Дело № 2-12932/2024
УИД: 50RS0002-01-2024-010984-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Видное Московская область 25 июля 2024 года
Видновский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Тереховой А.А.,
при секретаре судебного заседания Цуркан А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12932/2024 по исковому заявлению Видновского городского прокурора Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского городского округа Московской области об обязании регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ:
Видновский городской прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Видновский городской суд <адрес> с исковыми требованиями к ФИО1 городского округа <адрес> об обязании зарегистрировать в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>
В обосновании заявленных требований указал, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в отношении ФИО1 городского округа <адрес>.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 городского округа <адрес> не принимает меры по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - квартиру с кадастровым номером № расположенную по адресу: <адрес>
В ходе проверки городской прокуратурой установлено, что требования законодательства ФИО1 городского округа <адрес> соблюдаются не в полном объеме.
Согласно решению Совета депутатов ФИО1 городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О правопреемстве ФИО1 городского округа <адрес>», а также решению Совета депутатов ФИО1 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городское поселение Видное ФИО1 муниципального района <адрес> и подлежащего передаче в муниципальную собственность муниципального образования Ленинский муниципальный район <адрес>», ФИО1 городского округа <адрес> является правопреемником ФИО1 муниципального района <адрес>.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства, ФИО1 городского округа <адрес> в управлении Росреестра по <адрес> не зарегистрировано право собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>
Непринятие мер по регистрации права на недвижимый объект в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним влечет отсутствие правовых оснований для использования недвижимого муниципального имущества, ограничивает полномочия собственника муниципального образования района ФИО1 на эффективное использование имущества.
На основании изложенного прокурор обратился в суд с указанными требованиями.
Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещен надлежащим образом.
ФИО1 городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 4, 5, 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Согласно ч. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в отношении ФИО1 городского округа <адрес>.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 городского округа <адрес> не принимает меры по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - квартиру с кадастровым номером № расположенную по адресу: <адрес>
В ходе проверки городской прокуратурой установлено, что требования законодательства ФИО1 городского округа <адрес> соблюдаются не в полном объеме.
Согласно решению Совета депутатов ФИО1 городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О правопреемстве ФИО1 городского округа <адрес>», а также решению Совета депутатов ФИО1 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городское поселение Видное ФИО1 муниципального района <адрес> и подлежащего передаче в муниципальную собственность муниципального образования Ленинский муниципальный район <адрес>», ФИО1 городского округа <адрес> является правопреемником ФИО1 муниципального района <адрес>.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства, ФИО1 городского округа <адрес> в управлении Росреестра по <адрес> не зарегистрировано право собственности на квартиру с кадастровым номером № расположенную по адресу: <адрес>
В соответствии с п.п. а п. 2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции это Деятельность Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Устранение выявленных нарушений законодательства также способствует профилактике коррупции. Способы защиты нарушенных прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.
Судом установлено, что непринятие мер по регистрации права на недвижимый объект в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним влечет отсутствие правовых оснований для использования недвижимого имущества, ограничивает полномочия собственника муниципального образования ФИО1 <адрес> на эффективное использование муниципального имущества.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Видновского городского прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 городского округа <адрес> об обязании регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним - удовлетворить.
Обязать ФИО1 городского округа <адрес> зарегистрировать в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Терехова