Дело № 2а-3893/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2019 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Замбаловой Ю.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 3893/2019 по иску Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области к Самохваловой Дарье Игоревне о взыскании задолженности по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование иска указано, что Самохвалова Д.И. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области, имеет в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения. За Самохваловой Д.И числится задолженность по земельному налогу за Дата годы в размере № рублей, пени в размере № рублей; по налогу на имущество физических лиц за Дата годы в размере № рублей; пени в размере № рубля. На основании ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от Дата, которым сообщалось о необходимости уплаты налогов в срок до Дата; налоговое уведомление № от Дата, которым сообщалось о необходимости уплаты налогов в срок до Дата. Обязанность по уплате налогов и пеней Самохваловой Д.И. не была исполнена, инспекцией в соответствии со ст. 69,70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлялись требования: № от Дата, которым предлагалось налогоплательщику погасить задолженность по налогам за Дата год в общем размере № рублей, пени в размере № рубля в срок до Дата; № от Дата, которым предлагалось налогоплательщику погасить задолженность по налогам за Дата год в срок до Дата. До настоящего времени задолженности по налогам не погашена.
На основании указанного административный истец просит суд взыскать с Самохваловой Дарьи Игоревны задолженность по земельному налогу за Дата годы в размере № рублей, пени в размере № рублей; по налогу на имущество физических лиц за Дата годы в размере № рублей; пени в размере №.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области, административный ответчик Самохвалова Д.И. не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 289 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Из материалов дела судом установлено, что Самохвалова Д.И. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области, имеет в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения. За Самохваловой Д.И числится задолженность по земельному налогу за Дата годы в размере № рублей, пени в размере № рублей; по налогу на имущество физических лиц за Дата годы в размере № рублей; пени в размере № рубля. На основании ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от Дата, которым сообщалось о необходимости уплаты налогов в срок до Дата; налоговое уведомление № от Дата, которым сообщалось о необходимости уплаты налогов в срок до Дата. Обязанность по уплате налогов и пеней Самохваловой Д.И. не была исполнена, инспекцией в соответствии со ст. 69,70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлялись требования: № от Дата, которым предлагалось налогоплательщику погасить задолженность по налогам за Дата год в общем размере № рублей, пени в размере № рубля в срок до Дата; № от Дата, которым предлагалось налогоплательщику погасить задолженность по налогам за Дата год в срок до Дата. До настоящего времени задолженности по налогам не погашена.
В установленные сроки административный ответчик уплату налогов не произвел. В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по земельному налогу за Дата годы в размере № рублей, пени в размере № рублей; по налогу на имущество физических лиц за Дата годы в размере № рублей; пени в размере № рубля.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного искового заявления.
Положениями п. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что сумма задолженности по налогам превысила № рублей после выставления требования № от Дата. Срок исполнения требования указан до Дата. Шестимесячный срок обращения истца к мировому судье истек Дата. Заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье Дата, то есть, с пропуском срока обращения в суд. В определении об отказе в принятии заявления от Дата мировой судья судебного участка № 1 Октябрьского района г. Иркутска указывает на обстоятельство пропуска срока обращения в суд с заявлением.
Кроме того, определение об отказе в принятии заявления было вынесено Дата, шестимесячный срок обращения в суд общей юрисдикции истек Дата, при этом в Октябрьский районный суд г. Иркутска налоговый орган обратился лишь Дата, то есть, с пропуском шестимесячного срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, учитывая, что срок, предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ, по указанным выше требования истек, суд приходит к выводу, что административный истец как на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, так и на дату обращения с настоящим иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по налогам, пени. Оснований, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска срока для подачи заявления в суд, не установлено. При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административный истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников для выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, а установленный законом шестимесячный срок является достаточным.
При таких обстоятельствах ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки по налогам, пени не подлежит удовлетворению.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины в силу положений названных норм является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
исковые требования Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области к Самохваловой Дарье Игоревне о взыскании задолженности по земельному налогу за Дата годы в размере № рублей, пени в размере № рублей; по налогу на имущество физических лиц за Дата годы в размере № рублей; пени в размере № рубля оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 14 августа 2019 года.
Судья Е.П. Глебова