11RS0001-01-2022-015571-05 дело №2-10722/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Крыжевской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 08 ноября 2022 года дело по иску Рахманжановой Саидахон Иноятиллоевны и Рахманжанова Азизилло Тухтасиновича к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения, взыскании судебных расходов,
установил:
Рахманжанова С.И. и Рахманжанов А.Т., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей НЛ1, НЛ2, НЛ3, НЛ2, обратились в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по предоставлению им вне очереди на состав семьи 6 человек благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью 81 кв.м., взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указали, что состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и в связи с признанием принадлежащего им на праве собственности жилого помещения непригодным для проживания, в силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное обеспечение благоустроенным жильем площадью по норме предоставления на 6 человек.
В судебном заседании представитель истцов – Маркелова Т.В. требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала.
Истцы в суд не явились, извещены надлежаще.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истцы Рахманжанова С.И., Рахманжанов А.Т., и их дети НЛ1, НЛ2, с ** ** ** являются собственниками жилого помещения площадью ... кв.м. по адресу: ..., и зарегистрированы в нём по месту жительства.
Помимо собственников в указанном жилом помещении зарегистрированы дети истцов - НЛ3, НЛ2
Семья истцов признана малоимущей в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда и ** ** ** принята администрацией МО ГО «Сыктывкар» на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). По состоянию на ** ** ** истцы состоят в «общей очереди» под номером 4438.
На основании заключения межведомственной комиссии от ** ** ** №..., постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... многоквартирный жилой дом №... по ул.... г.Сыктывкара признан аварийным и подлежащим сносу.
** ** ** в адрес собственников помещений дома, в том числе истцов, Управлением ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» направлено требование о добровольном сносе дома в срок до ** ** **.
Представитель истцов указывает, что в связи с признанием дома, в котором проживает семья истцов, аварийным и подлежащим сносу, истцы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежат обеспечению таким жильем во внеочередном порядке.
Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.
Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются статьи 85, 86, 89 ЖК РФ, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.
Правоотношения между собственниками жилых помещений жилого дома, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, регулируются статьей 32 ЖК РФ, которой предусмотрен порядок изъятия у собственника жилого помещения для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В силу части 8 статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в подпункте «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
При этом жилищное законодательство не предусматривает возможность возложения на государственный орган (орган местного самоуправления) обязанности по заключению таких соглашений с собственниками жилых помещений многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Соглашения заключаются добровольно в рамках процедуры изъятия жилых помещений путем выкупа.
Таким образом, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения органом местного самоуправления предварительной процедуры как по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и в случае невыполнения собственниками указанного требования, по последующему принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Многоквартирный жилой дом №... по ул.... г.Сыктывкара в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... определен срок для принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома №... по ул.... г.Сыктывкара – до 2028 года.
Установленный администрацией собственникам помещений срок для добровольного сноса дома к настоящему времени не истек.
У собственника жилого помещения нет каких-либо дополнительных прав, предоставляющих ему преимущество по отношению с тем, как эти отношения регулирует статья 32 ЖК РФ.
При таком положении, сам по себе факт признания семьи истцов малоимущими и нуждающимися в жилом помещении не влечет за собой возникновения у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению им жилого помещения во внеочередном порядке, без учета норм статьи 32 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по предоставлению семье истцов благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется.
Требования истцов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Рахманжановой Саидахон Иноятиллоевне, Рахманжанову Азизилло Тухтасиновичу в удовлетворении требований к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения, взыскании судебных расходов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Председательствующий О.Л. Саенко
...