Решение по делу № 2-489/2024 от 26.02.2024

Дело № 2-489/2024 КОПИЯ

59RS0018-01-2024-000385-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Добрянка 24 апреля 2024 года

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Абдулиной Е.Б.,

при секретаре судебного заседания Пушиной Ю.С.,

с участием представителя истца прокурора Путиловой А.В.,

представителя ответчика МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», третьего лица Управления образования администрации Добрянского городского округа Згогуриной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Добрянки Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», администрации Добрянского городского округа Пермского края о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Добрянки Пермского края обратился в суд с исковыми требованиями к МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», администрации Добрянского городского округа Пермского края о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности. Требования мотивированы тем, что в августе 2023 года прокуратурой г.Добрянки проведена проверка соблюдения МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех» по адресам <адрес>, и <адрес>, законодательства о пожарной безопасности, в ходе проверки выявлены существенные нарушения требований закона в указанной сфере. Согласно п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – ППР в РФ), руководитель организации обеспечивает ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Допускается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты в электронном виде. Вместе с тем, журнал эксплуатации систем противопожарной защиты отсутствует. В нарушение п. 30 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – ППР в РФ) на объекте защиты с массовым пребыванием людей Учреждением не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного. Отсутствует актуальная декларация пожарной безопасности. Проверкой также установлено, что в Учреждении регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты отсутствует, что не соответствует требованиям п. 54 ППР в РФ. В нарушение п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту» при истечении срока эксплуатации автоматической пожарной сигнализации руководителем Учреждения не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы автоматической пожарной сигнализации. Кроме того, при истечении срока эксплуатации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре руководителем Учреждения не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, что нарушает требования п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию монтажу, техническому обслуживанию и ремонту». В нарушение п.50 ППР в РФ руководителем Учреждения не обеспечено исправное состояние и своевременное обслуживание внутреннего противопожарного водопровода с перекаткой рукавов не реже 1 раза в год. В ходе проверки зданий Учреждения также установлено, что рядом с приборами приемно-контрольными АПС и СОУС отсутствует аварийное освещение, что не соответствует требованиям п. 13.14.13 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». По результатам проведенной проверки в адрес руководителя Учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. 12.01.2024 прокуратурой города совместно с 12 Отделом осуществлена повторная проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех». В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении требований пожарной безопасности не соблюдаются, ранее выявленные нарушения закона не устранены, а именно:

в корпусе МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», расположенном по адресу: <адрес>:

- при истечении срока эксплуатации автоматической пожарной сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы автоматической пожарной сигнализации, что не соответствует требованиям п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»;

- при истечении срока эксплуатации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, что нарушает п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»;

- отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, что не соответствует п. 54 ППР в РФ;

- на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов на каждого дежурного, что нарушает требования п. 30 ППР в РФ;

- не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре), что нарушает требования п. 54 ППР в РФ;

в корпусе МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», расположенном по адресу: <адрес>:

- при истечении срока эксплуатации автоматической пожарной сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы автоматической пожарной сигнализации, что не соответствует требованиям п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»;

- при истечении срока эксплуатации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, что нарушает п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»;

- отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, что не соответствует п. 54 ППР в РФ;

- на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов на каждого дежурного, что нарушает требования п. 30 ППР в РФ;

- не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре), что нарушает требования п. 54 ППР в РФ.

С учетом частичного отказа от требований просят суд возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», расположенное по адресу: <адрес>, обязанность в срок до 31.08.2028 устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту» установить новую систему автоматической пожарной сигнализации в здании;

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» установить новую систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре в здании.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», расположенное по адресу: <адрес> обязанность в срок до 31.08.2028 устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту» установить новую систему автоматической пожарной сигнализации в здании;

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» установить новую систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре в здании.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», расположенное по адресу: <адрес>, и <адрес>, обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, разработать регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты;

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, заключить договоры по ремонту, техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре) с организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими на это специальное разрешение;

- в соответствии с п. 30 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, приобрести средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного.

Обязать администрацию Добрянского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2027 выделить бюджетные денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Добрянский детский сад №16 «Проуспех» для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Определением Добрянского районного суда Пермского края от 24.04.2024 принят отказ прокурора г. Добрянки Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от исковых требований к МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», осуществляющее свою деятельность по адресам: <адрес>, и <адрес>, в части возложения обязанности в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, разработать регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты.

Представитель истца - прокурор Путилова А.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований, с учетом отказа от части требований, настаивала по изложенным в иске доводам и основаниям.

Представитель ответчика МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех» Згогурина М.А., действующая на основании доверенности (л.д.143), в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.

Представитель ответчика – Администрации Добрянского городского округа Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представили суду письменные пояснения, согласно которым с исковыми требованиями в части возложения обязанности выделить бюджетные денежные средства не согласны в силу следующего. Исходя из норм бюджетного законодательства Управление самостоятельно реализует полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств. Администрация Добрянского городского округа не наделена полномочиями главного распорядителя бюджетных средств в отношении образовательных организаций, учредителем которых является управление образования. Понуждение органов к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета, предусмотренных на содержание подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Мероприятия по обеспечению законодательства о пожарной безопасности в образовательных организациях предусмотрены муниципальной программой Добрянского городского округа «Функционирование и развитие системы образования», утвержденной постановлением администрации Добрянского городского округа от 31.10.2022 № 3047. Ответственным исполнителем указанной программы является управление образования Добрянского городского округа. Считают, что требования прокурора г. Добрянки в части возложения обязанности на администрацию Добрянского городского округа в срок до 31.12.2025 выделить бюджетные денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Добрянский детский сад №16 «Проуспех» для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности являются неисполнимыми в силу требований Бюджетного кодекса РФ, Устава Добрянского городского округа, а также иных нормативных актов муниципального образования (л.д.92-94).

Представитель третьего лица - Управления образования администрации Добрянского городского округа Згогурина М.А., действующая на основании доверенности (л.д.142), в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.

Представитель третьего лица - 12 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Добрянскому городскому округу ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).

В части 3 статьи 131 этого же кодекса закреплено, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с п.п. 2 п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 названного закона).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 22.07.2000 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – ППР в РФ), руководитель организации обеспечивает ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Допускается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты в электронном виде.

В соответствии с п. 30 ППР в РФ на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.

Руководитель организации обеспечивает 1 раз в год проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.

Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Согласно п. 54 ППР в РФ руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной без-опасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 50 ППР в РФ руководитель организации обеспечивает исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой города Добрянки проведена проверка соблюдения МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех» законодательства о пожарной безопасности.

В адрес заведующей МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех» внесено представление от 17.03.2023 об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства об антитеррористической безопасности, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (л.д.9-17).

МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех» 11.04.2023 по результатам представления прокурора по вопросу выявленных нарушений пояснили, что Учреждением приняты следующие меры по устранению нарушений: заведен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, информация заносится в журнал в соответствии с п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - ППР в РФ); обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара для дежурного персонала по 5 единиц на корпус в соответствии с п. 30 ППР в РФ; актуализирована, согласована ГУ МЧС РФ и размещена на сайте «Госуслуги» «Пожарная декларация» в соответствии с ч.1 ст.64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ; разработан, утвержден и действует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты в соответствии с п. 54 ППР в РФ; направлены запросы в специализированные организации для предоставления локального сметного расчета на проектирование, монтаж и техническое обслуживание новой автоматической системы пожарной сигнализации и системы голосового оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с п. 54 ППР в РФ, работы будут выполнены при определении источников финансирования; заключен договор с ПКОО ДПО от 04.04.2023 № 22/32 на оказание услуг по испытанию пожарных кранов на водоотдачу с перемоткой рукавов, работы будут выполнены в срок до 01.07.2023; направлен запрос на установку аварийного освещения над приборами АПС и СОУС в соответствии с п.13.14.13 СП5.13130.2009, работы будут выполнены в срок до 01.07.2023; сотрудники охранного агентства ООО «ОА «Аякс» повторно ознакомлены с должностной инструкцией, особое внимание уделено п.9 должностной инструкции «Действия сотрудника охраны при захвате заложников»; перед началом оказания охранных услуг 26.12.2022 было проведено обследование объектов охраны, о чем свидетельствует Приложение № 3 к контракту № 693/22 от 31.12.2022, а именно «Акт принятия объекта под охрану» в соответствии с п. 5.3 ГОСТ Р 58485-2019, который на сегодняшний оформлен надлежащим образом. Привлечено к дисциплинарной ответственности должностное лицо, ответственное за соблюдение пожарной и антитеррористической безопасности образовательной организации, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (л.д.16-61).

