Решение по делу № 2-73/2022 от 10.01.2022

68RS0008-01-2022-000027-27

Дело № 2-73/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>                        

Знаменский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Нишуковой Е.Ю.,

с участием представителя истца помощника прокурора Жилкина И.И.,

при секретаре Сторожук С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальник» о возложении обязанности по постановке артезианской скважины на учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в ходе прокурорской проверки по соблюдению законодательства об охране и использовании недр установлен факт нахождения в пользовании ООО «Коммунальник» артезианской скважины , расположенной в селе <адрес>, которая снабжает население питьевой водой. Однако в нарушение пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации данная артезианская скважина до настоящего времени не поставлена на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду; соответствующие документы не направлены в Управление Росприроднадзора по <адрес>.

Первоначально просил суд обязать ООО "Коммунальник" в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры к направлению документов в Управление Росприроднадзора по <адрес> с целью постановки на учет артезианской скважины , расположенной в селе <адрес>, снабжающей население питьевой водой, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в исковом заявлении указана Администрация Покрово-Марфинского сельсовета <адрес>.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росприроднадзора по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования: просит суд обязать ООО «Коммунальник» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет артезианскую скважину по вышеназванному адресу как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Жилкин И.И. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Коммунальник» не явился, о времени и месте рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом, директор общества Валяльщикова Т.А. направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, не возражает против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание представители третьих лиц не явились, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, направили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие; не возражают против удовлетворения исковых требований. Представитель Управления Росприроднадзора по <адрес>, кроме того, сообщил, что документы для постановки артезианской скважины на учет в управление не направлялись.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела в качестве доказательств, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно части 3 статьи 9 и части 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В соответствии с пунктами 1, 11 статьи 23 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

На основании части 1 статьи 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В силу частей 1, 2 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Таким образом, критерии исходят из конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой на объекте НВОС, или из уровня фактического негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого объектом НВОС.

В свою очередь, критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 4.2).

Так, согласно пункту 10 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. м в сутки), является критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.

В силу пункта 3 статьи 2.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

По смыслу указанных норм деятельность, связанная с добычей подземных вод, оказывает или может оказать воздействие на состояние подземных водных объектов. Следовательно, артезианская скважина, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод и используется для ведения такой деятельности, является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

Судом установлено, что одним из видов деятельности ООО «Коммунальник» является забор и очистка, а также распределение воды для питьевых и промышленных нужд, в связи с чем - общество оказывает услуги по водоснабжению, в том числе на территории Покрово-Марфинского сельсовета <адрес>.

Для реализации названных целей ДД.ММ.ГГГГ Администрация Покрово-Марфинского сельсовета <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ и по результатам открытого конкурса заключила с ООО "Коммунальник" (на тот момент - МУП) концессионное соглашение, по которому передала предприятию артезианскую скважину , расположенную в селе <адрес>. Данное соглашение действовало в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В связи с окончанием срока действия концессионного соглашения между Администрацией Покрово-Марфинского сельсовета <адрес> и ООО "Коммунальник" ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды, на основании которого сельсовет передал в пользование и владение общества артезианскую скважину , расположенную в селе <адрес> (л.д. 9-22).

Согласно сообщению ООО «Коммунальник» от ДД.ММ.ГГГГ, суточный объем забора воды из артезианской скважины составляет менее 100 куб.м. Следовательно, данная артезианская скважина, используемая ООО «Коммунальник» для добычи полезных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, подлежит учету в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства указанная артезианская скважина на соответствующий учет до настоящего времени не поставлена (акт от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 7). Что подтвердила в своих письменных объяснениях директор ООО «Коммунальник» Валяльщикова Т.А. (л.д. 8).

Поскольку в процессе деятельности по водоснабжению и водоотведению осуществляется воздействие на природную среду на всех стадиях деятельности - от забора (изъятия) водных ресурсов до сброса вод, и, как следствие, создается угроза загрязнения и истощения недр, то деятельность ООО «Коммунальник» по использованию артезианской скважины без постановки на соответствующий учет не может быть признана законной.

На основании изложенного исковые требования прокурора <адрес>, обратившегося в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - <адрес>, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд возлагает на ответчика обязанность по выполнению вышеуказанных действий в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью "Коммунальник" (ОГРН 1186820006317) в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу поставить артезианскую скважину , расположенную в селе <адрес>, на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду.

Взыскать с ООО «Коммунальник» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд <адрес>.

Судья подпись Е.Ю. Нишукова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-73/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Знаменского района Тамбовской области
Ответчики
ООО «Коммунальник»
Другие
Управление Росприроднадзора по Тамбовской области
администрация Покрово-Марфиноского сельсовета Знаменского района Тамбовкой области
Суд
Знаменский районный суд Тамбовской области
Судья
Нишукова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
sud4.tmb.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2022Подготовка дела (собеседование)
03.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2022Предварительное судебное заседание
21.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее