Дело № 2а-2767/2022
УИД 33RS0011-01-2022-002147-45
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 12 сентября 2022 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Ким И.Г.,
при секретаре Гадаловой К.Е.,
с участием представителя административного истца Ковровского городского прокурора Завьяловой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о прекращении действия права управления транспортными средствами и водительского удостоверения Волова Артема Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Владимира обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации о прекращении действия права Волова Артема Владимировича, <дата> года рождения, на управление транспортными средствами и прекращении действия водительского удостоверения <№> от <дата> на имя Волова Артема Владимировича.
В обоснование административных исковых требований указано, что 07.02.2013 Волову А.В. было выдано водительское удостоверение <№> от 07.02.2013 на право управления транспортными средствами категории «В».
При этом Волов А.В. с февраля 2022 года состоит на учете в <адрес> код заболевания <№> входящего в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, что свидетельствует о непосредственной угрозе безопасности дорожного движения на дорогах, для других участников дорожного движения и пешеходов.
Представитель административного истца старший помощник Ковровского городского прокурора Завьялова Т.Е. поддержала требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Волов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц: ГИБДД УМВД России по г. Владимиру, ГБУЗ ВО «ОНД», в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1034Н (далее – Приказ) утвержден порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» (далее – Порядок), который устанавливает правила организации и оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.
Пунктом 6 Порядка установлено, что профилактика наркологических расстройств обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению наркологических расстройств, диспансерному наблюдению за лицами с наркологическими расстройствами.
В соответствии с п. 7 Порядка профилактика наркологических расстройств включает комплекс мероприятий, одним из которых является проведение диспансерного наблюдения за лицами с наркологическими расстройствами.
В силу п. 12 Порядка первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) при самостоятельном обращении пациента, по направлению врачей-специалистов.
Согласно п. 13 Порядка врач-психиатр-нарколог проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах при наличии медицинских показаний – направление на консультацию к врачам-специалистам.
Приложением № 10 к Порядку являются правила организации деятельности наркологического диспансера, которые устанавливают порядок организации деятельности наркологического диспансера (далее – Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что одной из функций наркологического диспансера является организация диспансерного наблюдения за лицами с наркологическими расстройствами.
Кроме того, Приказом утвержден порядок диспансерного наблюдения, за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее – Порядок диспансерного наблюдения), который устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология».
В соответствии с п. 2 Порядка диспансерного наблюдения, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Пунктом 12 Порядка диспансерного наблюдения установлено, что решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости».
В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, одними из заболеваний, препятствующих управлению транспортными средствами, являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, перечисленные кодами заболеваний по МКБ-10 (F10-F16, F18, F19).
В соответствии с п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Судом установлено, что 07.02.2013 Волову А.В. было выдано водительское удостоверение № 3312225022 категория «В».
Волов А.В. с февраля 2022 года состоит на учете в <адрес>», код заболевания <№>Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090, пешеход и водитель являются участниками дорожного движения. Пунктом 1.5 Правил дорожного движения закреплено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон) предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст.23 и 25 Закона кандидаты в водители в обязательном порядке должны проходить медицинское освидетельствование с целью определения медицинских противопоказаний или ограничений к водительских деятельности и могут быть допущены к управлению транспортными средствами в случае отсутствия ограничений.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 28 указанного Закона основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее невыявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Действие права на управление транспортными средствами приостанавливается на период временного ограничения на пользование этим правом, установленного в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Статья 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» вводит ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В соответствии с данной нормой гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Волов А.В., страдающий заболеванием <данные изъяты>, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, что создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия, причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Несоблюдение требований федеральных законов и непринятие мер по прекращению права на управление транспортными средствами Волова А.В. влечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан - участников дорожного движения, на безопасное передвижение по автомобильным дорогам Российской Федерации.
При наличии указанных обстоятельств, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, учитывая, что при подаче административного искового заявления в суд административный истец не понес расходов по оплате государственной пошлины, с административного ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, <№> ░░ 07.02.2013 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.09.2022