Дело № 12-414/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 октября 2019 года г. Севастополь
Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Орлова С.В., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Шаповал Н.И., представителя Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу директора ООО «<данные изъяты>» Науменко Д. В. на постановление о назначении административного наказания № от 18 июля 2019 года о привлечении директора ООО «<данные изъяты>» Науменко Д. В. к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания № от 18 июля 2019 года, вынесенным начальником Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя ФИО 1, директор ООО «<данные изъяты>» Науменко Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, директор ООО «<данные изъяты>» Науменко Д.В. подал в суд жалобу, в которой, не оспаривая факта и обстоятельств совершенного административного правонарушения, просит отменить указанное постановление и признать данное правонарушение малозначительным, по тем основаниям, что ООО «<данные изъяты>» в его лице, оказывало полное содействие в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении; к моменту возбуждения дела об административном правонарушении ООО «<данные изъяты>» были устранены все обстоятельства, способствовавшие совершению административного правонарушения, и предоставлена отчетность за указанный период; по делу отсутствуют доказательства причинения вреда или наличие реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; административное правонарушение совершено в результате неосторожности и умысел на его совершение отсутствовал.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директор ООО «<данные изъяты>» Науменко Д.В., не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не подал, воспользовался своим правом ведения дела через защитника, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Шаповал Н.А. в судебном заседании изложенные в жалобе доводы поддержала и просила ее удовлетворить.
Представитель административного органа – Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя ФИО2, полагала, что обжалуемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, законно и обоснованно, в связи с чем просила в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив на основании представленных представителем административного органа оригиналов дела об административном правонарушении, законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются, среди прочего: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов.
Порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).
В частности, Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» (далее – Правила представления деклараций, здесь и далее по тексту – в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Науменко Д.В. к административной ответственности).
В соответствии с п. 15 Правил представления деклараций, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В силу пункта 19 указанных Правил предоставления деклараций, декларации по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации.
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные организации направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в несвоевременной подаче организациями и их должностными лицами декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо одной из таких деклараций.
Как усматривается из материалов дела, по вине должностного лица – директора ООО «<данные изъяты>» Науменко Д.В., ООО «<данные изъяты>» в процессе осуществления розничной продажи алкогольной продукции (пива и пивных напитков) при оказании услуг общественного питания, в нарушение сроков, установленных Правилами предоставления деклараций, утвержденными Постановлением Правительства от 9 августа 2012 года № 815, декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме приложения № 12 Правил предоставления деклараций за 3 квартал 2018 года в срок до 23 октября 2018 года не представило, представив ее с нарушением указанного срока – 11 июня 2019 года.
Указанные обстоятельства и вина Науменко Д.В. в совершении указанного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от 18 июля 2019 года, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении директором ООО «<данные изъяты>» Науменко Д.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ; письмом заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о непредоставлении ООО «<данные изъяты>» декларации по форме приложения № 12 за 3 квартал 2018 года; лицензией, выданной ООО «<данные изъяты>» на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от 27 апреля 2017 года со сроком действия до 28 апреля 2019 года; квитанцией № от 11 июня 2019 года о приеме декларации за 3 квартал 2018 года Правительством города Севастополя; квитанцией № от 11 июня 2019 года о приеме декларации за 3 квартал 2018 года Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка; выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах, а также иными материалами дела об административном правонарушении, оцененными должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Проанализировав приведенное выше законодательство, дав надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что ООО «<данные изъяты>», по вине должностного лица – директора Науменко Д.В., не представило в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации, а также в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка декларацию за 3 квартал 2018 года об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме приложения № 12 Правил предоставления деклараций, то есть в срок до 23 октября 2018 года, что свидетельствует о не выполнении директором ООО «<данные изъяты>» Науменко Д.В. обязанности по своевременному представлению указанной декларации и совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, в связи с чем он правомерно привлечен к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной нормой закона.
Доказательств, подтверждающих принятие директором ООО «<данные изъяты>» Науменко Д.В. всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, суду не представлено.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Науменко Д.В. в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, с учетом характера и общественной опасности совершенного административного правонарушения, личности виновного, в пределах санкции, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, в связи с чем является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям его назначения.
Доводы, приведенные в жалобе о малозначительности совершенного административного правонарушения не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а также в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, в связи с чем не имеют правового значения доводы жалобы об отсутствии негативных последствий при нарушении сроков предоставления деклараций и наличия в связи с этим оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Совершенное обществом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. Такие обстоятельства как оказание содействия в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, и устранение обстоятельств, способствовавших совершению административного правонарушения, предоставление отчетности за указанный период до возбуждения дела об административном правонарушении, совершение правонарушения в результате неосторожности были учтены при назначении наказания, в связи с чем оно назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 15.13 КоАП РФ.
Оснований для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, также не имеется, поскольку директор ООО «<данные изъяты>» ранее привлекался к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, тогда как наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение только за впервые совершенные административные правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обжалуемое постановление по делу вынесено обоснованно и в соответствии с законом, постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания № от 18 июля 2019 года, вынесенное начальником Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя ФИО 1, о привлечении директора ООО «<данные изъяты>» Науменко Д. В. к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу директора ООО «<данные изъяты>» Науменко Д. В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья