Дело № 2-1-191/2022
РЈРР” 73RS0011-01-2022-000420-19
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
08 июня 2022 года р.п. Майна
Майнский районный СЃСѓРґ Ульяновской области РїРѕРґ председательством СЃСѓРґСЊРё Николаевой Рќ.Р”., РїСЂРё секретаре Авдеевой Р.Р’.,
с участием помощника прокурора Майнского района Ульяновской области Шкаликова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Никулина Анатолия Викторовича к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском в защиту интересов Никулина А.В. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Майнского района проведена проверка по обращению Никулина А.В., *** года рождения, являющегося инвалидом 2 группы, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.
Проведенной проверкой установлено, что Никулину А.В. лечащим врачом ГУЗ «Майнская районная больница» выписаны рецепты на следующие лекарственные препараты:
- «Апиксабан» 5 мг № 60 (рецепт от 03.03.2021 серии ***);
- «Спиронолактон» 25 мг № 20 (рецепты от 23.11.2021 серии ***, от 20.12.2021 серии ***);
- «Ривароксабан» 20 мг № 28 (рецепты от 20.12.2021 серии ***, от 18.01.2022 серии ***, от 16.02.2022 серии ***, от 25.03.2022 серии ***).
По состоянию на 20.04.2022 Никулину А.В. не выданы следующие лекарственные препараты:
- «Апиксабан» 5 мг № 60 (рецепт от 03.03.2021 серии ***
- «Спиронолактон» 25 мг *** (рецепты от 23.11.2021 серии *** ***, от 20.12.2021 серии ***);
- «Ривароксабан» 20 мг *** (рецепты от 20.12.2021 серии 732160 ***, от 25.03.2022 серии *** ***).
В связи с необеспечением Никулина А.В. лекарственным препаратом «Ривароксабан» он был вынужден его приобретать за счет собственных денежных средств:
1) по рецепту от 20.12.2021 серии *** *** Никулин А.В. приобрел «Ривароксабан» по торговому наименованию «Ксарелто» 24.01.2022 в количестве 1 упаковки на сумму 3194 руб.;
2) по рецепту от 18.01.2022 серии *** Никулин А.В. приобрел «Ривароксабан» по торговому наименованию «Ксарелто» 19.02.2022 в количестве 1 упаковки на сумму 3156 руб. 56 коп.;
3) по рецепту от 16.02.2022 серии *** *** Никулин А.В. приобрел «Ривароксабан» по торговому наименованию «Ксарелто» 04.03.2022 в количестве 1 упаковки на сумму 2 883 руб. 30 коп.
При этом по первому из вышеуказанных рецептов Никулин А.В. до настоящего времени лекарственным препаратом не обеспечен, а по второму и третьему обеспечен, но по истечении длительного периода времени, в течении которого он был лишен фактической возможности принимать данный лекарственный препарат по предъявленным в аптеку № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека» льготным рецептам.
В частности, льготный рецепт на лекарственный препарат «Ривароксабан» от 18.01.2022 серии *** в аптеке № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека» поставлен на учет 20.01.2022, фактически поставлен в аптеку 28.03.2022, выдан Никулину А.В. 06.04.2022, то есть на 77-й день с момента постановки такого рецепта на учет.
Аналогичная ситуация имела место при обеспечении Никулина А.В. данным лекарственным препаратом по льготному рецепту от 16.02.2022 серии ***, который поставлен на учет в аптеке 18.02.2022, фактически поставлен в аптеку 18.04.2022 и выдан Никулину А.В. 20.04.2022, то есть на 62-й день.
С учетом сложившейся ситуации, имея острую необходимость в регулярном приеме данного лекарственного препарата, являющегося жизненно необходимым, по медицинским показаниям, Никулин А.В. был вынужден его приобретать за счет собственных денежных средств, в противном случае его состояние здоровья могло значительно ухудшиться.
Таким образом, Никулин А.В. по вине ответчиков понес значительные денежные затраты на приобретение лекарственных препаратов на общую сумму 9233 руб. 86 коп.
Выписанные рецепты были предъявлены для обслуживания истцом в аптеку № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека».
Факты не произведенной выдачи препаратов подтверждаются журналами учета рецептов, принятых на отсроченное обслуживание лекарственных средств на отсроченном обеспечении аптеки № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека».
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
Между тем в день обращения и через 10 дней в аптеке № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека» лекарственные препараты выданы не были.
Предоставление льгот гражданину является нормой прямого действия и не может быть поставлено в зависимость от иных договорных отношений.
Полагает, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатным жизненно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. Действиями данного ответчика Никулину А.В. причинен моральный вред.
Прокурор с учетом уточнения иска просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека», ГУЗ «Майнская районная больница» обеспечить Никулина А.В. следующими лекарственными препаратами:
- «Апиксабан» 5 мг № 60 (рецепт от 03.03.2021 серии *** ***);
- «Спиронолактон» 25 мг *** (рецепты от 23.11.2021 серии *** ***, от 20.12.2021 серии *** ***).
Взыскать с ответчиков в пользу Никулина А.В. денежные средства в размере 9233 руб. 86 коп., потраченные на приобретение лекарственного препарата «Ривароксабан»:
- по рецепту от 20.12.2021 серии *** *** в сумме 3194 руб.;
- по рецепту от 18.01.2022 серии *** *** в сумме 3156 руб. 56 коп.;
- по рецепту от 16.02.2022 серии 732260 № 3117 в сумме 2 883 руб. 30 коп.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Никулина А.В. в счет компенсации морального вреда 20 000 рублей.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
Рстец Никулин Рђ.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Помощник прокурора Майнского района Ульяновской области Шкаликов Д.Ю. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области Егорова РЎ.Рђ. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, ходатайствовала Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствие представителя ответчика. РР· письменного отзыва следует, что Никулин Рђ.Р’. имеет право РЅР° льготы РІ части лекарственного обеспечения. Р—Р° назначение, РґРѕР·РёСЂРѕРІРєСѓ препарата несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Обеспечение медицинскими изделиями Рё лекарственными препаратами РїРѕ льготным рецептам должно производиться РІ рекомендованном врачом количестве Рё РЅРµ может быть назначено РїРѕ судебному решению. Указывает, что РІ соответствии СЃ выпиской РёР· региональной медицинской информационной системы истец был обеспечен лекарственным препаратом «Ривароксабан» РїРѕ рецепту РѕС‚ 25.03.2022 в„– ***. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь Министерство РЅРµ отрицает своей обязанности обеспечить лекарственными препаратами «Апиксабан» Рё «Спиронолакто» Никулина Рђ.Р’. Полагает, что оснований для взыскании компенсации морального вреда РЅРµ имеется, поскольку истцом РЅРµ представлено доказательств наличия причинно-следственной СЃРІСЏР·Рё между действием (бездействием) ответчика Рё причинением морального вреда. РџСЂРё этом, Министерство проводило РІСЃРµ возможные мероприятия для обеспечения медицинскими изделиями Рё лекарственным препаратом «Ривароксабан». РџСЂРѕСЃРёС‚ РІ удовлетворении исковых требованиях РІ части компенсации морального вреда отказать.
Представитель ответчика Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека» Долгова М.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве представитель ответчика указал, что вопросы, касающиеся поставки лекарственных препаратов на склад Учреждения для дальнейшего отпуска из аптек, находятся вне рамок их полномочий. Поставка лекарственных препаратов на склад Учреждения осуществляется поставщиками на основании государственных контрактов, заключенных Министерством здравоохранения Ульяновской области. Отпуск лекарственных препаратов осуществляется ГУ «Ульяновская государственная аптека» при наличии их поставки на склад Учреждения поставщиками Министерства здравоохранения Ульяновской области при предъявлении гражданином рецепта. ГУ «Ульяновская государственная аптека» не может являться ответчиком по данному делу, поскольку не обладает полномочиями по закупке лекарственных препаратов, а также не обладает полномочиями по выписке рецептов для обеспечения граждан лекарственными препаратами.
Представитель ответчика ГУЗ «Майнская районная больница» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки не известил, объяснений и возражений не представил.
Суд полагает возможным в силу положений ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотреть в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Заслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.
Лекарственные препараты «Ривароксабан», «Апаксабан», «Спиронолактон» включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, в том числе, на период - 2021, 2022 год.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 929н/1345н.
Кроме того, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.
В соответствии со ст.6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Министерству здравоохранения РФ – на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 (действующего на момент спорных отношений до 01.09.2021), за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 929н/1345н, действующим с 01.09.2021 года, при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (п. 14). В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19).
Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Никулин Анатолий Викторович, *** года рождения, является инвалидом второй группы, состоит на учете в ГУЗ «*** больница» с диагнозом: Q21.1 общий атрио-вентрикулярный канал, неполная форма, легочная гипертензия 3 ф.к., дилатация правых камер сердца, левого предсердия, постоянная форма ФП, ХСН 2А ст., 3 ф.к., В 12 дефицитная анемия, имеет право на лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета, производится лечение лекарственными препаратами «Ривароксабан», «Апиксабан», «Спиронолактон».
Лечащим врачом ГУЗ «Майнская районная больница» Никулину А.В. выписаны рецепты на следующие лекарственные препараты:
- «Апиксабан» 5 мг № 60 (рецепт от 03.03.2021 серии 732160 ***);
- «Спиронолактон» 25 мг № 20 (рецепты от 23.11.2021 серии *** ***, от 20.12.2021 серии *** ***);
- «Ривароксабан» 20 мг № 28 (рецепты от 20.12.2021 серии *** ***, от 18.01.2022 серии *** ***, от 16.02.2022 серии *** ***, от 25.03.2022 серии ***).
На день разрешения спора Никулину А.В. не выданы следующие лекарственные препараты:
- «Апиксабан» 5 мг № 60 (рецепт от 03.03.2021 серии ***);
- «Спиронолактон» 25 мг № 20 (рецепты от 23.11.2021 серии ***, от 20.12.2021 серии *** ***).
В связи с необеспечением Никулина А.В. лекарственным препаратом «Ривароксабан» он был вынужден его приобретать за счет собственных денежных средств:
1) по рецепту от 20.12.2021 серии *** *** Никулин А.В. приобрел «Ривароксабан» по торговому наименованию «Ксарелто» 24.01.2022 в количестве 1 упаковки на сумму 3194 руб.;
2) по рецепту от 18.01.2022 серии *** *** Никулин А.В. приобрел «Ривароксабан» по торговому наименованию «Ксарелто» 19.02.2022 в количестве 1 упаковки на сумму 3156 руб. 56 коп.;
3) по рецепту от 16.02.2022 серии *** *** Никулин А.В. приобрел «Ривароксабан» по торговому наименованию «Ксарелто» 04.03.2022 в количестве 1 упаковки на сумму 2 883 руб. 30 коп.
РџСЂРё этом, РїРѕ рецепту РѕС‚ 20.12.2021 РіРѕРґР° Никулин Рђ.Р’. РґРѕ настоящего времени лекарственным препаратом РЅРµ обеспечен, Р° РїРѕ рецептам РѕС‚ 18.01.2022 РіРѕРґР° Рё РѕС‚ 16.02.2022 РіРѕРґР° обеспечен 06.04.2022 РіРѕРґР° Рё 19.04.2022 РіРѕРґР° соответственно, что подтверждается Выпиской РёР· Р РњРРЎ, С‚.Рµ. РїРѕ истечении длительного периода времени, РІ течении которого РѕРЅ был лишен фактической возможности принимать данный лекарственный препарат РїРѕ предъявленным РІ аптеку в„– 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека» льготным рецептам.
В частности, льготный рецепт на лекарственный препарат «Ривароксабан» от 18.01.2022 серии *** № 1020 в аптеке № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека» поставлен на учет 20.01.2022, фактически поставлен в аптеку 28.03.2022, выдан Никулину А.В. 06.04.2022, то есть на 77-й день с момента постановки такого рецепта на учет.
Аналогичная ситуация имела место при обеспечении Никулина А.В. за данным лекарственным препаратом по льготному рецепту от 16.02.2022 серии *** ***, который поставлен на учет в аптеке 18.02.2022, фактически поставлен в аптеку 18.04.2022 и выдан Никулину А.В. 19.04.2022, то есть на 61-й день.
РР· вышеприведенных РЅРѕСЂРј действующего законодательства следует, что обязанность РїРѕ обеспечению граждан лекарственными препаратами Рё медицинскими изделиями возложена РЅР° органы исполнительной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ лице уполномоченных органов.
На данные органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.
Пунктом 2.1. Положения предусмотрено, что Министерство разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;
реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;
организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 2.11 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
РР· приведенных правовых положений следует, что именно РЅР° Министерство здравоохранения Ульяновской области возложены обязанности РїРѕ надлежащей реализации мероприятий, направленных РЅР° обеспечение лекарственными препаратами Рё медицинскими изделиями определенных РіСЂСѓРїРї населения, Рє числу которых относится Никулин Рђ.Р’.
Поскольку факт нарушения прав Никулина А.В. по рассматриваемому спору установлен, суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Никулина А.В. лекарственными препаратами:
- «Апиксабан» 5 мг № 60 (рецепт от 03.03.2021 серии *** ***);
- «Спиронолактон» 25 мг № 20 (рецепты от 23.11.2021 серии *** ***, от 20.12.2021 серии *** ***).
Обоснованными являются и требования истца о взыскании денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата.
Так, в силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Расходы истца в сумме 9 233 руб. 86 коп. на приобретение лекарственного препарата «Ксарелто» (аналога «Rivaroxaban») в связи с необеспечением жизненно необходимым лекарственным препаратом, выписанным по льготному рецепту от 20.12.2021 серии *** ***, а также в связи с несвоевременным обеспечением лекарственным препаратом «Ривароксабан» по рецептам от 18.01.2022 серии *** *** и от 16.02.2022 серии *** ***, подтверждены кассовыми чеками от 24.01.2022, 19.02.2022 и 04.03.2022.
При этом, согласно предоставленному суду отчёту о получении лекарственных средств, в 2022 году Никулин А.В. был обеспечен лекарственным препаратом «Ксарелто» («Rivaroxaban») по рецепту от 18.01.2022 серии *** 06.04.2022 года, по рецепту от 16.02.2022 серии 732260 3117 только 19.04.2022 года, т.е. несвоевременно, и был вынужден нести расходы на приобретение препарата в связи с нуждаемостью в нем по жизненным показаниям. Кроме того, 06.04.2022 года имело место впервые с начала 2022 года предоставление Никулину А.В. указанного препарата, тогда как его назначение носит постоянный характер.
Принимая во внимание, что Никулин А.В. вынужден был приобретать лекарственный препарат за свой счет, в связи с необеспечением его лекарственным препаратом, учитывая, что Никулин А.В. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, а также постоянную нуждаемость Никулина А.В. в указанном лекарственном препарате, что также подтверждено представленными суду доказательствами и не оспаривается сторонами, с Министерства здравоохранения Ульяновской области подлежит взысканию в пользу истицы компенсация за самостоятельно приобретенный лекарственный препарат «Ксарелто» (аналога «Rivaroxaban») в сумме 9233 рубля 86 копеек.
Понесенные истцом расходы имели вынужденный характер, в связи с необеспечением его своевременно в декабре 2021 года, январе и феврале 2022 года лекарственным средством, и на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации законные и обоснованные.
В удовлетворении исковых требований прокурора к ГУ «Ульяновская государственная аптека», ГУЗ «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами Никулина А.В. и возмещению потраченных на приобретение лекарственного препарата денежных средств надлежит отказать, так как указанные юридические лица надлежащими ответчиками по спору не являются, полномочиями по закупке лекарственных препаратов не наделены.
Разрешая требование истца о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац первый пункта 2 названного постановления Пленума).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 названного постановления Пленума).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· приведенных нормативных положений Рё разъяснений Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ РёС… применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими РЅР° принадлежащие гражданину РѕС‚ рождения или РІ силу закона нематериальные блага, перечень которых законом РЅРµ ограничен. Р’ статье 151 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации закреплены общие правила РїРѕ компенсации морального вреда без указания случаев, РєРѕРіРґР° допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством РЅР° принадлежащие гражданину РѕС‚ рождения или РІ силу закона нематериальные блага, само РїРѕ себе отсутствие РІ законодательном акте РїСЂСЏРјРѕРіРѕ указания РЅР° возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий РїРѕ конкретным правоотношениям РЅРµ означает, что потерпевший РЅРµ имеет права РЅР° возмещение морального вреда.
По мнению суда со стороны Министерства имело место ограничение Никулина А.В. на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, что повлекло нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что недопустимо, истцу были выписаны рецепты, по которым он должен был получить лекарственный препарат бесплатно, однако, до настоящего времени по части рецептов им не обеспечен, по рецептам от 25.03.2022, 18.01.202, 16.02.2022 лекарственными препаратами был обеспечен несвоевременно, и кроме того, нуждаемость в препарате носит постоянный характер, что подтверждается представленной суду медицинской документацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены общие основания ответственности за причинение вреда.
Согласно данной норме закона вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Таким образом, общие условия, при наличии которых может быть удовлетворено требование о возмещении вреда, установлены статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются следующими: противоправность действий ответчика, наличие и размер возникших у истца убытков, причинно-следственная связь между поведением ответчика и наступившим отрицательным для истца результатом, вина причинителя вреда.
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Как разъяснено РІ пункте 1 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 20 декабря 1994 Рі. в„– 10 «Некоторые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ применения законодательства Рѕ компенсации морального вреда», СЃСѓРґСѓ следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, РїСЂРё каких обстоятельствах Рё какими действиями (бездействием) РѕРЅРё нанесены, степень РІРёРЅС‹ причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, РІ какой СЃСѓРјРјРµ РѕРЅ оценивает РёС… компенсацию Рё РґСЂСѓРіРёРµ обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного СЃРїРѕСЂР°. РћРґРЅРёРј РёР· обязательных условий наступления ответственности Р·Р° причинение морального вреда является РІРёРЅР° причинителя. Рсключение составляют случаи, РїСЂСЏРјРѕ предусмотренные законом.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абзац второй пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· приведенных нормативных положений РІ РёС… системной взаимосвязи, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ наличии оснований для взыскания СЃ Министерства здравоохранения Ульяновской области РІ пользу Павлова РЎ.Р’. компенсации морального вреда, причиненного допущенным бездействием Министерства здравоохранения Ульяновской области РІ обеспечении истца необходимыми лекарственными препаратами, выписанными ему лечащим врачом РїРѕ льготному рецепту.
Учитывая фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, срок не обеспечения лекарственным препаратом, суд считает, что компенсация морального вреда в сумме 2 000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости. В удовлетворении остальной части иска в данной части надлежит отказать.
░░Ѓ░…░ѕ░ґ░Џ ░░░· ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░„░°░є░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░░░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І, ░Ѓ░І░░░ґ░µ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░… ░ѕ ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░°░µ░ј░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ќ░░░є░ѓ░»░░░Ѕ░° ░ђ.░’. ░І ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°░… ░ї░ѕ ░¶░░░·░Ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░ѕ░є░°░·░°░Ѕ░░░Џ░ј, ░Ѓ░ѓ░ґ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░‡░°░Ѓ░‚░░ 1 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 212 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░‡░░░‚░°░µ░‚ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░ј ░ѕ░±░Ђ░°░‚░░░‚░Њ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░‚░†░° ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°░ј░░ ░є ░Ѕ░µ░ј░µ░ґ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 194-199 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ
░ ░• ░░ ░ ░›:
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░њ░°░№░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░·░°░‰░░░‚░ѓ ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░ќ░░░є░ѓ░»░░░Ѕ░° ░ђ░Ѕ░°░‚░ѕ░»░░░Џ ░’░░░є░‚░ѕ░Ђ░ѕ░І░░░‡░° ░є ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░ѓ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░, ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░«░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░°░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░°░ї░‚░µ░є░°░», ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░«░њ░°░№░Ѕ░Ѓ░є░°░Џ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░±░ѕ░»░Њ░Ѕ░░░†░°░» ░ѕ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°░ј░░, ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░░ ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░‹░… ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І, ░ї░ѕ░‚░Ђ░°░‡░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░° ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░‚░µ░Ѕ░░░µ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°, ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░░ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ░° ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ ░‡░°░Ѓ░‚░░░‡░Ѕ░ѕ.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░ѕ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░‚░Њ ░ќ░░░є░ѓ░»░░░Ѕ░° ░ђ░Ѕ░°░‚░ѕ░»░░░Џ ░’░░░є░‚░ѕ░Ђ░ѕ░І░░░‡░°, *** ░і░ѕ░ґ░° ░Ђ░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ, ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°░ј░░:
- ░«░ђ░ї░░░є░Ѓ░°░±░°░Ѕ░» 5 ░ј░і ░„– 60 (░Ђ░µ░†░µ░ї░‚ ░ѕ░‚ 03.03.2021 ░Ѓ░µ░Ђ░░░░ *** ***);
- ░«░Ў░ї░░░Ђ░ѕ░Ѕ░ѕ░»░°░є░‚░ѕ░Ѕ░» 25 ░ј░і ░„– 20 (░Ђ░µ░†░µ░ї░‚░‹ ░ѕ░‚ 23.11.2021 ░Ѓ░µ░Ђ░░░░ *** ***, ░ѕ░‚ 20.12.2021 ░Ѓ░µ░Ђ░░░░ ***).
░’░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ ░Ѓ ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѓ ░ќ░░░є░ѓ░»░░░Ѕ░° ░ђ░Ѕ░°░‚░ѕ░»░░░Џ ░’░░░є░‚░ѕ░Ђ░ѕ░І░░░‡░° ░·░° ░Ѓ░°░ј░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░‚░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І░ѕ ░«░љ░Ѓ░°░Ђ░µ░»░‚░ѕ░» (░°░Ѕ░°░»░ѕ░і ░«░ ░░░І░°░Ђ░ѕ░є░Ѓ░°░±░°░Ѕ░») ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 9 233 ░Ђ░ѓ░±. 86 ░є░ѕ░ї., ░І ░Ѓ░‡░µ░‚ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░░ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ░° 2000 ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№.
░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░є░° ░І ░ѕ░Ѓ░‚░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░░ ░І ░░░Ѓ░є░µ ░є ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░«░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░°░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░°░ї░‚░µ░є░°░», ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░«░њ░°░№░Ѕ░Ѓ░є░°░Џ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░±░ѕ░»░Њ░Ѕ░░░†░°░» ░ѕ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°░ј░░, ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░░ ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░‹░… ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І, ░ї░ѕ░‚░Ђ░°░‡░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░° ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░‚░µ░Ѕ░░░µ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°, ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░ќ░░░є░ѓ░»░░░Ѕ░° ░ђ░Ѕ░°░‚░ѕ░»░░░Џ ░’░░░є░‚░ѕ░Ђ░ѕ░І░░░‡░°, *** ░і░ѕ░ґ░° ░Ђ░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ, ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°░ј░░: ░«░ђ░ї░░░є░Ѓ░°░±░°░Ѕ░» 5 ░ј░і ░„– 60 (░Ђ░µ░†░µ░ї░‚ ░ѕ░‚ 03.03.2021 ░Ѓ░µ░Ђ░░░░ *** ***); ░«░Ў░ї░░░Ђ░ѕ░Ѕ░ѕ░»░°░є░‚░ѕ░Ѕ░» 25 ░ј░і *** (░Ђ░µ░†░µ░ї░‚░‹ ░ѕ░‚ 23.11.2021 ░Ѓ░µ░Ђ░░░░ *** ***, ░ѕ░‚ 20.12.2021 ░Ѓ░µ░Ђ░░░░ *** ***) ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░░░‚ ░Ѕ░µ░ј░µ░ґ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░њ░°░№░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░ќ.░”. ░ќ░░░є░ѕ░»░°░µ░І░°
░њ░ѕ░‚░░░І░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ 08 ░░░Ћ░Ѕ░Џ 2022 ░і░ѕ░ґ░°.