Дело № 2а-2857/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 мая 2019 года город Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Щеглова И.В.,
при секретаре Слесаревой А.Ю.
с участием представителя административного истца Черновой А.С.,
представителя заинтересованного лица Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры Васильева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Министерства инвестиционной политики Новгородской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП Новгородской области Никифоровой Е.А. и УФССП России по Новгородской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Министерство инвестиционной политики НО обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП Новгородской области Никифоровой Е.А. и УФССП России по Новгородской области.
Истец указывает, что в связи с исполнением решения Новгородского районного суда от 28.09.2017 года по делу № 2-4549/17 судебным приставом-исполнителем 12.12.2018 г. было возбуждено исполнительное производство, в рамках которого вынесено постановление № № о взыскании исполнительского сбора. Между тем, исполнить решение суда в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью проведения значительного комплекса различных мероприятий, а так же отсутствием у Министерства полномочий в части приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами. Таким образом, неисполнение решения суда связано с наличием объективных, уважительных обстоятельств, независящих от воли Министерства, в связи с чем, оспариваемое постановление следует признать незаконным и освободить Министерство от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. полностью.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель административного истца в заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1 статьи 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона).
Таким образом, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Решением Новгородского районного суда от 28.09.2017 г. на департамент имущественных отношений и государственных закупок НО возложена обязанность в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять в государственную собственность Новгородской области в установленном порядке бесхозяйный скотомогильник, расположенный на территории Боровичского района НО Сушанского сельского поселения в 100 м от деревни Селино и в 100 м от дороги районного значения Боровичи, а также в течение 6 месяцев со дня регистрации права собственности Новгородской области на скотомогильник организовать мероприятия по приведению его в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями.
Решение вступило в законную силу 31.10.2017 г.
На основании постановления Правительства НО от 21.12.2017 г. департамент переименован в Министерство инвестиционной политики НО. Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП Никифоровой Е.А. на основании исполнительного документа – исполнительного листа № № от 31.10.2017 г., выданного Новгородским районным судом по делу № 2-4549/17, возбуждено исполнительное производство № № от 12.12.2018 г. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением от 21.01.2019 г. по ходатайству Министерства исполнительные действия отложены на 10 дней.
Определением Новгородского районного суда от 11.02.2019 г. в удовлетворении заявления Министерства о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения по делу № 2-4549/17 – отказано.
18.02.2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление № № о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Оспариваемое Министерством постановление вынесено и утверждено в рамках возбужденного исполнительного производства уполномоченными на то должностными лицами, срок и порядок принятия оспариваемого постановления соблюдены, содержание постановления соответствует требованиям закона и материалам исполнительного производства.
Поскольку в срок, установленный как решением суда, так и в постановлении судебного пристава-исполнителя для добровольного исполнения, требования исполнительного документа должником Министерством исполнены не были, при этом, должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебный пристав-исполнитель обоснованно наложил на должника денежное взыскание (исполнительский сбор).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Министерства о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора не основаны на законе, соответственно в удовлетворении данного требования следует отказать.
Как разъяснено в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В данном случае суд учитывает, что решение суда от 28.09.2017 года по делу № 2-4549/17 в части регистрации права собственности Новгородской области на скотомогильник Министерством исполнено. На основании приказа Министерства инвестиционной политики НО от 07.02.2019 г. № 153 из государственной собственности НО в муниципальную собственность Боровичского района передан скотомогильник (биотермическая яма) с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Комитет ветеринарии НО направил в адрес заместителя Министра инвестиционной политики НО письмо об информировании о том, что скотомогильник с кадастровым номером № передан МКУ «Служба заказчика Боровичского муниципального района». В настоящее время ведутся работы по выбору подрядчика на выполнение кадастровых работ по увеличению площади объекта до 600 кв.м. Кадастровые работы будут выполнены в течение 2 квартала 2019 г. 15.02.2019 г. Комитет ветеринарии направил Министру финансов НО ходатайство о выделении дополнительного финансирования в сумме 282 300 руб. на приведение указанного скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным освободить Министерство от взыскания исполнительского сбора по постановлению № 53025/19/16178 от 18.02.2019 г.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Министерства инвестиционной политики Новгородской области удовлетворить частично.
Освободить Министерство инвестиционной политики Новгородской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению № № от 18.02.2019 г., вынесенному в рамках исполнительного производства № № от 12.12.2018 г.
В части требований о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий И.В. Щеглов
Мотивированное решение составлено 10.06.2019 г.