12.01.2024 старшим помощником прокурора г.Добрянки в соответствии с решением о проведении проверки от 09.01.2024 №15 (л.д.64), с привлечением сотрудников ОНДиПР по Добрянскому городскому округу УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю проведена проверка в деятельности законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении требования пожарной безопасности не соблюдаются, ранее выявленные нарушения закона не устранены, а именно: в корпусе МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», расположенном по адресу: <адрес>: при истечении срока эксплуатации автоматической пожарной сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы автоматической пожарной сигнализации, что не соответствует требованиям п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»; при истечении срока эксплуатации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, что нарушает п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»; отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, что не соответствует п. 54 ППР в РФ; на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов на каждого дежурного, что нарушает требования п. 30 ППР в РФ; не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре), что нарушает требования п. 54 ППР в РФ; в корпусе МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», расположенном по адресу: <адрес>: при истечении срока эксплуатации автоматической пожарной сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы автоматической пожарной сигнализации, что не соответствует требованиям п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»; при истечении срока эксплуатации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, что нарушает п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»; отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, что не соответствует п. 54 ППР в РФ; на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов на каждого дежурного, что нарушает требования п. 30 ППР в РФ; не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре), что нарушает требования п. 54 ППР в РФ (л.д.67-68).

В силу абз.8 ст.12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по соблюдению законодательства в сфере.

Таким образом, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в учреждении.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г.Добрянки Пермского края в части возложения обязанности на МБДОУ «Добрянский детский сад №16 «Проуспех» с учетом определения о прекращении производства по делу в части исковых требований, в связи с установлением фактов нарушения противопожарных требований, которые подлежат устранению в рамках исполнения законодательства Российской Федерации.

Истцом также заявлено требование о возложении обязанности на администрацию Добрянского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2027 выделить бюджетные денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Добрянский детский сад №16 «Проуспех» для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация Добрянского городского округа, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

При этом понуждение администрации Добрянского городского округа к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

На основании указанных обстоятельств, суд считает, что в удовлетворении исковых требований прокурору г.Добрянки Пермского края, действующему в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на администрацию Добрянского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2027 выделить бюджетные денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Добрянский детский сад №16 «Проуспех» для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г.Добрянки Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», администрации Добрянского городского округа Пермского края о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности, - удовлетворить частично.

Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», расположенное по адресу: <адрес>, обязанность в срок до 31.08.2028 устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту» установить новую систему автоматической пожарной сигнализации в здании;

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» установить новую систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре в здании.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», расположенное по адресу: <адрес>, обязанность в срок до 31.08.2028 устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту» установить новую систему автоматической пожарной сигнализации в здании;

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» установить новую систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре в здании.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад №16 «Проуспех», расположенное по адресу: <адрес>, и <адрес>, обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:

- в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, заключить договоры по ремонту, техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре) с организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими на это специальное разрешение;

- в соответствии с п. 30 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, приобрести средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного.

В удовлетворении требования прокурора г.Добрянки Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Добрянского городского округа Пермского края о возложении обязанности выделить бюджетные денежные средства для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Председательствующий: Е.Б.Абдулина

Секретарь:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь:

Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2024 года.

Подлинник решения подшит в деле № 2-489/2024.

Гражданское дело № 2-489/2024 находится в производстве Добрянского районного суда Пермского края.

2-489/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Добрянки
Ответчики
Администрация Добрянского городского округа Пермского края
МБДОУ "Добрянский детский сад № 16 "Проуспех"
Другие
Управление образования администрации Добрянского городского округа
12 Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по ДГО ГУ МЧС России по Пермскому краю
Згогурина Мария Алексеевна
Путилова Алена Вячеславовна
Суд
Добрянский районный суд Пермского края
Судья
Абдулина Екатерина Борисовна
Дело на странице суда
dobryan.perm.sudrf.ru
26.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2024Передача материалов судье
29.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.03.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Дело оформлено
26.06.2024Дело передано в архив
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее