ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу № 44а-121/2018
23 января 2018 года г. Уфа
Заместитель председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Зиянгирова И.И., поданную на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка по Шаранскому району Республики Башкортостан от 10 февраля 2017 года и решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2017 года, состоявшиеся в отношении Зиянгирова И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка по Шаранскому району Республики Башкортостан от 10 февраля 2017 года Зиянгиров И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
Решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.
Постановлением исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2017 года решение судьи отменено ввиду нарушения судьей межрайонного суда процессуальных требований КоАП РФ об оглашении немедленно после его вынесения решения, а не его резолютивной части (ст. 30.8 КоАП РФ). Дело возвращено на новое рассмотрение.
Решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2017 года постановление мирового судьи судебного участка по Шаранскому району Республики Башкортостан от 10 февраля 2017 года оставлено без изменения.
В жалобе Зиянгиров И.И. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка по Шаранскому району Республики Башкортостан от 10 февраля 2017 года и решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2017 года, ссылаясь на их незаконность.
Исходя из интересов законности, проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, с учетом всех его материалов и доводов жалобы Зиянгирова И.И. прихожу к следующим выводам.
В силу п. 2.3.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, с последующими изменениями и дополнениями, водитель транспортного средства обязан проходить по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства освидетельствование на состояние опьянения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 26 ноября 2016 года в 8 ч 10 мин по адресу: адрес, водитель автомобиля марки «Лада 211440», государственный регистрационный знак №..., Зиянгиров И.И., в отношении которого имелись достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, не выполнил законное требование сотрудника ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Факт совершения Зиянгировым И.И. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 3); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 4); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 5); протоколом о задержании транспортного средства (л.д. 6); копией листов журнала регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) на 26 ноября 2016 года (л.д. 32); показаниями свидетеля ЗНИ (л.д. 45, 46, 55); показаниями понятых СИА и ГАР (л. д. 46); показаниями свидетеля ААЮ (л.д. 54).
Все свидетели по делу предупреждены мировым судьей об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний.
Собранным по настоящему делу об административном правонарушении доказательствам дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Зиянгирова И.И. правильно квалифицированы мировым судьей по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.
С выводами мирового судьи обоснованно согласился судья Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан, рассмотревший жалобу Зиангирова И.И.
Частью 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Так, основанием полагать, что водитель Зиянгиров И.И. 26 ноября 2016 года находился в состоянии опьянения явилось наличие у него следующих признаков алкогольного опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, что согласуется с п. 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее - Правила).
В соответствии с пп. «а» п. 10 Правил направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит:
а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
б) при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Поскольку от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Зиянгиров И.И. отказался, он обоснованно на основании пп. «а» п. 10 Правил был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Направление водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинскую организацию было осуществлено должностным лицом ГИБДД в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ и п. п. 10, 11 Правил в присутствии понятых СИА и ГАР
Вместе с тем Зиянгиров И.И. не выполнил законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В настоящей жалобе и при рассмотрении дела заявитель утверждал, что медицинское освидетельствование в его отношении не было проведено, акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения составлен позже указанной даты и транспортным средством он не управлял.
Данные доводы опровергаются материалами истребованного дела об административном правонарушении и не влекут удовлетворения жалобы.
Так, согласно ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются уполномоченными должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Во исполнение изложенной выше правовой нормы при отстранении от управления автомобилем и направлении Зиянгирова И.И. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения присутствовали понятые, в соответствующих процессуальных документах указаны их контактные данные, проставлены подписи, также они вызваны в судебное заседание и допрошены мировым судьей.
Данные доказательства в совокупности с показаниями инспектора ГИБДД ААЮ (л.д. 54, оборот) подтверждают факт управления заявителем указанным автомобилем.
Ссылка Зиянгирова И.И. о том, что он не отказывался от прохождения медицинского освидетельствования опровергается не только актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения №... от 26 ноября 2016 года (л.д. 51), но также показаниями врача ЗНИ о том, что во время его дежурства 26 ноября 2016 года инспектор ГИБДД ААЮ в соответствии с протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения привел водителя Зиянгирова И.И., который отказался от прохождения такого освидетельствования (л.д. 45, оборот), аналогичными показаниями инспектора ГИБДД ААЮ (л.д. 54, оборот) и показаниями понятого ГАР (л.д. 46, оборот).
Поскольку всестороннее и полное исследование указанной совокупности доказательств позволяло судьей установить обстоятельство отказа Зиянгирова И.И. от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, им обосновано отказано в удовлетворении ходатайства Зиянгирова И.И. и его защитника Жанова Ш.Р. о назначении судебной экспертизы для определения даты составления акта медицинского освидетельствования.
При рассмотрении данного дела принципы презумпции невиновности и обеспечения законности, предусмотренные положениями ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, а также иные процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, судебными инстанциями не нарушены.
Постановление о привлечении Зиянгирова И.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Зиянгирову И.И. с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, с соблюдением требований, предусмотренных ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления мирового судьи судебного участка по Шаранскому району Республики Башкортостан от 10 февраля 2017 года в части указания времени и места совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства подлежат указанию в постановлении по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, которой предусмотрено, что в данном акте должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В обжалуемом постановлении мирового судьи при установлении события вмененного Зиянгирову И.И. административного правонарушения указано, что оно имело место 26 ноября 2016 года в 7 ч 50 мин на адрес, возле адрес Республики Башкортостан.
Однако из совокупности доказательств по делу следует, что данное событие произошло 26 ноября 2016 года в 8 ч 10 мин по адресу: адрес.
Допущенная мировым судьей ошибка не ставит под сомнение законность обжалуемых судебных актов, подлежит устранению без направления дела на новое рассмотрение. Подсудность рассмотрения дела по месту совершения административного правонарушения не нарушается.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы в порядке надзора выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка по Шаранскому району Республики Башкортостан от 10 февраля 2017 года, состоявшееся в отношении Зиянгирова И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, подлежит изменению путем указания в ее описательной части о том, что вмененное Зиянгирову И.И. административное правонарушение совершено 26 ноября 2016 года в 8 ч 10 мин по адресу: адрес.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка по Шаранскому району Республики Башкортостан от 10 февраля 2017 года, состоявшееся в отношении Зиянгирова И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, изменить путем указания в ее описательной части о том, что вмененное Зиянгирова И.И. административное правонарушение совершено 26 ноября 2016 года в 8 ч 10 мин по адресу: адрес.
Постановление мирового судьи судебного участка по Шаранскому району Республики Башкортостан от 10 февраля 2017 года в остальной части, решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2017 года оставить без изменения, жалобу Зиянгирова И.И. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан З.У. Латыпова
справка: мировой судья Дубовцев А.А.,
судья межрайонного суда Алехина О.Н.