, представитель административного ответчика считала необоснованные выводы административного истца о том, что должностные лица ВВО бездействуют и не принимают меры по завершению работ сплошной очистки технической территории № от взрывоопасных предметов. Из телеграммы заместителя командующего Тихоокеанского флота по материально-техническому обеспечению от ДАТА № следует, что для включения мероприятий по очистке местности технической территории № от взрывоопасных предметов в приказ командующего войсками ВВО на 2021г., в инженерную службу Тихоокеанского флота подана заявка НР 968 от 10.04.2020г. Также сообщается, что в связи с опасностью выполнения работ по восстановлению периметрального ограждения технической территории, освещения иных восстановительных работ, их проведение возможно, только после завершения полной очистки местности группой разминирования и утверждения акта контроля качества ее очистки, от взрывоопасных предметов. Считала, что военным прокурором 75 военной прокуратуры гарнизона, не доказан факт бездействия должностных лиц Восточного военного округа связанных с не отчисткой местности технической территории № от взрывоопасных предметов. Следовательно, возложение на ФКУ «ОСК ВВО» обязанности завершить работы по очистке местности технической территории № от взрывоопасных предметов, а также других обязательств, привлечет к вмешательству в административно-хозяйственную деятельность Вооруженных Сил РФ, что не допустимо, к тому же указанные обязательства выполняются в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.128, 227 КАС РФ, просила в удовлетворении исковых требованиях военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства обороны РФ по доверенности Фролова Н.Н. возражала против иска административного истца, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, представленные ФКУ "ОСК ВВО".
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа ЗАТО <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, представили ходатайство в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения данного административного иска не возражали.
Заинтересованное лицо командир войсковой части 25030-11 в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, представил заявление в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на иск, где указал, что с требованиями военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона по восстановлению периметрового ограждения, оборудования освещения и обеспечению надлежащей охраны бывшей технической территории военного городка № не согласен по следующим основаниям. Технической территории № военного городка № не существует- это территория ЗАТО <адрес>. В результате несанкционированных подрывов боеприпасов произошедших в 1974г. и в 1990 годах на территории военного городка войсковой части 10734 произошёл разлёт хранимых средств поражения на площади около 28,5 Га. С 2007г. техническая территории войсковой части 10734 передана в войсковую часть 25030-11. В соответствии с приказом министра обороны РФ № от 22.12.2012г. «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа «Закрытое административное административно-территориальное образование <адрес> края»» передана в собственность муниципального образования городского округа «ЗАТО <адрес>». Передача была произведена по передаточному Акту № от 30.04.2013г., подписанного начальником ФГКУ ДТУИО МО РФ г.Хабаровск Кирюшиной Л.В. и и.о.главой администрации ЗАТО <адрес> Посвеженным П.А. ЗАТО <адрес> имеет свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АВ № от 06.05.2014г. и свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АВ № от 06.05.2014г. Таким образом, на территории никакого военного имущества войсковой части нет. В 2010г. группой разминирования были обезврежены противопехотные мины. В настоящее время на территории мин нет. Оснований для выставления упреждающих знаков «Осторожно мины» нет. В связи с тем, что земельный участок не является собственностью МО РФ, законных оснований для расхода денежных средств на ремонт и установку ограждения, освещения нет. Более того такие работы могут производиться только после полной очистки местности от взрывоопасных предметов.
Представитель заинтересованного лица Главное управление МЧС РФ по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, судом установлено следующее.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч.8, 9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено су<адрес> военной прокуратурой гарнизона во взаимодействии с сотрудниками органов безопасности в войсках проведена проверка исполнения должностными лицами Тихоокеанского флота требований законодательства о государственной и муниципальной собственности и о защите жизни и здоровья военнослужащих, которой выявлены существенные нарушения закона.
Проверкой установлено, что в настоящее время на 29,7 Га бывшей технической территории № военного городка № войсковой части 25030-11 (<адрес>, ЗАТО <адрес>, земельные участки с кадастровыми номерами 25:35:080101:0102 и 25:35:020201:16, разбросаны взрывоопасные предметы (ВОП).
Так, ранее на указанной территории дислоцировалась войсковая часть 63916, где в 1990г. вследствие чрезвычайной ситуации произошли многочисленные взрывы артиллерийских боеприпасов, что привело к разбросу ВОП по всей ее площади.
В период с 2011г. по 2018г. силами Тихоокеанского флота, а также инженерных войск ВВО, в том числе на основании приказов командующего войсками ВВО от ДАТА № «О выполнении задач в 2016г. по очистке от взрывоопасных предметов сухопутных территорий и акватории в ходе ликвидации последствий пожаров и взрывов на базах и складах боеприпасов в зоне ответственности ВВО» и от ДАТА № «О выполнении задач по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов на территории ВВО», а также командующего Тихоокеанским флотом от ДАТА № «Об организации выполнения задач по сплошной очистке местности объекта «Технической территории №» войсковой части 25030-Л 703 центра МТО ТОФ (<адрес>) от взрывоопасных предметов в 2016г.» и от ДАТА № «Об организации выполнения задач по сплошной очистке местности объекта «Технической территории №» войсковой части 25030-Л 703 центра МТО ТОФ (<адрес>) от взрывоопасных предметов в 2018г.», осуществлялась очистка Технической территории № от ВОП.
Согласно акту «Проведения сплошной очистки технической территории «ТТ-5» войсковой части 63916 <адрес>», утвержденному 29.11.2011г. врио.начальника морской инженерной службы Тихоокеанского флота, в 2011г. силами войсковой части 40159 осуществлена очистка 6,9 Га Технической территории №, по результатам которой обезврежено 5 537 единиц ВОП.
В соответствии с актом «О результатах выполненных работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов, обнаруженных на территории объекта «Техническая территория №» войсковой части 25030-Л 703 Центра МТО ТОФ (<адрес>)» 2016г., утвержденным командиром войсковой части 40159, в 2016г. осуществлена очистка 4,2 Га (в том числе 2,8 Га повторно) Технической территории №, в ходе которой обезврежено 1 902 единицы ВОП.
Из акта «Результатов контроля качества очистки местности (объектов)» 2017г., составленного командиром отряда разминирования войсковой части 40159, следует, что в 2017г. осуществлена очистка 1,4 Га (в том числе 0,9 Га повторно) Технической территории №, по результатам которой обезврежено 2 595 единиц ВОП.
Также, в 2018г. силами войсковой части 40159 осуществлена очистка 1,7 Га Технической территории №, в ходе которой обезврежено 336 единиц ВОП, о чем командиром войсковой части 40159 16.11.2018г. утвержден акт «О результатах выполнения работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов на территории объекта «техническая территория №» войсковой части 25030-Л (<адрес>) в 2018г.».
Таким образом, в период с 2011г. по 2018г. очищено 10,5 Га Технической территории №, что составляет 35 % от общей площади покрытой ВОП.
Кроме того, во исполнение положений Федерального Закона от ДАТА № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА № «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа «Закрытое административно-территориальное образование <адрес>» <адрес>» (далее - Приказ) территория военного городка № (земельные участки с кадастровыми номерами 25:35:080101:0102 и 25:35:020201:16), расположенная по адресу: <адрес>, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на ней, на основании передаточного акта от ДАТА №, утвержденного начальником ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, переданы из федеральной собственности в собственность муниципального образования ЗАТО <адрес> без завершения работ по очистке территории военного городка от взрывоопасных предметов.
Как следует из подп.59.1 п.7 Указа Президента Российской Федерации от ДАТА № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», организация и проведение, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями мероприятий по разминированию и очистке от ВОП местности (объектов) на территории Российской Федерации, координация деятельности этих органов и организаций в данной сфере относится к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие у Министерства обороны Российской Федерации прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:35:080101:0102 и 25:35:020201:16 не снимает публичной обязанности по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
В ст.2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 42 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.18 Федерального закона от ДАТА № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Также, указанный закон закрепляет организационно-правовые нормы в области защиты населения на территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом, ст.1 Федерального закона раскрывает такие понятия, гак «чрезвычайная ситуация», «предупреждение чрезвычайных ситуаций» и «ликвидация чрезвычайных ситуаций».
Так, под чрезвычайной ситуацией следует понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В то же время, под ликвидацией чрезвычайной ситуации понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые пара возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Согласно п.18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью граждан», под источником повышенной опасности в соответствии со ст.1079 Гражданского кодекса РФ следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.
