Решение по делу № 2-2324/2023 (2-13201/2022;) от 28.12.2022

77RS0002-02-2022-018664-31 Дело № 2-7192/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,

при секретаре Малоземовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 07 июля 2023 года гражданское дело по иску Сыктывкарского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о понуждении к устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Сыктывкарская транспортная прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (с учетом уточнений) обратилась в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении на ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанности: привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ железнодорожная станция Сыктывкар, внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожная станция Сыктывкар по результатам проведения дополнительной уязвимости, результаты которой утверждены Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта России 29.11.2021 (заключение № ...); приложить к плану обеспечения безопасности ОТИ железнодорожная станция Сыктывкар устав привлеченного подразделения транспортной безопасности и договор о привлечении подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ железнодорожная станция Сыктывкар.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное агентство железнодорожного транспорта Северо-Западное территориальное управление, Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требований настаивал.

Представитель ответчика с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, в предоставленном отзыве поддержали заявленные требования.

Выслушав мнение явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что железнодорожная станция Сыктывкар включена в реестр категорированных объектов за номером ..., указанному ... присвоена ... категория.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (пункт 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности (состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").

Подпунктом "в" пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" закреплено, что объекты транспортной инфраструктуры, это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе: а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.

Судом установлено, что ОАО «РЖД» является собственником объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция Сыктывкар.

Таким образом, в силу статьи 1 Закона о транспортной безопасности названные железнодорожные мосты являются объектами транспортной инфраструктуры, а ОАО "РЖД" как владелец этого объекта - субъектом транспортной инфраструктуры.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

В настоящее время действуют Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 октября 2020 N 1633.

В силу пункта 1 Требований N 1633 настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 2 Требований N 1633 настоящий документ применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Закона о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию: железнодорожные вокзалы и станции; железнодорожные тоннели, мосты, эстакады; участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железнодорожного транспорта здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, определяемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом о транспортной безопасности.

Подпункт "е" пункта 5 Требований N 1633 обязывает субъекта транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; подпункт "в" пункта 5 Требований N 1633 - образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Согласно подпункту "в" пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры:образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:

работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);

специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Согласно п. т п. 5 Требований Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры обеспечить внесение изменений в план обеспечения безопасности объекта, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Из материалов дела следует, что проведена оценка уязвимости ОТИ железнодорожная станция Сыктывкар, утверждена 30.11.2012, результаты дополнительной оценки уязвимости ОТИ железнодорожная станция Сыктывкар утверждена 29.11.2021, однако в нарушение Требований план обеспечения безопасности объекта не утвержден, не образовано и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

В материалы дела ответчиком предоставлено сопроводительное письмо в Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта от 07.06.2023 о направлении планов обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожных станций Северной дирекции управления движением ОАО «РЖД».

Из пояснений Росжелдора от 26.06.2023 следует, что заключения об отказе в утверждении изменений в план обеспечения транспортной безопасности в связи с несоответствием их требованиям по обеспечению транспортной безопасности утверждены руководителя Росжелдора 07.04.2022 и 14.10.2022. Изменения в план обеспечения транспортной безопасности по состоянию на 25.06.2023 Росжелдором не утверждалось.

Таким образом, в нарушение подпункта "е" пункта 5 Требований N 1633 с 29.11.2021 план обеспечения безопасности не разработан и не утвержден.

Суд не может принять во внимание довод представителя ответчика относительно того, что планы направлялись, но не утверждались Росжелдором, так как в утверждении плана отказано 07.04.2022 и 14.10.2022, новый план направлен лишь 07.06.2023.

В силу подпункта "а" пункта 21 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории (железнодорожные станции, на которых не осуществляется обслуживание пассажиров, а также участки железнодорожных путей) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан: оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими.

С учетом этого на ОАО "РЖД" в отношении железнодорожной станции "Сыктывкар", которой присвоена 2 категория объекта транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по выполнению положений, предусмотренных п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1633, что не было исполнено Обществом.

Доводы ответчика о том, что решение суда об обязании общества является преждевременным, поскольку реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, не могут быть выполнены одновременно в отношении всех объектов не являются основаниями для отказа в удовлетворении требований, так как в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения обществом требований законодательства о транспортной безопасности, которые подлежат устранению в связи с тем, что создают угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц.

Ссылка общества на поэтапное выполнение Требований N 1633 подлежит отклонению, поскольку не является условием, освобождающим общество от возложенной на него обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, одним из основных принципов обеспечения которой (пункт 4 статьи 3 Закона о транспортной безопасности) является непрерывность.

Указания общества на то, что планы обеспечения транспортной безопасности станции не утверждены, а сама станция техническими средствами обеспечения транспортной безопасности не оборудована ввиду того, что сроки для оснащения в установленном законом порядке определены после 2025 года, не могут быть приняты во внимание, так как несоблюдение обществом требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, подтверждая необходимость понуждения ответчика к принятию срочных мер обеспечения новых требований транспортной безопасности.

Вопреки мнению ответчика, аналогичные установленным в подпунктах "в" и "е" пункта 5 Требований N 1633 правила предусматривались подпунктами 3 и 6 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495.

Также суд отклоняет доводы ответчика о процессуальных нарушениях, поскольку исходя из первоначально заявленных требований и впоследствии уточненных в порядке статьи 39 ГПК РФ определением суда от 6692/2022 по делу № 2-6692/2020 тождественный спор не разрешался, ввиду чего предусмотренные статьей 220 ГПК РФ основания для прекращения производства по делу отсутствуют.

Ссылка ответчика на иную судебную практику во внимание судом не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить обязанность на ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ железнодорожная станция Сыктывкар, внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожная станция Сыктывкар по результатам проведения дополнительной уязвимости, результаты которой утверждены Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта России 29.11.2021 (заключение № ...); приложить к плану обеспечение безопасности ОТИ железнодорожная станция Сыктывкар устав привлеченного подразделения транспортной безопасности и договор о привлечении подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ железнодорожная станция Сыктывкар.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья С.М. Сухорукова

Мотивированное решение составлено 14.07.2023

2-2324/2023 (2-13201/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сыктывкарский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога
Другие
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство железнодорожного транспорта Северо-Западное территориальное управление
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Сухорукова Светлана Мунировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
28.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.12.2022Передача материалов судье
11.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
03.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее