УИД 11RS0010-01-2021-002870-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе: судьи Шибаковой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
с участием прокурора Коданевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 30 ноября 2021 года административное дело №2а-1402/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу ..., информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара проведена проверка соблюдения законодательства при размещении информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет». По результатам проверки установлено, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте с адресом: ... размещена информация о реализации дипломов о среднем, среднеспециальном, высшем и послевузовском образовании без прохождения обучения. Сайт доступен для неопределенного круга лиц, вход на него не требует предварительной регистрации и ведения пароля. На данном сайте указан номер телефона и адрес электронной почты для заказа дипломов. Указанная информация размещена в нарушение требований действующего законодательства, регламентирующего порядок получения соответствующего образования и выдачи дипломов. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства признать информацию, распространяемую на сайте ... в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, запретить распространение данной информации на всей территории Российской Федерации посредством всех операторов связи, обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании Коданева И.И., действующая по поручению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республики Коми (далее по тексту Управление Роскомнадзора по Республике Коми) в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело без участия Управления, требования административного иска поддержал.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу обоснованности заявленных прокурором требований на основании следующего.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к разрешенной информации в сети «Интернет».
В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен интернет-сайт, расположенный по сетевому адресу: ..., на страницах которого в открытом доступе без ограничения размещены сведения о возможности покупки дипломов о среднем, среднеспециальном, высшем и послевузовском образовании без прохождения обучения, при этом, действующее законодательство предусматривает ограничение распространения такой информации в сети «Интернет» в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации.
Данный сайт в информационно-коммуникационной сети «Интернет» открыт для свободного доступа неопределенного круга лиц. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. На момент проверки вышеуказанный интернет-ресурс в Единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена не представляется возможным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В силу ст.2 приведенного Федерального закона информационно-телекоммуникационная связь – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (ч.1 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.9 Федерального закона №149-ФЗ).
Согласно ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) к принципам государственной политики в области образования относится, в том числе, признание приоритетности образования и обеспечение права каждого человека на образование.
Статьей 60 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации только по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 59 Федерального закона №273-ФЗ итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, и проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Согласно ч.3 ст.59 Федерального закона №273-ФЗ итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст.60 Федерального закона №273-ФЗ закреплено, что в Российской Федерации выдаются: документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, а также документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч.2 ст.60 Федерального закона №273-ФЗ).
Частью 16 ст.60 Федерального закона №273-ФЗ закреплено, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации, а также - необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
За незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, установлена уголовная и административная ответственность, предусмотренная ст.324 Уголовного кодекса РФ и ст.19.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соответственно.
Статьей 327 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа.
Системный анализ приведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии с ч.1-2, п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.1 ст.15.1 Федерального закона 149-ФЗ).
В силу ч. 3, 4, 5 приведенной правовой нормы создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра оператора реестра - организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, установлено, что к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и его территориальных органов отнесено формирование и ведение указанного выше Единого реестра.
На момент рассмотрения дела доступ к сайту ... может осуществить любой человек, имеющий возможность выйти в сеть «Интернет».
При этом указанный интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru).
Согласно общедоступным сведениям с сайта информация о владельце сайта ... отсутствует, местонахождение владельца домена неизвестно, в связи с чем, привлечь владельца сайта к участию в рамках административного судопроизводства не представляется возможным.
Анализ информации, размещенной на указанном выше интернет-сайте, свидетельствует о том, что содержание данной информации вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости возмездного приобретения и использования документа об образовании без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений, а равно способствует их совершению.
Суд полагает, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте ..., фактически способствует совершению преступлений. Наличие в свободном доступе на указанном сайте подобного рода предложений о получении за денежные средства любых документов об образовании, ставит под угрозу порядок осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, наносит вред нравственности граждан, подталкивая на незаконные действия в сфере образования.
Приказом Роскомнадзора №84, МВД России №292, Роспотребнадзора №351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18.05.2017 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2017, регистрационный №47207), утверждены Критерии оценки материалов и (или) информации, необходимые для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Критерии).
Указанные Критерии не содержат прямого указания на возможность признания информации, содержащей предложения по возмездному приобретению документов об образовании без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Между тем, по убеждению суда, избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц - путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной применительно к положениям главы 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является обоснованным, поскольку факт нарушения действующего законодательства при функционировании сайта ... нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом установить лицо, распространившее такую информацию, и привлечь его к участию в деле, невозможно по объективным причинам.
Таким образом, учитывая, что информация, размещенная на спорном сайте прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, при этом она отвечает критериям, установленным действующим законодательством для запрета к размещению, суд приходит к выводу, что такая информация в данном конкретном случае подлежит признанию запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
С учетом изложенного суд полагает возможным заявление прокурора удовлетворить и признать информацию, размещенную на сайте ..., запрещенной к распространению в Российской Федерации. Решение суда является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми сайта ... в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с положениями ч.4 ст.265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.1-265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Эжвинского района
г. Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми сайта ... в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30 ноября 2021 года.
Судья Т.А. Шибакова