КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Полянская Е.Н. Дело № 33-7827/2021
УИД 24RS0021-01-2020-003130-09
А-2.095г
21 июня 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Бирючкова Евгения Ивановича к Министерству социальной политики Красноярского края, администрации Железнодорожного района в г. Красноярске о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности поставить на учет, признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки
по апелляционной жалобе представителя Бирючкова Е.И. - Царегородцевой И.В.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 октября 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Бирючкова Евгения Ивановича к Министерству социальной политики Красноярского края, администрации Железнодорожного района в г. Красноярске о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки - отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бирючков Е.И. обратился в суд с требованиями к Министерству социальной политики Красноярского края, администрации Железнодорожного района в г. Красноярске о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности поставить на учет, признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Требования мотивировал тем, что является ветераном боевых действий. 26.08.2004 распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жильем.
Протоколом заседания жилищной комиссии Министерства социальной политики Красноярского края от 17.12.2019 ему было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в связи с тем, что им не было сохранено право на улучшение жилищных условий в период с 2013 года по 2015 год.
Истец с принятым решением не согласен, поскольку является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как в настоящее время проживает совместно с гражданской супругой ФИО15 и двумя детьми - пасынком ФИО7, сыном ФИО8 в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО15, общей площадью 51,9 кв.м., жилой площадью - 30,1 кв.м. В его собственности жилых помещений не имеется.
Доводы комиссии Министерства о том, что нуждаемость в улучшении жилищных условий не была сохранена, так как на него приходилось в 2013 году общей (жилой) площади 11,5 кв.м., что более учетной нормы, истец считает несостоятельными, так как жилое помещение по адресу: <адрес> было им подарено гражданской супруге в 2016 году. При этом площадь этой комнаты менее, чем положено по праву на получение социальных льгот, установленных для указанной категории граждан, постановленных на учет до 01.01.2005 - предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения исходя из площади 18 кв.м.
В этой связи истец просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий с 26.08.2004, имеющим право на меры социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах» на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем с возможностью получения вместо жилья единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, исходя из площади 18 кв.м.; обязать администрацию Железнодорожного района в г. Красноярске поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «ветеран боевых действий» для обеспечения за счет средств федерального бюджета непосредственно жильем, а также включить его в список граждан, имеющих право на получение вместо жилья единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья в собственность, исходя из площади 18 кв.м. из средств бюджета по праву, возникшему до 01.01.2005; признать незаконным приказ Министерства социальной политики от 19.12.2019 № 852-ОД.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Бирючкова Е.И. – Царегородцева И.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Бирючкова Е.И. - Иванову О.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 01.01.2005, было предусмотрено, что ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 16 указанного закона в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ, введенного в действие с 01.01.2005, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий, на территории Красноярского края урегулирован Законом Красноярского края от 25.03.2010 № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Закона меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 25.03.2010 № 10-4487 социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется по их выбору в форме предоставления единовременной денежной выплаты на: приобретение жилого помещения в собственность; строительство индивидуального жилого дома; участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Согласно статье 6 Закона Красноярского края от 25.03.2010 № 10-4487 для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданин (его законный представитель) представляет в министерство социальной политики Красноярского края (далее - министерство) заявление на имя министра социальной политики Красноярского края с приложением перечня документов.
Комиссия проверяет право гражданина на улучшение жилищных условий и с учетом даты постановки на учет и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты.
Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе гражданину в улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие права на улучшение жилищных условий на момент принятия комиссией министерства решения; б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
На момент постановки истца на учет действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденные Постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 № 63/3.
В силу пункта 7 указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв.м и менее, не имеющие жилой площади и проживающие в связи с этим в общежитиях и на условиях поднайма в домах государственного, кооперативного и общественного жилищного фонда, домах и квартирах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Из пункта 21 Правил следует, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения по установленной норме, за исключением случаев улучшения жилищных условий, в том числе путем приобретения в личную собственность или постройки пригодного для постоянного проживания жилого дома в населенном пункте по месту постоянного жительства или в его пригородной зоне, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 44 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Пунктом 44 Правил было предусмотрено, что жилое помещение предоставляется гражданам в размере 9 - 12 кв. м на одного человека.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Бирючков Е.И. является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
28.04.2004 Бирючков Е.И. обратился в администрацию Железнодорожного района в г. Красноярске с заявлением о принятии его на учет для получения жилой площади, указав о проживании совместно с супругой в общежитии, приложив к заявлению выписку из домовой книги, копию финансового лицевого счета, копию удостоверения ветерана боевых действий.
В выписке из домовой книги от 27.07.2004 указано о проживании Бирючкова Е.И. совместно с супругой ФИО11 в комнате № (жилая площадь 11,20 кв.м.) общежития, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением жилищной комиссии администрации Железнодорожного района г. Красноярска от 26.08.2004 № 628-р Бирючков Е.И., как ветеран боевых действий, был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 2 человека.