В связи с чем, исходя из того, что Министерством обороны РФ на Технической территории № войсковой части 25030-11 (бывшая войсковая часть 63916) осуществлялась деятельность по хранению и сбережению боеприпасов, ее территорию по мнению суда, стоит считать источником повышенной опасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в настоящее время командованием войсковой части 25030-11 охрана Технической территории № (земельные участки с кадастровыми номерами 25:35:080101:0102 и 25:35:020201:16) организована силами караула из числа военизированной охраны воинской части, в состав которого входит 2 поста (3-4 человека) и 10 блок-постов караульных собак. Однако, указанная территория освещением и упреждающими знаками красного цвета «осторожно мины» по всему периметру не оборудована, частично отсутствует периметральное ограждение, а также на ней произрастает лесной массив, что создает предпосылки к несанкционированному проникновению на Техническую территорию № посторонних лиц, может привести к их травматизму и гибели, а также возникновению чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровья военнослужащим, гражданскому персоналу войсковой части 25030-11, а также жителям близлежащих населенных пунктов, расположенных в границах ЗАТО <адрес> края.
В соответствии с п.13 Наставления по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов для Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДАТА №дсп, выполнение задач по очистке местности от ВОП на территории военного округа организуется на основании приказа командующего войсками военного округа, отдаваемого ежегодно.
Вместе с тем, 14.05.2019г. врио.начальника морской инженерной службы Тихоокеанского флота начальнику инженерных войск ВВО целях предотвращения гибели и травматизма личного состава и гражданского населения, предупреждения распространения боеприпасов и взрывчатых веществ доставлен доклад (исх.№) о необходимости продолжить выполнение задач по сплошной очистке местности объекта - Техническая территория №.
По результатам рассмотрения указанного доклада начальником инженерных войск ВВО сообщено (исх.№ от 15.05.2019г.), что Техническая территория № в приказ командующего ВВО от ДАТА №дсп «О выполнении задач в 2019г. по очистке взрывоопасных предметов сухопутных территорий и акваторий в ходе ликвидации последствий пожаров и взрывов» не включена. При этом, начальнику морской инженерной службы Тихоокеанского флота для включения Технической территории № в план разведки и очистки от ВОП и проект приказа командующего войсками ВВО на 2020г. надлежало представить к 25.11.2019г. предложения с проектом решения командующего Тихоокеанским флотом на организацию и выполнение задач в 2020г. по очистке от ВОП Технической территории №.
В связи с изложенным, начальником морской инженерной службы Тихоокеанского флота 21.11.2019г. начальнику инженерных войск ВВО повторно представлен доклад о необходимости продолжить выполнение задач по сплошной очистке местности объекта - Технической территории № в 2020г.(исх.№).
Однако, по сообщению командующего войсками ВВО ФКУ "ОСК ВВО" военному прокурору ВВО от ДАТА № следует, что работы по завершению очистки Технической территории № от ВОП в 2020г. производиться не будут, их проведение возможно не ранее 2021г.
Таким образом, судом установлено, что, несмотря на принимаемые должностными лицами Тихоокеанского флота меры, завершение работ по очистке покрытой на 65 % ВОП Технической территории № не осуществлено, командованием ВВО соответствующий приказ не издан, мероприятия не спланированы.
Из устава ФКУ «ОСК ВВО», утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДАТА №, следует, что учреждение создано для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера (п.1). К его основным видам деятельности относится в том числе участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения (п.13). Руководителем ФКУ «ОСК ВВО» является командующий войсками Восточного военного округа (п.17), при этом указанное должностное лицо руководит деятельностью учреждения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и осуществление деятельности, предусмотренной Уставом (п.19).
Результаты надзорных мероприятий свидетельствуют, что бездействие должностных лиц Восточного военного округа, выразившееся в непринятии мер дне завершению работ сплошной очистки Технической территории № от ВОП, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц военнослужащих, гражданского персонала, а также гражданского населения) на защиту от чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможностью подрыва ВОП.
В соответствии со ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах, требования военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 75 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ "░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░ ░░░░░ 25030-11 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░ ░░░░░ 25030-11 (<░░░░░>, ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 25:35:080101:0102 ░ 25:35:020201:16) ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.11.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░