Решение по делу № 2а-1877/2017 от 13.02.2017

Дело № 2а-1877/17

Решение

Именем Российской Федерации

07 июня 2017 года г. Находка Приморского края

    

Находкинский городской суд Приморского края

В составе: председательствующего судьи Елистратовой О.Б.

    при секретаре ФИО16,

    

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Кредит Доверия», ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО11, ФИО6, ФИО12, ФИО7, ФИО13, ФИО15, ФИО14, ФИО8 о ликвидации юридического лица – некоммерческой организации,

У С Т А Н О В И Л

Центральный банк РФ в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что КПКГ «Кредит Доверия», являясь в силу п. 1 ст. 3 ФЗ от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», некоммерческой организацией, в нарушение ч. 1 ст. 35 ФЗ «О кредитной кооперации» не вступил в установленный срок в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов.

Из акта осмотра официальных сайтов саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов от 01.02.2017г., составленного сотрудниками Дальневосточного ГУ Банка России, установлено, что КПКГ «Кредит Доверия» исключен из членов СРО «Содействие» 18.08.2016г. и по состоянию на 01.02.2017г. информация о том, что он является членом саморегулируемой организации кредитных кооперативов, отсутствует.

В связи с чем, на основании пп. «г» п. 9 ст. 5 ФЗ «О кредитной кооперации» просили ликвидировать КПКГ «Кредит Доверия»; возложить на учредителей КПКГ «Кредит Доверия» ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО11, ФИО6, ФИО12, ФИО7, ФИО13, ФИО15, ФИО14, ФИО8 обязанности по осуществлению ликвидации КПКГ «Кредит Доверия» и произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок.

Представитель административного истца – Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Дальневосточное ГУ Банка России) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке, что подтверждено телефонограммой, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав заявленные административные исковые требования в полном объеме.

В связи с чем, в соответствии с ч. 4 ст. 263 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.

    Представитель административного ответчика – председатель правления КПКГ «Кредит Доверия» ФИО17 в судебном заседании пояснила, что КПКГ «Кредит Доверия» включительно по август 2016г. состоял в членстве НП СРО «Содействие» г. Смоленск. В феврале 2016г. в КПКГ «Кредит Доверия» были арестованы расчетные счета и касса в пользу вкладчиков и, фактически КПКГ «Кредит Доверия» прекратил осуществлять свою деятельность. С этого момента не заключались новые договоры займов и вкладов, не принимались новые члены кооператива. Были приняты все меры для оптимизации расходов. Фактически кооператив стал работать только на взыскание долгов с заемщиков, чтобы рассчитаться с вкладчиками.

    В августе 2016г. КПКГ «Кредит Доверия» был вынужден выйти из членов СРО «Содействие», т.к. при оптимизации расходов выплата членских взносов была невозможна. Она, как председатель правления кооператива, понимала, что в такой ситуации дальнейшая работа кооператива будет остановлена.

    В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитный кооператив не имеет право принимать новых членов кооператива и заключать новые договора займов и вкладов, что фактически и было сделано.

    Таким образом, согласно ч. 1 ст. 35 Закона КПКГ «Кредит Доверия» не вступил в установленный срок в другую саморегулируемую организацию не потому, что хотел нарушить закон, а потому, что фактически прекратил свою деятельность.

    Просила не ликвидировать КПКГ «Кредит Доверия» и дать возможность максимально рассчитаться с вкладчиками, путем взыскания денежных средств с заемщиков, чем она уже занимается на протяжении полутора лет.     

    Административные ответчики ФИО2, ФИО12 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных требований по основаниям, изложенным председателем правления КПКГ «Кредит Доверия» ФИО17

    Административные ответчики ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены в установленном законом порядке, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления и собственноручная расписка ФИО5

В ранее поданных ходатайствах административные ответчики ФИО10 и ФИО5 просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых указали, что с административными исковыми требованиями не согласны.

Административные ответчики ФИО9, ФИО6, ФИО7 о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли, в связи с чем, в соответствии с ч. 4 ст. 263 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных административных ответчиков.

    Административные ответчики ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО11, ФИО13, ФИО15, ФИО14 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном законом порядке. Судебное извещение, трижды направленные административным ответчикам по адресам, указанным в иске, возвращены в суд по истечении срока хранения.

В связи с чем, судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц, уклонившихся от получения судебных извещений и, таким образом, по своему усмотрению распорядившихся своим процессуальным правом на участие в рассмотрении дела.

    Представитель заинтересованного лица – ИФНС России по г. Находке в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление.

В связи с чем, в соответствии с ч. 4 ст. 263 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

    В ранее направленном отзыве на административный иск ИФНС России по г. Находке указала, что в соответствии с ч. 4 ст. 35 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с Законом о кредитной кооперации, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения требования о вступлении (членстве) в саморегулируемую организацию.

    В случае прекращения своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы) кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируюмую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращения своего членства (ч. 1 ст. 35 ФЗ № 190-ФЗ от 18.07.2009г.).

    В случае выявления факта нарушения указанной нормы права, Банк России вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации кредитного потребительского кооператива (пп. «г» п. 9 ст. 5 ФЗ № 190-ФЗ от 18.07.2009г.).

    Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ч. 1 ст. 61 ГК РФ).

    В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

    В случае удовлетворения судом требований заявителя в соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

    Вместе с тем, ИФНС России по г. Находке сообщает о том, что по состоянию на 13.04.2017г. за КПКГ «Кредит Доверия» (ИНН числится задолженность в размере <данные изъяты> руб., из них:

    НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 227, 227 и 228 НК РФ – <данные изъяты> руб. (налог);

    НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 227, 227 и 228 НК РФ – <данные изъяты> руб. (пени);

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017г. – <данные изъяты> (налог);

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017г. – <данные изъяты> руб. (пени);

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017г. – <данные изъяты> руб. (налог);

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017г. – <данные изъяты> руб. (пени).

    Итого <данные изъяты> руб.

    В соответствии с ч. 1 ст. 65 ГК РФ при ликвидации юридического лица, после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

    При этом обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если указанных денежных средств будет недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации (ст. 49 НК РФ).     

    Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

    В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации.

    Согласно положениям ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О кредитной кооперации» регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России, который в силу своих функций осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона; обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    На основании пп. «г» п. 9 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О кредитной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив является некоммерческой организацией.

В силу пунктов 1 - 2 ч. 1 ст. 35 указанного ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

В силу части 5 статьи 35 вышеуказанного ФЗ до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

    Судом установлено, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 25.01.2017г., КПКГ «Кредит Доверия» (место нахождения: <.........>, офис 1, г. Находка, Приморский край, 692939, ОГРН , ИНН ), который в силу п. 1 ст. ФЗ «О кредитной кооперации» является некоммерческой организацией, зарегистрирован ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока 29.11.2007г., состоит на учете в ИФНС России по г. Находке Приморского края.

    Учредителями КПКГ «Кредит Доверия» являются: ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО11, ФИО6, ФИО12, ФИО7, ФИО13, ФИО15, ФИО14, ФИО8

    18.08.2016г. КПКГ «Кредит Доверия» исключен из членов саморегулируемой (далее – СРО) «Содействие» и по состоянию на 01.02.2017г. информация о том, что КПКГ «Кредит Доверия» является членом саморегулируемой организации кредитных кооперативов, отсутствует, что подтверждено актом осмотра официальных сайтов саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов от 01.02.2017г., составленным административным истцом, и не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании.

    Согласно положениям п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", статья 61 ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и относит к ним, в том числе осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом.

    В частности, такие основания предусмотрены статьей 18 Закона о некоммерческих организациях.

    В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    В силу положений п. 2 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации.

Судом установлено, что КПКГ «Кредит Доверия» в нарушение ч. 1 ст. 35 ФЗ «О кредитной кооперации» не вступил в установленный срок в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов, что в силу п. 2 ч. 3 ст. 61 ГК РФ, пп. «г» п. 9 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О кредитной кооперации» влечет его ликвидацию.

Что касается доводов административных ответчиков по поводу расчета с вкладчиками, то в силу положений ч. 3 и ч. 4 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 19 ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    На основании изложенного, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 264 КАС РФ, суд    

    

РЕШИЛ

Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «Кредит Доверия» (место нахождения: <.........>, офис 1, г. Находка, Приморский край, 692939, ОГРН , ИНН , КПП , дата регистрации ДД.ММ.ГГ.).

Возложить на учредителей Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредит Доверия» ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО11, ФИО6, ФИО12, ФИО7, ФИО13, ФИО15, ФИО14, ФИО8 обязанности по осуществлению ликвидации Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредит Доверия» и произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение месяца.

    Судья Елистратова О.Б.

2а-1877/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Центральный Банк РФ
Ответчики
КПК "Кредит доверия"
Зленко Е.Э.
Дубинина Р.М.
Пархоменко М.И.
Книга Н.П.
Римский В.Г.
Костюк Л.В.
Здойма И.В.
Александрова О.М.
Тюпляева Л.И.
Портнягина Р.Н.
Билецкая Е.В.
Кочурова М.В.
Ковалева Г.А.
Деменко Р.Г.
Фещенко Т.А.
Другие
ИФНС
Суд
Находкинский городской суд Приморского края
Дело на странице суда
nahodkinsky.prm.sudrf.ru
13.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
15.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.03.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
04.05.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
04.05.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2017[Адм.] Судебное заседание
07.06.2017[Адм.] Судебное заседание
11.06.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2017[Адм.] Дело оформлено
07.09.2017[Адм.] Дело передано в архив
07.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее