Дело № 3А-225/2018
098а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2018 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-225/2018 по административному иску общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Крепость» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Крепость» (далее – ООО ПКФ «Крепость») обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:280, 24:50:№:281, 24:50:№:1726, 24:50:№:1727, 24:50:№:88, 24:50:№:89, расположенных в городе Красноярке.
По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 20 июня 2013 года для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:280 установлена кадастровая стоимость в размере 43 803 750 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:281 установлена кадастровая стоимость в размере 156 922 554 рубля; по состоянию на 07 июля 2016 года для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1726 установлена кадастровая стоимость в размере 88 760 701 рубль 07 копеек, для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1727 установлена кадастровая стоимость в размере 16 638 899 рублей 64 копейки; по состоянию на 04 февраля 2013 года для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:88 установлена кадастровая стоимость в размере 15 477 174 рубля 12 копеек; по состоянию на 03 марта 2015 года для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:89 установлена кадастровая стоимость в размере 81 855 285 рублей 92 копеек.
По итогам независимой оценки стоимости земельных участков, выполненной ООО ЮК «Сенат» и представленной в отчете № 1241/012/17 от 29 декабря 2017 года, по состоянию на 20 июня 2013 года, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:280 и 24:50:№:281 составляет 11 090 000 рублей и 39 675 080 рублей соответственно; по состоянию на 07 июля 2016 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:1726 и 24:50:№:1727 составляет 31 253 344 рубля и 6 754 044 рубля соответственно; по состоянию на 04 февраля 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:88 составляет 6 383 490 рублей; по состоянию на 03 марта 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:89 составляет 37 081 376 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права истца, поскольку истец является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем, 29 декабря 2017 года ООО ПКФ «Крепость» обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, однако, решением Комиссии от 09 февраля 2018 года № 36 в удовлетворении заявления было отказано.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:280 в размере его рыночной стоимости 11 090 000 рублей, определенной по состоянию на 20 июня 2013 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:281 в размере его рыночной стоимости 39 675 080 рублей, определенной по состоянию на 20 июня 2013 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1726 в размере его рыночной стоимости 31 253 344 рубля, определенной по состоянию на 07 июля 2016 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1727 в размере его рыночной стоимости 6 754 044 рубля, определенной по состоянию на 07 июля 2016 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:88 в размере его рыночной стоимости 6 383 490 рублей, определенной по состоянию на 04 февраля 2013 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:89 в размере его рыночной стоимости 37 081 376 рублей, определенной по состоянию на 03 марта 2015 года.
ООО ПКФ «Крепость», сособственник земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:280, 24:50:№:281 ООО «Крепость-Сириус», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительство Красноярского края, администрация города Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ООО ПКФ «Крепость», ООО «Крепость-Сириус», Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Красноярского края, администрации города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности) (абз. 5).
Судом установлено, что ООО ПКФ «Крепость» является собственником 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:№:280 и 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:№:281 расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>; земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:1726 и 24:50:№:1727, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>; земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:88 и 24:50:№:89, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15 декабря 2017 года (т. 1 л.д. 13-36).
Из указанных выписок также следует, что участником общей долевой собственности земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:280, 24:50:№:281 является ООО «Крепость-Сириус», которому принадлежит по 1/2 доли в праве собственности каждого земельного участка.
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:№:280, 24:50:№:281 общей площадью 5 000 кв.м и 17 912 кв.м соответственно отнесены к категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства выставочно-сервисного центра «Lexus», трансформаторной подстанции и инженерного обеспечения.
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:№:1726, 24:50:№:1727 общей площадью 13 379 кв.м и 2 508 кв.м соответственно отнесены к категории земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1726 для размещения объектов розничной торговли, а земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1727 для размещения объектов торговли.
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:№:88 и 24:50:№:89 общей площадью 2 334 кв.м и 12 344 кв.м соответственно отнесены к категории земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:88 размещение объектов торговли и объектов по техническому обслуживанию автомобилей, а земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:89 для размещения объектов торговли.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 декабря 2017 года и от 14 декабря 2017 года, по состоянию на 20 июня 2013 года для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:280 установлена кадастровая стоимость в размере 43 803 750 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:281 установлена кадастровая стоимость в размере 156 922 554 рубля; по состоянию на 07 июля 2016 года для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1726 установлена кадастровая стоимость в размере 88 760 701 рубль 07 копеек, для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1727 установлена кадастровая стоимость в размере 16 638 899 рублей 64 копейки; по состоянию на 04 февраля 2013 года для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:88 установлена кадастровая стоимость в размере 15 477 174 рубля 12 копеек; по состоянию на 03 марта 2015 года для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:89 установлена кадастровая стоимость в размере 81 855 285 рублей 92 копеек (т.1 л.д. 37-42).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:280, 24:50:№:281, 24:50:№:1726, 24:50:№:1727, 24:50:№:88, 24:50:№:89 определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».
29 декабря 2017 года ООО ПКФ «Крепость» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года № 453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:280, 24:50:№:281, 24:50:№:1726, 24:50:№:1727, 24:50:№:88, 24:50:№:89 (поступило в Комиссию 15 января 2018 года вх. № 1416).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 09 февраля 2018 года № 36 заявление ООО ПКФ «Крепость» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости отклонено, поскольку, как указано в данном решении, отличие рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:280, 24:50:№:281, 24:50:№:1726, 24:50:№:1727, 24:50:№:88, 24:50:№:89 от кадастровой стоимости составляет 74,7%, 74,7%, 64,8%, 59,4%, 58,8%, 54,7% соответственно, а оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным Федеральными стандартами оценки (т. 1 л.д. 43-45).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 1241/012/17 от 29 декабря 2017 года, выполненный ООО ЮК «Сенат» (оценщик Бондаренко Л.Н.), в котором по состоянию на 20 июня 2013 года, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400150:280 и 24:50:№:281 составляет 11 090 000 рублей и 39 675 080 рублей соответственно; по состоянию на 07 июля 2016 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:1726 и 24:50:№:1727 составляет 31 253 344 рубля и 6 754 044 рубля соответственно; по состоянию на 04 февраля 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:88 составляет 6 383 490 рублей; по состоянию на 03 марта 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:89 составляет 37 081 376 рублей (т.2 л.д. 1-312).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (п. 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п. 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (п. 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Оформление и содержание отчета об оценке № 1241/012/17 от 29 декабря 2017 года соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчетах, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что по состоянию на 20 июня 2013 года, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:280 и 24:50:№:281 составляет 11 090 000 рублей и 39 675 080 рублей соответственно; по состоянию на 07 июля 2016 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:1726 и 24:50:№:1727 составляет 31 253 344 рубля и 6 754 044 рубля соответственно; по состоянию на 04 февраля 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:88 составляет 6 383 490 рублей; по состоянию на 03 марта 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:89 составляет 37 081 376 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного по состоянию на 20 июня 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:280 должна быть определена равной его рыночной в размере 11 090 000 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:281 должна быть определена равной его рыночной в размере 39 675 080 рублей; по состоянию на 07 июля 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1726 должна быть определена равной его рыночной в размере 31 253 344 рубля, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1727 должна быть определена равной его рыночной в размере 6 754 044 рубля; по состоянию на 04 февраля 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:88 должна быть определена равной его рыночной в размере 6 383 490 рублей; по состоянию на 03 марта 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:89 должна быть определена равной его рыночной в размере 37 081 376 рублей, поскольку рыночная стоимость земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.
Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка земель, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:88 подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется, в том числе для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения ООО ПКФ «Крепость» с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:280, 24:50:№:281, 24:50:№:1726, 24:50:№:1727, 24:50:№:88, 24:50:№:89 следует считать дату направления почтой соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 29 декабря 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Крепость» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:280, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 11 090 000 рублей, определенной по состоянию на 20 июня 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:281, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 39 675 080 рублей, определенной по состоянию на 20 июня 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1726, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 31 253 344 рубля, определенной по состоянию на 07 июля 2016 года;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:1727, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 6 754 044 рубля, определенной по состоянию на 07 июля 2016 года;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:88, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 6 383 490 рублей, определенной по состоянию на 04 февраля 2013 года;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:89, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 37 081 376 рублей, определенной по состоянию на 03 марта 2015 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Крепость» с заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:№:280, 24:50:№:281, 24:50:№:1726, 24:50:№:1727, 24:50:№:88, 24:50:№:89 считать 29 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 06 апреля 2018 года.