Решение по делу № 33а-5970/2021 от 21.07.2021

Судья Церковная Н.В. Дело № 33а-5970/2021

УИД22RS0068-01-2021-001687-82 № 2а-2691/2021 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2021 года      г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Титовой В.В., Копцевой Г.В.,

при секретаре Семеновой Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края, представителя административного истца Ш.Г. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 16 апреля 2021 года по административному делу по административному иску Ш. к Управлению имущественных отношений Алтайского края об оспаривании решения, возложения обязанности.

Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ш. обратилась в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее – Алтайкрайимущество), с учетом уточнения требований просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 799 кв.м в кадастровом квартале ***, расположенного по адресу: <адрес> (согласно схеме), для индивидуального жилищного строительства; возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть её заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов указанного земельного участка; взыскать судебные расходы – оформление доверенности в размере 2 200 руб., оплата госпошлины в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что Ш., состоящая на учете граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельный участок, обратилась в Алтайкрайимущество с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов вышеназванного земельного участка. Ответом Алтайкрайимущества от ДД.ММ.ГГ *** в удовлетворении заявления отказано. Данный отказ административный истец считает незаконным, поскольку в нем не отражено, какие именно положения пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации нарушаются в результате предоставления спорного земельного участка; отказ носит формальный характер, не конкретизированы причины отказа.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула (л.д. 1 оборот).

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 16 апреля 2021 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение Алтайкрайимущества от ДД.ММ.ГГ *** об отказе Ш. в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно схеме. На Алтайкрайимущество возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ш. от ДД.ММ.ГГ в установленном законом порядке. С административного ответчика в пользу Ш. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. В удовлетворении требований о возмещении расходов на оформление полномочий представителя отказано.

В апелляционной жалобе Алтайкрайимещество просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что по информации комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула испрашиваемый земельный участок расположен в III поясе санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; по сведениям администрации Центрального района г. Барнаула доступ к земельному участку ограничен в связи с тем, что имеется поросль древесно-кустарниковой растительности, а также наличие с южной стороны обрыва. С учетом этого комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула посчитал формирование и использование спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства невозможным. Алтайкрайимещество при принятии решения руководствовалось пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации; судом не дана оценка наличию оврага на земельном участке, а также тому обстоятельству, что комитет посчитал невозможным предоставить спорный земельный участок для заявленной цели.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Ш.Г. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании расходов на оформление нотариальной доверенности и принять решение об удовлетворении требований в этой части. Указывает на ошибочность выводов суда об общем содержании доверенности, поскольку из доверенности следует, что Ш. доверила Г. представлять ее интересы, в том числе, по вопросу рассмотрения административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** по заявлению Ш. об отказе в предварительном согласовании безвозмездного предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Г. и представитель Алтайкрайимущества каждая со своей стороны поданные ими апелляционной жалобы поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно частям 3, 3.1, 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка, предоставленного им на праве аренды, ином предусмотренном земельным законодательством праве для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом, в том числе незавершенный строительством, находящийся в собственности таких граждан.

Граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края.

Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (ч. 3.4 ст. 3 Закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»).

Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по предоставлению земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для завершения строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации индивидуальных жилых домов, в том числе самовольно созданных, а также земельных участков, предоставляемых для эксплуатации погребов, гаражей и гаражных боксов, машино-мест, парковочных мест, иных объектов, расположенных в составе объектов недвижимости гаражного назначения, для размещения металлических, сборных железобетонных гаражей, индивидуальных погребов и хозяйственных построек, палаток, лотков, киосков, комплексов мелкорозничной торговли и иных объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке; а также земельных участков, предоставляемых гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим некоммерческим организациям или их членам в собственность.

В силу п. 1.1 Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 3 ноября 2016 года № 131, Управление имущественных отношений Алтайского края в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и настоящим Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории Алтайского края в указанной сфере.

Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ш. включена в перечень граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в Троицком районе Алтайского края под порядковым номером 13 (л.д. 61).

ДД.ММ.ГГ Ш., действуя через представителя по доверенности П., обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка общей площадью 799 кв.м, расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: <адрес> (согласно схемы), для индивидуального жилищного строительства (л.д. 46, 48).

Ответом Алтайкрайимущества от ДД.ММ.ГГ *** административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления образуемого земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на п. 6 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В качестве основания отказа указано на то, что по информации комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула земельный участок расположен в III поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и засажен деревьями (высокоствольными), с южной стороны имеется обрыв (л.д. 39-40).

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления участка в собственность без проведения торгов, поскольку приведенные причины отказа не устанавливают безусловный запрет на строительство объектов капитального строительства.

Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, основанными на законе и обстоятельствах дела.

Приведенные административным ответчиком в обоснование отказа обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о том, что образование земельного участка приведет к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также к нарушению требований, установленных Земельным кодексом, другими федеральными законами.

Как верно указано судом первой инстанции, наличие на земельном участке высокоствольных деревьев, учитывая, что участок расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), не является безусловным препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка и предварительного согласования его предоставления.

Кроме того, по информации комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула, представленной по запросу суда первой инстанции, земельный участок по <адрес> в кадастровом квартале 22:63:050754 не принадлежит к категории городских лесов городского округа – города Барнаула (л.д. 32).

Земельные участки, расположенные в III поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, исходя из положений ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не отнесены к землям, ограниченным или изъятым из оборота.

Наличие с южной стороны испрашиваемого земельного участка обрыва, также не свидетельствует о том, что образование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Иных основании для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов в оспариваемом решении не приведено, в связи с чем вывод суда о признании его незаконным является правильным.

Довод апелляционной жалобы Алтайкрайимущества о том, что оспариваемое решение принято на основании информации, предоставленной уполномоченным органом – комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет.

Кроме того, как указано выше, полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Алтайкрайимущество, а информация уполномоченного органа (комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула) при рассмотрении заявлений граждан подлежит оценке административным ответчиком в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, по своей сути аналогичны доводам, приведенным в возражениях на административное исковое заявление, и позиции административного ответчика, изложенной в суде первой инстанции, проверены судом и получили надлежащую оценку. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии основания для возмещения административному истцу расходов на совершение нотариального действия – оформления доверенности на представителя Г.

В силу положений ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Издержки, связанные с рассмотрением административного дела, включают расходы на оплату услуг представителей, расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами, другие признанные судом необходимыми расходы (п.п. 3, 4, 6, 7 ст. 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 10, 11, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 данного постановления расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными расходами, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Отказывая в удовлетворении требований о возмещении расходов на оформление доверенности № *** от ДД.ММ.ГГ (л.д.10), суд первой инстанции исходил из того, что данная доверенность не ограничена ведением конкретного административного дела, в связи с чем соотнести понесенные расходы по оформлению полномочий представителя к судебным расходам по настоящему делу не представляется возможным.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, который согласуется с вышеприведенной правовой позиций Верховного Суда Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для взыскания расходов за составление доверенности у суда первой инстанции не имелось, так как из её текста не следует, что она выдана Г.- представителю Ш. - исключительно для участия в настоящем деле. Кроме права на представление интересов при рассмотрении дела о признании незаконным и отмене решения управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, она предоставляет право на представление интересов по другим административным делам, делам об административных правонарушениях, представление интересов в Многофункциональном центре предоставления государственных услуг, в оценочных компаниях, в Федеральной службе судебных приставов и иных органах.

Таким образом, принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции являются правильными, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления имущественных отношений Алтайского края, представителя Ш. - Г. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33а-5970/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шепелева Татьяна Владимировна
Ответчики
Управление имущественных отношений
Другие
Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула
Галандина Диана Сергеевна
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
18.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021Передано в экспедицию
18.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее