УИД 77RS0032-02-2024-012152-64
РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2024 года адрес
Черемушкинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Пименовой Е.О., при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-857/2024 по административному иску прокуратуры адрес в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура адрес в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании информации в сети Интернет на сайте https://кадастр.орг , запрещенной к распространению на адрес, поскольку размещение предложения о предоставлении услуги по выдаче выписок из ЕГРН вводит в заблуждение граждан, создавая у них ложное впечатление о предоставлении государственной услуги Росреестром или предоставлении ее посредником на законных основаниях.
Помощник Черемушкинского межрайонного прокурора адрес фио в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Суд, с учетом надлежащего извещения сторон, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 17 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) определено, что владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 7 ст. 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 ст. 15.1 Закона о защите информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.
Таким образом, судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на адрес, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию.
В соответствии с п. 5.1.7(1). Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ст. 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой выявлен сайт, находящийся в открытом доступе в сети "Интернет" по адресу https://кадастр.орг, на котором пользователям предоставляется возможность приобрести выписки из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) дистанционным способом круглосуточно. При этом на сайте указан ассортимент и стоимость услуг.
На сайте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://кадастр.орг, не имеющем отношение к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и территориальным Управлениям Росреестра размещена информация об оказываемых государственных услугах Управлений и Росреестра в целом.
При анализе информации, размещенной на указанном сайте в сети "Интернет", есть возможность приобрести выписки ЕГРН о характеристиках и правах, полная информация об объектах недвижимости, выписки ЕГРН о переходе прав, пакеты полной информации об объектах недвижимости.
При этом предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, является государственной услугой, оказываемой исключительно Росреестром и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и принятыми в его развитие подзаконными нормативно-правовыми актами.
Размещение предложения о предоставлении услуги по выдаче выписок из ЕГРН вводит в заблуждение граждан, создавая у них ложное впечатление о предоставлении государственной услуги Росреестром или предоставлении ее посредником на законных основаниях.
Статьей 70 ЗК РФ установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии со ст. 7 Закона о государственной регистрации, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей адрес, достоверности и доступности его сведений. В свою очередь, ЕГРН представляет свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме.
Частью 1 ст. 3 Закона о государственной регистрации установлено, что государственный кадастровый учет, ведение ЕГРН осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Пунктом 25 ст. 62 Закона о государственной регистрации установлено, что не допускается создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также использование таких сайтов, программ и приложений создавшими их гражданами, организациями или иными лицами в целях предоставления, в том числе организации и (или) обеспечения предоставления, таких сведений заинтересованным лицам.
Согласно ч. 2 ст. 63 Закона о государственной регистрации, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 настоящей статьи, аналитическая и иная информация предоставляются за плату. Размер, порядок взимания и возврата платы за предоставление указанных сведений и информации (за исключением аналитической информации) устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Таким образом, функционирование указанного сайта нарушает требования вышеуказанного федерального законодательства.
По факту обращения к таким сайтам, потребитель получает зачастую недостоверные сведения по завышенным ценам, либо вовсе не получает желаемые сведения.
Последствиями нелегитимной деятельности сайтов-посредников является: нарушение требований законодательства о правовом режиме доступа к сведениям ЕГРН; создает предпосылки к мошеннической деятельности в сфере оборота недвижимости и затрудняет оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую правоохранительными органами; приводит к негативным последствиям при реализации правоохранительными органами полномочий по защите соответствующих лиц, до принятия решения относительно применения в отношении них мер безопасности (Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"); нарушение правового режима защиты персональных данных.
Анализируя все представленные по делу доказательства в их совокупности с объяснениями представителя административного истца, суд находит требования заявления заявленными обоснованно, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение довод заявителя об информации о продаже сим-карт для телефонов без паспорта и договора об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера, на указанном сайте, распространение которых запрещено нормами уголовного и административного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте сети «Интернет» с сетевым адресом: https://кадастр.орг, запрещенной к распространению на адрес.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу внести Интернет-страницу с сетевым адресом: https://кадастр.орг в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Черемушкинский районный суд адрес.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.08.2024 г.
Судья Е.О. Пименова