Дело № 2-2478/24
УИД № 23RS0014-01-2024-001444-10
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Динская Краснодарского края 29 мая 2024 года
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Халимова А.Р.
при секретаре Паккер Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГБУ <адрес> «Управление ветеринарии <адрес>» к Пироговской И.О. о понуждении к соблюдению ветеринарно-санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ
Истец, ссылаясь на воспрепятствование ответчицей ветеринарно-санитарному мониторингу сельскохозяйственных животных содержащихся в принадлежащем последней подсобном хозяйстве, обратился в суд с требованиями об обязании ответчицы допустить специалистов к месту содержания животных и предоставлению их для названного мониторинга.
Представитель истца в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Ответчица в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания была уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Третьи лица также предоставили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с протокольным определением суда, дело рассмотрено в отсутствие сторон, в порядке заочного производства.
Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд заявленные требования нашедшими свое подтверждение при судебном разбирательстве.
Так, согласно ст. 2 Закона РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993г. №, ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона № ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения - производители этой продукции. Владельцы животных и производители продукции животного происхождения обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продукции животного происхождения, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с выращиванием и содержанием животных, производством, хранением продукции животного происхождения, ее переработкой и реализацией; предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продукции животного происхождения; выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии со ст. 2.4. Закона №, ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания.
«Ветеринарные правила содержания овец и коз в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливают требования к условиям содержания овец и коз (далее - МРС) в целях разведения, выращивания, оборота, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию МРС, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований МРС, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 МРС включительно (далее Хозяйство), а также содержащими более 1000 голов МРС (далее Предприятие).
«Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливают требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 500 голов КРС включительно, а также содержащими более 500 голов КРС.
«Ветеринарные правила содержания свиней в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации, требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно (далее - хозяйства), а также содержащими более 1000 голов свиней (далее - предприятие).
«Ветеринарные правила содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа», утвержденные приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливают ветеринарные требования к содержанию птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих предприятиях открытого типа в целях недопущения распространения заразных болезней птиц.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении ветеринарного благополучия на территории <адрес>», в целях проведения на территории <адрес> мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, уполномоченный орган организует проведение ветеринарно-санитарного мониторинга. Ветеринарно-санитарный мониторинг - совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу, оценке информации о животных, случаях их заболевания и состоянии здоровья сельскохозяйственных животных и птицы.
Согласно п. 2.1 «Порядка организации и проведения ветеринарно-санитарного мониторинга на территории <адрес>», утвержденного приказом департамента ветеринарии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждения, осуществляют подготовку ежегодных планов проведения ветеринарно-санитарного мониторинга по муниципальным образованиям в разрезе городских (сельских) поселений, с учетом полного охвата всех хозяйств физических лиц, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и птицы, находящихся на территории муниципального образования, с периодичностью их посещения не реже одного раза в квартал.
Судом установлено, что государственным бюджетным учреждением <адрес> «Управление ветеринарии <адрес>» для обеспечения эпизоотического благополучия на территории <адрес> проводится ветеринарно-санитарный мониторинг посредством обходов один раз в квартал личных подсобных хозяйств граждан и иных хозяйств граждан, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и (или) птицы, и опроса владельцев таких хозяйств, в том числе сверки фактического наличия сельскохозяйственных животных с данными, указанными в похозяйственных книгах.
Ответчица содержит по адресу: <адрес>, крупный и мелкий рогатый скот, сельскохозяйственную птицу.
В похозяйственных книгах администрации Динского сельского поселения отсутствуют данные о содержании поголовья крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, свиней по указанному адресу, так как соответствующая информация ответчицей не предоставлялась (письмо администрации Динского сельского поселения МО <адрес> № от 21.03.2024г.).
Специалистами ГБУ «<адрес>» неоднократно проводились выезды в личное подсобное хозяйство Пироговской И.О. для проведения ветеринарно-санитарного мониторинга (выезды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
Мониторинг осуществлен не был, поскольку отказала в доступе на территорию подворья. В результате чего, не представляется возможным проведение истцом в соответствии с утвержденным на 2024 год «Планом диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах индивидуального сектора <адрес>» ряда мероприятий, в том числе: отбора крови сельскохозяйственных животных и птицы для проведения исследований на бруцеллез, аллергическое исследование на туберкулез, вакцинации против ящура
Данные обстоятельства повлекли не исполнение требований «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бруцеллеза (включая инфекционный эпидидимит баранов)», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №, «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов туберкулеза», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №; «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение требований «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бруцеллеза (включая инфекционный эпидидимит баранов)», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №, закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеринарии» - поголовье мелкого рогатого скота ответчицы, содержащееся по вышеуказанному адресу, на учете в ГБУ «<адрес>» не состоит.
Поголовье крупного рогатого скота ответчика, содержащееся по вышеуказанному адресу, на учете в ГБУ «<адрес>» не состоит, что является не выполнением «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бруцеллеза (включая инфекционный эпидидимит баранов)», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №, закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеринарии».
Указанные действия ответчицы препятствуют проведению в соответствии с утвержденным на 2024 год «Планом диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах индивидуального сектора <адрес>» ряда мероприятий, в том числе: аллергическое исследование на туберкулез не проводилось, что является не выполнением «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов туберкулеза», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №; вакцинация против ящура не проводилась, что является не выполнением «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №; вакцинация против сибирской язвы не проводилась, что является не выполнением «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сибирской язвы», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №; отбор крови для проведения исследований на лейкоз КРС не проводился, что является не выполнением «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В настоящее время поголовье свиней ответчицы, содержащееся по вышеуказанному адресу, на учете в ГБУ «<адрес>» не состоит, что является не выполнением «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №, закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеринарии»; идентификация свиней не осуществлена, что является не выполнением «Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету», утвержденного приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №; отбор крови для проведения исследований на африканскую чуму свиней не проводился, что является не выполнением «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ№; вакцинация против классической чумы свиней и рожи свиней не проводилась, что является не выполнением «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней», утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исходя из вышеизложенного, суд находит необходимым исковые требования удовлетворить.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Невыполнение ответчицей требований действующего законодательства в области ветеринарии в части предоставления животных специалистам госветслужбы для осмотра, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, может стать причиной возникновения и распространения заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, таких как бруцеллез, сибирская язва, оспа овец и коз и др., по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причинит вред (ущерб) охраняемым законом ценностям.
При таких обстоятельствах, суд полагает обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ГБУ <адрес> «Управление ветеринарии <адрес>» к Пироговской И.О. о признании действий незаконными - удовлетворить.
Признать действия (бездействие) Пироговской И.О., не допустившей специалистов ГБУ «<адрес>» для проведения ветеринарно-санитарного мониторинга, идентификации животных, отбора проб крови крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, свиней для исследования на лейкоз крупного рогатого скота, африканскую чуму свиней, вакцинации против классической чумы свиней, рожи, оспы овец и коз, ящура незаконными.
Обязать Пироговскую И.О. по согласованию даты и времени допустить ветеринарных специалистов ГБУ «<адрес>» на территорию личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> для проведения ветеринарно-санитарного мониторинга, соблюдения обязательных требований законодательства в области ветеринарии при содержании сельскохозяйственных животных.
Обязать Пироговскую И.О. по согласованию даты и времени предоставить животных, содержащихся на территории личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, для проведения идентификации, отбора проб крови для проведения исследований на лейкоз крупного рогатого скота, африканскую чуму свиней, вакцинации против классической чумы свиней, рожи, оспы овец и коз, ящура.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ими копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Динского районного суда Халимов А.Р.