Дело № 2-233/2024

УИД 55RS0030-01-2024-000337-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Русско-Полянский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Е.В.

при помощнике судьи Светецкой С.В.,

рассмотрев 13 августа 2024 года в открытом судебном заседании в р.п. Русская Поляна Омской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопре-деленного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Русско-Полянского муниципального района Омской области «Водник», адми-нистрации Русско-Полянского муниципального района Омской области о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд с названными исковыми требованиями, в обоснование указав, что в ходе про-верки соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального комплекса выявлено прекращение подачи воды в централизованную систему водоснабжения в с. Калинино Русско-Полянского муниципального района Омской области по причине эксплуатации водозаборной скважины с нарушениями требований законодательства и правил эксплуатации водозаборного сооружения. Возникла необходимость в производстве работ в целях предупреждения химического и биологического процессов кольмантажа, удаления накопившихся осаждений песчано - илистых отложений из ствола скважины и увеличения ее дебита.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области в части непринятия мер по организации надлежащего и бесперебойного водоснабжения населения на территории с. Калинино Русско-Полянского муниципального района Омской области, обязать администрацию Русско-Полянского муниципального района организовать надлежащее и бесперебойное водоснабжение населения на территории с. Калинино Русско-Полянского муниципального района Омской области путем проведения следующих работ по увеличению дебита водозаборной скважины по ул. Новая, 2А, с. Калинино: механическая очистка эксплуатационной и фильтровой колонн с применением металлических ершей, перемещаемых и/или вращаемых вдоль колонн с целью удаления кольманта с внутренней поверхности колонн; гидротурбинная проработка рабочей части фильтра и прифильтровой зоны скважины с целью восстановления первоначальной скважности фильтра и увеличения площади фильтрации; откачка воды из скважины эрлифтом до чистой воды.

02.07.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие Русско-Полянского муниципаль-ного района Омской области «Водник», вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского процессуального судопроизводства.

Впоследствии истец требования уточнил, просит суд обязать админист-рацию Русско-Полянского муниципального района Омской области осуществить финансирование работ по увеличению дебита водозаборной скважины по ул. Новая, 2А, с. Калинино: механическая очистка эксплуатационной и фильтровой колонн с применением металлических ершей, перемещаемых и/или вращаемых вдоль колонн с целью удаления кольманта с внутренней поверхности колонн; гидротурбинная проработка рабочей части фильтра и прифильтровой зоны скважины с целью восстановления первоначальной скважности фильтра и увеличения площади фильтрации; откачка воды из скважины эрлифтом до чистой воды, обязать МУП «Водник» провести работы по увеличению дебита водозаборной скважины по ул. Новая, 2А, с. Калинино: механическая очистка эксплуатационной и фильтровой колонн с применением металлических ершей, перемещаемых и/или вращаемых вдоль колонн с целью удаления кольманта с внутренней поверхности колонн; гидротурбинная проработка рабочей части фильтра и прифильтровой зоны скважины с целью восстановления первоначальной скважности фильтра и увеличения площади фильтрации; откачка воды из скважины эрлифтом до чистой воды.

Представитель истца Андреев М.В., представивший служебное удостоверение, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Соснин А.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск, с учетом уточнений, к админист-рации района не признал, не отрицал необходимость в проведении работ, указанных в иске унитарным предприятием, его уклонение от их производства в срок, установленный законом.

Представители ответчика МУП «Водник», третьего лица АО «Родник» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Рос-сийской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика МУП «Водник», третьего лица.

Заслушав участников судебного процесса, исследовав материалы граж-данского дела, суд приходит к следующему.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопре-деленного круга лиц, в том числе несовершеннолетних или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образова-ний.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 которого к вопросам местного значения муни-ципального района отнесены полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что администрацией Русско-Полянского муниципального района Омской области, решающей вопросы местного значения Русско-Полянского муниципального района Омской области, 30.05.2018 вынесено постановление № 269-п об учрежде-нии муниципального унитарного предприятия «Водник» в целях оказания услуг по добыче, передаче и реализации водоснабжения населению, пред-приятиям, организациям, учреждениям независимо от форм собственности, находящихся на территории Русско-Полянского района, что усмативаеься из пункта 5.1 Устава предприятия (л.д.120-125,126).

Частью 1 стать 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного само-управления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствую-щих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осу-ществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для центра-лизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществ-ляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6 № 416 - ФЗ).

Постановлением администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области от 13.09.2018 № 461-п «Об утверждении гаран-тирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на терри-тории Добровольского, Калининского, Новосанжаровского, Розовского, Сибирского, Хлебодаровского, Цветочинского и Целинного сельских поселений Русско-Полянского муниципального района Омской области» МУП «Водник» наделен статусом гарантирующей организации, осуществ-ляющей централизованное водоснабжение на территории вышеуказанных сельских поселений Русско-Полянского муниципального района Омской области.

Постановлением администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области от 13.09.2018 № 461-п «Об утверждении гаранти-рующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на терри-тории Добровольского, Калининского, Новосанжаровского, Розовского, Сибирского, Хлебодаровского, Цветочинского и Целинного сельских поселений Русско-Полянского муниципального района Омской области» МУП «Водник» наделен статусом гарантирующей организации, осуществ-ляющей централизованное водоснабжение на территории вышеуказанных сельских поселений Русско-Полянского муниципального района Омской области.

Две водозаборные скважины в с. Калинино, принадлежащие на праве собственности муниципальному району, переданы в хозяйственное ведение МУП «Водник» для предоставления услуг по водоснабжению населения.

Прокурором заявлено о неоходимости проведения работ по увеличению дебита водозаборной скважины по ул. Новая, 2А, с. Калинино для обеспечения бесперебойной подачи воды населению.

В обоснование требований представлено заключение АО «Родник» по техническому обследованию водозаборной скважины по ул. Новая, 2А, с. Калинино от 07.06.2024, пришедшего к выводу, что эксплуатация водозаборной скважины осуществляется с нарушениями требований законодательства и правил эксплуатации водозаборного сооружения. В целях предупреждения химического и биологического процессов кольмантажа, удаления накопившихся осаждений песчано - илистых отложений из ствола скважины и увеличения ее дебита рекомендовано производство следующих работ: механическая очистка эксплуатационной и фильтровой колонн с применением металлических ершей, перемещаемых и/или вращаемых вдоль колонн с целью удаления кольманта с внутренней поверхности колонн; гидротурбинная проработка рабочей части фильтра и прифильтровой зоны скважины с целью восстановления первоначальной скважности фильтра и увеличения площади фильтрации; откачка воды из скважины эрлифтом до чистой воды.

Из совокупности полоджений статьи 2 и 8 Федерального закона № 416-ФЗ усматривается обязанность организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение не прекращая обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение.

В соответствии частью 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу пункта 2.10.1. «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуата-ции систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребите-лей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Основными задачами эксплуатации водозаборных сооружений являются систематический контроль за состоянием источников водоснабжения и работой сооружений и оборудования, а также учет контролируемых показателей с регистрацией их в специальных журналах; проведение плановых осмотров и ремонтов сооружений и оборудования, своевременное устранение нарушений и аварий (пункт 2.2.1. Правил).

На основании пункта 2.4.1. Правил в процессе эксплуатации водозаборных сооружений подземных источников водоснабжения персонал обязан:

а) вести систематические наблюдения за состоянием источника водоснабжения (уровней воды по наблюдательным скважинам режимной сети и качества подземных вод в пределах первого пояса зоны санитарной охраны);

б) осуществлять постоянный контроль за работой водозаборных сооружений и оборудования (дебита эксплуатационных скважин и качества воды, откачиваемой из них, динамического уровня при работе водоподъемного оборудования и условно статического уровня при остановке скважины);

в) обеспечить заданные режимы работы эксплуатационных скважин и насосных агрегатов.

При снижении производительности скважин или ухудшении качества воды в них организация ВКХ должна провести специальное обследование скважин с привлечением специалистов территориального органа Министерства природных ресурсов или организаций, имеющих лицензию на проектирование (строительство, эксплуатацию) централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений( пункты 2.4.4 - 2.4.10 Правил).

На основе результатов обследования принимают следующие меры:

а) при снижении производительности водозабора в целом и одновременном снижении уровня подземных вод в пласте, не соответствующем расчетному, рассматривается возможность применения искусственного пополнения запасов подземных вод; при наличии в составе водозабора инфильтрационных сооружений искусственного пополнения подземных вод производится их декольматация; для береговых инфильтрационных водозаборов осуществляется чистка русла реки;

б) при снижении производительности скважин - восстановление дебита скважин в соответствии с рекомендациями [25];

в) при ухудшении качества воды в отдельной скважине, не компенсируемого разбавлением в водопроводе и сборной емкости и не устраняемого на очистных сооружениях, она отключается от сборного водовода и решается вопрос о ее прокачке, консервации или тампонаже;

г) при ухудшении качества воды, вызванного поступлением в скважины загрязненных вод, - выявление источника загрязнения и предотвращение их доступа с последующей дезинфекцией скважин;

д) при ухудшении качества воды, вызванного увеличением в исходной воде примеси до величины, превышающей ее нормируемую предельно допустимую концентрацию, - разбавление водой с меньшей концентрацией этой примеси или организацию очистки воды (пункт 2.4.4).

В соответствии с пунктом 2.4.8 Правил один раз в год в период, определяемый местными условиями, производят генеральную проверку состояния водозаборных сооружений (скважин, лучевых и горизонтальных водозаборов).

Согласно пункту 2.4.9 Правил при генеральной проверке уточняют дебит каждой скважины (лучевого водозабора) пробными откачками или откачками на выброс смонтированным водоподъемным оборудованием, понижение уровня воды в скважине, соответствующее этому дебиту, оценивают величину удельного дебита скважины, устанавливают тенденции изменения дебита и его причины, проверяют качество воды в зоне влияния водозабора, определяют состояние устья скважины (лучей), обсадных и водоподъемных труб, фиксируя характер отложений на их внутренней поверхности или проявление процессов коррозии, насосно-силового оборудования, коммуникации, арматуры, средств контроля и автоматизации.

Результаты проверок и испытаний заносят в паспорта каждой скважины и водозаборных сооружений в целом.

Согласно пункту 2.4.10 Правил по результатам генеральной проверки назначают вид ремонта и принимают меры для обеспечения нормальной эксплуатации водозаборных сооружений.

Отвечающей стороной не оспаривается отсутствие указанных в Прави-лах мероприятий в течение преудыдущего и текущего года, необходимость выполнения таковых требований для бесперебойного водостнабжения населения.

Пунктом 5.2 Устава МУП «Водник» определен предмет деятельности предприятия, которым является оказание услуг по водоснабжению, ремонту и техническому обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, а также иные виды деятельности.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого представ-ленного доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, принимая во внимание названные выше нормы права, суд находит установленным наличие у поставщика услуги обязанности по соблюдению требований Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, уклонение унитарного предприятия от выполнения ежегодной обязанности по гене-ральной проверке состояния водозаборных сооружений (скважин, лучевых и горизонтальных водозаборов).

Принимая решение по делу, суд исходит из изложенного, и, руко-водствуясь статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о понуждении ответчика МУП «Водник» провести работы по увеличению дебита водозаборной скважины по ул. Новая, 2А, с. Калинино, а именно, механическую очистку эксплуатационной и фильтровой колонн с применением металлических ершей, перемещаемых и/или вращаемых вдоль колонн с целью удаления кольманта с внутренней поверхности колонн; гидротурбинную проработку рабочей части фильтра и прифильтровой зоны скважины с целью восстановления первоначальной скважности фильтра и увеличения площади фильтрации; откачку воды из скважины эрлифтом до чистой воды.

Правовых оснований для понуждения администрации муниципального района обеспечить финансирование работ суд не находит ввиду следую-щего.

На основании статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принад-лежащим ему имуществом. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Таким образом, собственник имущества унитарного предприятия может быть привлечен к субсидиарной ответственности по его обязательствам только в случае банкротства предприятия по его вине.

Представителем администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, на праве собственности которой принадлежит спорная скважина, как и представителем истца в суде отрицается банкротство МУП «Водник».

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодек-са Российской Федерации,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░, 2░, ░. ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░/░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░-░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16.08.2024.

2-233/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Русско-Полянского района Омской области
Ответчики
МУП "Водник"
Администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области
Другие
АО "Родник"
Суд
Русско-Полянский районный суд Омской области
Судья
Никитина Елена Витальевна
Дело на сайте суда
rus-polcourt.oms.sudrf.ru
14.06.2024Регистрация административного искового заявления
14.06.2024Передача материалов судье
17.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2024Подготовка дела (собеседование)
02.07.2024Рассмотрение дела начато с начала
08.07.2024Подготовка дела (собеседование)
08.07.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
08.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее