Решение по делу № 2а-452/2021 от 16.09.2021

УИД 29RS0-19

Дело № 2а-452/2021

                               15 октября 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре судебного заседания Гуйда А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурске административное дело по административному исковому заявлению К.А.Д., К.В.А., В.К.П., К.Д.В., К.А.В. к Администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области о признании незаконным решения об отказе заменить предоставленный в собственность земельный участок, возложении обязанности предоставить земельный участок взамен ранее предоставленного,

установил:

административные истцы обратились с указанным иском к Администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области о признании незаконным решения от 22.06.2021, которым им было отказано в замене предоставленного им, как многодетной семье, в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, возложении обязанности предоставить земельный участок взамен ранее предоставленного.

В обоснование заявленных требований К. указали, что ДД.ММ.ГГГГ им, как многодетной семье, в соответствии с требованиями земельного законодательства и специального закона Архангельской области был предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в районе <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства. В 2020 году в ходе проверки прокуратурой Шенкурского района Архангельской области было установлено, что выделенный земельный участок не может быть использован по назначению, в связи с нарушением положений технического регламента о требованиях пожарной безопасности, так как данный земельный участок расположен на расстоянии менее 100 метров от склада нефтепродуктов, принадлежащих АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд». На обращение с заявлением о замене предоставленного участка Администрация Шенкурского муниципального района ответила отказом, не усмотрев к такой замене правовых оснований. Истцы полагают, что данный отказ является незаконным и нарушает право их многодетной семьи на получение земельного участка бесплатно для осуществления индивидуального жилищного строительства.

Административные истцы К.А.Д., действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетней К.А.В., и К.В.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Административные истцы В.К.П., К.Д.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток. Ходатайств суду не представили.

Административный ответчик Администрация Шенкурского муниципального района Архангельской области в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки. По запросу суда представили документы о предоставлении К. земельного участка, отказ в замене земельного участка и сведения о наличии в Шенкурском муниципальном районе земельных участков, предоставляемых многодетным семьям.

Суд, заслушав административных истцов, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) последний регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Пунктами 1, 2 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, принципиальное значение имеет установление совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ К.А.Д. обратилась с заявлением к главе муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» о предоставлении в общую собственность членам её многодетной семьи земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ от и.о. главы МО «Шенкурский муниципальный район» поступил ответ, согласно которому семья административного истца К.А.Д. была включена в реестр многодетных семей, желающих приобрести земельные участки.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Шенкурский муниципальный район» направила К.А.Д. уведомление о сформированном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство). Административному истцу было предложено подать в администрацию заявление о предоставлении указанного земельного участка в собственность, либо об отказе в его получении с сохранением права на получение земельного участка и порядкового номера в соответствующем реестре.

ДД.ММ.ГГГГ К.А.Д. обратилась с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» -па земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. был бесплатно предоставлен в общую долевую собственность членам многодетной семьи: К.А.Д., К.В.А., В.К.П., К.А.В., К.Д.В. с одновременным исключением многодетной семьи из специального реестра многодетных семей, желающих приобрести земельный участок, зарегистрированной под номером 1, как реализовавшей свое право на однократное бесплатное приобретение земельного участка.

За административными истцами зарегистрировано право общей долевой собственности, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая запись.

Из материалов надзорного производства прокуратуры Шенкурского района Архангельской области следует, что К.А.Д. обратилась с целью проверки законности выделения её многодетной семье вышеуказанного земельного участка и его последующего изъятия для муниципальных нужд.

В результате проведенной проверки прокуратурой Шенкурского района Архангельской области выявлены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в незаконном изъятии земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для муниципальных нужд.

Кроме того, прокуратурой установлено, что земельный участок, предоставленный многодетной семье К.А.Д., расположен в пределах 100 метровой зоны от склада хранения нефтепродуктов, что нарушает требования технического регламента.

Согласно части 1 статьи 70 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) противопожарные расстояния от зданий и сооружений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии с таблицей 12 приложения к настоящему Федеральному закону.

В таблицах 12, 14 приложений к Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности предусмотрено, что склад для хранения нефти и нефтепродуктов общей вместимостью до 2 000 куб.м. относится к категории склада IIIв, противопожарное расстояние от которого до жилых и общественных зданий составляет 100 метров.

Выкопировкой из публичной кадастровой карты <адрес>, полученной прокуратурой Шенкурского района в комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации МО «Шенкурский муниципальный район» подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен на расстоянии 40 метров от ёмкостей для хранения нефтепродуктов, что является нарушением требований законодательства о пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Шенкурского района Архангельской области главе МО «Шенкурский муниципальный район» внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, допущенного при выделении многодетной семье К.А.Д. земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Шенкурский муниципальный район» в адрес прокурора Шенкурского района направлен ответ на представление, согласно которому К.А.Д. направлено приглашение явиться в администрацию для решения вопроса о прекращении права собственности на ранее предоставленный её многодетной семье земельный участок, восстановлении в реестре и решения вопроса о предоставлении другого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ К.А.Д. обратилась в администрацию Шенкурского муниципального района с заявлением о предоставлении ей другого земельного участка взамен ранее предоставленного, на что ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен отказ, так как расположенная на смежном земельном участке заправочная станция не эксплуатируется более 10 лет, горюче-смазочные материалы в емкостях отсутствуют, а противопожарное расстояние от автозаправочной станции до общественных и жилых зданий составляет не менее 50 метров.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (подпункт 6 статьи 39.5 ЗК РФ).

Частью 1 статьи 2.4 Закона Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» (далее - Закон АО о предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан № 192-24-ОЗ) предусмотрено ведение реестра в целях обеспечения единой системы учета многодетных семей, которые желают приобрести земельные участки на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и которые включены в реестр многодетных семей.

Согласно части 2 статьи 2.3 Закона АО о предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан № 192-24-ОЗ право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с пунктами 5 и 5.1 настоящей статьи имеет многодетная семья при одновременном соблюдении ряда условий, в том числе, приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства в границах населенного пункта Архангельской области.

Соблюдение многодетной семьей К.А.Д. условий для предоставления земельного участка подтверждается материалами дела, в том числе документами, представленными административным ответчиком.

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Таким образом, в рамках спорных правоотношений, бремя доказывания нарушения прав и законных интересов административных истцов при выделении их многодетной семье земельного участка и отказа в его замене лежит на истцах. Обязанностью административного ответчика является доказывание факта соблюдения требований закона при выделении земельного участка административным истца и законность отказа в его замене.

К.А.Д. в материалы дела представлены доказательства нарушения прав её многодетной семьи при предоставлении им земельного участка, непригодного для индивидуального жилищного строительства ввиду не соблюдения требований пожарной безопасности при выделении участка административным ответчиком.

В то же время Администрацией Шенкурского муниципального района не представлены доказательства соблюдения требований земельного законодательства и требований пожарной безопасности при выделении многодетной семье К.А.Д. земельного участка.

Доводы администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области, изложенные в ответе К.А.Д., об отказе заменить земельный участок ввиду соблюдения требований пожарной безопасности основаны на ошибочном толковании норм материального права. К тому же, указанные ответчиком в ответе 50 метров противопожарного расстояния от автозаправочной станции до общественных и жилых зданий также не соблюдается, так как по результатам прокурорской проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен на расстоянии 40 метров от ёмкостей для хранения нефтепродуктов.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Сведений об оспаривании представления прокурора в порядке главы 22 КАС РФ административным ответчиком не представлено, что свидетельствует об обязанности Администрации Шенкурского муниципального района после внесения представления принять безотлагательные меры к устранению нарушений прав многодетной семьи К.А.Д. на получение земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности решения административного ответчика об отказе многодетной семье         К.А.Д. заменить ранее предоставленный для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

В силу абзацев 1, 2 пункта 5 статьи 2.3 Закон АО о предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан № 192-24-ОЗ земельные участки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляются в границах муниципального района, муниципального округа или городского округа Архангельской области, где в соответствии с законодательством Архангельской области зарегистрирована многодетная семья, за исключением случаев, установленных пунктом 5.1 настоящей статьи.

В случае отсутствия в границах муниципального округа или городского округа Архангельской области земельных участков, предоставляемых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, земельные участки предоставляются в муниципальных районах или муниципальных округах Архангельской области, граничащих с указанным муниципальным округом или городским округом Архангельской области.

Согласно статье 50 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» в границы муниципального образования "Шенкурский муниципальный район" входит, в том числе, территория муниципального образования «Федорогорское».

Ответом Администрации Шенкурского муниципального района на запрос суда подтверждается, что в настоящий момент на территории Шенкурского муниципального района имеется 11 сформированных земельных участков, поставленных на кадастровый учёт и предназначенных для предоставления в общую собственность членам многодетной семьи. Указанные земельные участки находятся на территории МО «Федорогорское».

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд (пункт 2 части 9 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Согласно материалам дела отказ администрации Шенкурского муниципального района в замене истцу ранее предоставленного земельного участка подготовлен 22.06.2021. Административный иск подан в суд 16.09.2021, что свидетельствует о соблюдении установленного КАС РФ срока обращения в суд. О нарушении своих прав истцам стало известно в 2020 году по окончании прокурорской проверки, однако суд полагает, что оснований для отказа в удовлетворении иска по основанию пропуска срока обращения в суд не имеется.

Суд учитывает также правовую позицию Президиума Верховного Суда РФ от 23.12.2020, изложенную в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), согласно которой при рассмотрении административных дел в рамках главы 22 КАС РФ пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом действий.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования К.А.Д., К.В.А., В.К.П., К.Д.В., К.А.В. к Администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области о признании незаконным решения об отказе заменить предоставленный в собственность земельный участок, возложении обязанности предоставить земельный участок взамен ранее предоставленного - удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области об отказе в замене ранее предоставленного многодетной семье земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., на другой земельный участок.

Обязать администрацию Шенкурского муниципального района Архангельской области устранить допущенные нарушения путем восстановления многодетной семьи К.А.Д. в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации под номером 1 и предоставить в собственность К.А.Д., К.В.А., В.К.П., К.Д.В., К.А.В., как членам многодетной семьи, земельный участок в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                                  С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 18 октября 2021 года.

2а-452/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Коновалова Анна Дмитриевна
Коновалов Владимир Андреевич
Коновалов Демьян Владимирович
Информация скрыта
Волосатова Кристина Павловна
Ответчики
администрация Шенкурского муниципального района
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Якивчук С.В.
Дело на странице суда
vinogsud.arh.sudrf.ru
16.09.2021Регистрация административного искового заявления
17.09.2021Передача материалов судье
17.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Судебное заседание
15.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее