РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 года город Бородино
Бородинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ускова Д.А.,
при секретаре Киреенок О.В.,
с участием помощника прокурора г. Бородино Михайлова А.Н.,
представителя ответчика МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» Бурашовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бородино в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Бородино Красноярского края, Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Бородинская детская школа искусств» о возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Бородино обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что прокуратурой города Бородино 16 августа 2023 года проведена проверка в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Бородинская детская школа искусств» на предмет исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов. По результатам проверки установлено, что отсутствует надлежаще оборудованные места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, что не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан. По результатам проверки 18 августа 2023 года директору МБУ ДО «Бородинская школа искусств» было вынесено представление № 07-01-2023 с требованием устранить выявленные нарушения закона. По результатам рассмотрения представления и представленного ответа от 15 сентября 2023 года установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены.
Также 08 февраля 2024 года прокуратурой города Бородино проведена проверка в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Бородинская детская школа искусств» на предмет исполнения законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в музыкальных классах флейты, баяна, аккордеона, балалайки, домры, фортепьяно, оркестрового класса допускается использование стульев с дефектами и повреждениями, выполненным из материалов, неустойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. По результатам проверки 16 февраля 2024 года директору МБУ ДО «Бородинская школа искусств» было вынесено представление № 07-01-2024 с требованием устранить выявленные нарушения закона. По результатам рассмотрения представления и представленного ответа от 22 марта 2024 года установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены.
Прокурор г. Бородино просит суд возложить на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бородинская детская школа искусств», расположенное по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обеспечение музыкальных классов флейты, баяна, аккордеона, балалайки, домры, фортепьяно, оркестрового класса стульями не имеющими дефектов и повреждений выполненных из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств, имеющих документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС 025/2012. Возложить на администрацию города Бородино обязанность организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов на территории прилегающий к дому <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. Возложить на администрацию города Бородино обязанность по обеспечению финансирования МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» для исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства по обеспечению музыкальных классов (баяна, балалайки, домры, флейты) стульями не имеющими дефектов и повреждений выполненных из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств, имеющих документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС 025/2012.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бородино Михайлов А.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика директор МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» Бурашова Е.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Бородино Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования признал.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе объекты и учреждения образования.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе) эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В силу п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;
В соответствии с п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» обучающиеся, воспитанники и отдыхающие обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом. Вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС 025/2012.
В соответствии с абз.9 п. 2.4.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила..." следует, что правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, покрытие столов и стульев должно не иметь дефектов и повреждений и быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.
Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности (п. 1.2 раздела I СП 2.4.3648-20).
В соответствии с абз.9 п. 2.4.3 Правил покрытие столов и стульев должно не иметь дефектов и повреждений и быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования в зданиях общеобразовательных образовательных организаций должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что 16 августа 2023 года прокуратурой г. Бородино проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств», расположенном по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства.
По результатам проверки прокуратурой г. Бородино в адрес МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» 18 августа 2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из ответа директора МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» Бурашовой Е.Г. от 15 сентября 2023 года следует, что учреждением приняты меры по устранению нарушений требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № 17 в г. Бородино Красноярского края от 18 октября 2023 года директор МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» Бурашова Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ.
Также в судебном заседании установлено, что 08 февраля 2024 года прокуратурой г. Бородино проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних в МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств», расположенном по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства.
По результатам проверки прокуратурой г. Бородино в адрес МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» 16 февраля 2024 года внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из ответа директора МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» Бурашовой Е.Г. от 22 марта 2024 года следует, что учреждением приняты меры по устранению нарушений требований законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних.
Кроме того, постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 19 марта 2024 года директор МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» Бурашова Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
В соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением отдела культуры, спорта, молодежной политики и информационного обеспечения администрации города Бородино, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бородинская детская школа искусств» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, самостоятельный баланс, бланки, штампы, эмблему, печати со своим наименованием, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование город Бородино. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования г. Бородино осуществляет Отдел культуры, спорта, молодежной политики и информационного обеспечения администрации города Бородино. Финансовое обеспечение деятельности МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» осуществляет учредитель в виде субсидий из бюджета города Бородино и иных, не запрещенных федеральным законом, источников.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что доказательств, подтверждающих устранение МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» нарушений требований в сфере социальной защиты инвалидов, а также в сфере соблюдения прав несовершеннолетних в материалы дела не представлено, суд считает исковые требования, заявленные к МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» подлежащими удовлетворению.
В силу положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно ст. 210 ГПК РФ исполнение решения суда связано с момента вступления его в законную силу.
При этом по смыслу закона срок исполнения решения суда подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).
С учетом обстоятельств дела, объема работ, необходимых для устранения допущенных ответчиком нарушений законодательства, суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенной на ответчиков обязанности - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Разрешая требования прокурора г. Бородино о возложении на администрацию г. Бородино обязанности по обеспечению финансирования МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» для обеспечения требований санитарно-эпидемиологического законодательства по обеспечению музыкальных классов (баяна, балалайки, домры, флейты) стульями не имеющими дефектов и повреждений выполненных из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств, имеющих документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС 025/2012, суд находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязательство по финансированию данных работ является, в том числе, расходным обязательством Администрации города Бородино Красноярского края, являющейся учредителем МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств». Соответственно, выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исходя из того, что финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных в образовательном бюджетном учреждении нарушений, осуществляется учредителем образовательного учреждения - администрацией города Бородино Красноярского края, осуществляющей функции распределителя бюджетных средств, обязанность по обеспечению финансированию мероприятий по оборудованию здания учреждения дополнительного образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, при недостаточности у образовательного учреждения собственных средств, должна быть возложена на Администрацию города Бородино Красноярского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Следовательно, государственная пошлина, исчисленная в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика - МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Бородино в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Бородино Красноярского края, Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Бородинская детская школа искусств» о возложении обязанности совершить действия – удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бородинская детская школа искусств», расположенное по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обеспечение музыкальных классов флейты, баяна, аккордеона, балалайки, домры, фортепьяно, оркестрового класса стульями не имеющими дефектов и повреждений выполненных из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств, имеющих документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС 025/2012.
Возложить на администрацию города Бородино обязанность организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов на территории прилегающий к <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Возложить на администрацию города Бородино обязанность по обеспечению финансирования МБУ ДО «Бородинская детская школа искусств» для исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства по обеспечению музыкальных классов (баяна, балалайки, домры, флейты) стульями не имеющими дефектов и повреждений выполненных из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств, имеющих документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС 025/2012.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Бородинская детская школа искусств» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Усков