02 августа 2005 года брак между истцом Бирючковым Е.И. и ФИО11 был прекращен. В период с 26 ноября 2010 по 10 марта 2012 истец состоял в браке с ФИО12
18.12.2013 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 11,5 кв.м., на основании решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 06.08.2013 зарегистрировано право собственности истца Бирючкова Е.И.
На основании договора дарения от 14 октября 2016 года Бирючков Е.И. подарил вышеуказанное жилое помещение ФИО15, которая владела им на праве собственности по 11 июня 2019 года.
Из выписки из домовой книги от 24.10.2019 следует, что с 31.05.2019 Бирючков Е.И. проживает совместно с ФИО15, ФИО7, ФИО8 в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО15, по адресу: <адрес>, общей площадью. 51,90 кв.м., в том числе жилой 30,10 кв.м.
17.12.2019 истец обратился в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность как ветерану боевых действий, указав, что состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26.08.2004.
Согласно протоколу от 11.06.2019 № 5 заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем граждан, указанных в статье 1 Закона Красноярского края "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", комиссия предложила министерству отказать Бирючкову Е.И. в предоставлении ЕДВ на приобретение жилого помещения в собственность, в связи с тем, что право на улучшение жилищных условий не было сохранено в период с 2013 по 2015 годы.
Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 19 декабря 2019 года № 852-ОД Бирючкову Е.И. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность по категории «ветеран боевых действий» со ссылкой на нормативные акты, в том числе статьи 6 и 7 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 года № 10-4487 с учетом предложений комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем граждан, указанных в статье 1 данного Закона (протокол заседания комиссии от 17.12.2019 № 15).
Распоряжением администрации Железнодорожного района в г. Красноярске от 18.02.2020 № 78-р Бирючков Е.И. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Не согласившись с отказом Министерства социальной политики Красноярского края, полагая, что имеет право на получение меры социальной поддержки в соответствии с Федеральном законом «О ветеранах», указывая, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий с 26.08.2004, истец обратился с иском в суд.
Разрешая требования истца о признании незаконным приказа Министерства социальной политики от 19.12.2019 № 852-ОД об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность по категории «ветеран боевых действий», судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец в 2013 году утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Выводы суда об этом подробно мотивированы в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем судебная коллегия находит их убедительными.
Так, суд первой инстанции, проанализировав положения федеральных и краевых нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета граждан льготных категорий (в том числе ветеранов боевых действий), нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, обоснованно указал, что предоставление таким гражданам единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность осуществляется в случае сохранения ими права состоять на данном учете до даты принятия соответствующего решения полномочным органом.
Судом первой инстанции правильно установлено, что на момент постановки Бирючкова Е.И. на учет в 2004 году в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий последний не имел в собственности жилья, проживал в общежитии, в связи с чем имел право на обеспечение жилым помещением, исходя из нормы обеспечения – 7 кв.м.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела сведений следует, что 18.12.2013 на основании решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 06.08.2013 Бирючковым Е.И. было зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 11,5 кв.м.
Таким образом, надлежащими документами подтверждено и судом верно установлено, что с момента приобретения истцом в 2013 году в собственность вышеуказанного жилого помещения, жилищные условия истца изменились, так как на него приходилось общей (жилой) площади 11,5 кв.м., что более учетной нормы – 7 кв.м. жилой площади, в связи с чем право состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, им было не сохранено.
При указанных обстоятельствах, проанализировав представленные по делу доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об утрате Бирючковым Е.И. в 2013 году оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение мер социальной поддержки, и как следствие, о законности принятого Министерством социальной политики Красноярского края решения от 19.12.2019 № 852-ОД об отказе истцу в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, а также правомерности решение администрации Железнодорожного района г. Красноярска от 10.02.2020 о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с даты постановки на учет - 26.08.2004.
При этом судом правильно указано, что последующее изменение жилищных условий истца в результате отчуждения жилого помещения по адресу <адрес>, правового значения не имеет, поскольку с момента приобретения права собственности на указанное жилое помещение истец утратил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежал снятию с указанного учета в силу закона.
Также судом правомерно не приняты во внимание доводы стороны истца о том, что площадь комнаты, которую он приватизировал, составляла менее учетной нормы и нормы обеспечения жилой площадью, установленной законом Красноярского края Закона №10-4487- 18 кв.м., поскольку как правильно указано судом данные доводы основаны на неправильном толковании законодательства, так как для предоставления мер социальной поддержки необходимо сохранение нуждаемости в соответствии с законодательством, действовавшим в момент постановки гражданина на жилищный учет.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе Бирючкову Е.И. в удовлетворении требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы истца о доказанности того факта, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также об ошибочности вывода суда об утрате им основания, дающего право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, направлены на их переоценку, к чему оснований не усматривается, и не содержат фактов и обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Бирючкова Е.И. - Царегородцевой И.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.