дело № 2-624/2023 (50RS0050-01-2023-000553-84)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 11 мая 2023 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Богатковой З.Г.,
при секретаре судебного заседания Шарковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жуковой Надежды Викторовны к администрации Городского округа Шатура Московской области о признании незаконным решения администрации Городского округа Шатура Московской области об отказе в выплате субсидии гражданину переселяемому из аварийного жилищного фонда на приобретение (строительство) жилых помещений, возложении обязанности по выплате субсидии за аварийное жилье,
установил:
истец с учетом уточненного искового заявления обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения администрации Городского округа Шатура Московской области об отказе в выплате субсидии гражданину переселяемому из аварийного жилищного фонда на приобретение (строительство) жилых помещений, возложении обязанности по выплате субсидии за аварийное жилье.
Требование мотивировано тем, что она является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Жилой дом решением администрации городского округа Рошаль № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию с заявлением о получении субсидии, в ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ, мотивированный тем, что на день признания дома аварийным в 2014 г. она имела регистрацию по адресу: <адрес>. Отказывая в предоставлении субсидии, администрация не учла, что дом по адресу регистрации <адрес> также признан аварийным на основании решения администрации. Полагает, действия ответчика не законны, просит признать решение администрации Городского округа Шатура Московской области об отказе в выплате субсидии гражданину переселяемому из аварийного жилищного фонда на приобретение (строительство) жилых помещений незаконным, возложить обязанности по выплате субсидии за аварийное жилье.
Истец Жукова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представитель истца по доверенности Бондарь О.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске. Просила требование удовлетворить.
Ответчик представитель администрации Городского округа Шатура Московской области в судебном заседании Кошелева О.И. возражала в удовлетворении иска, суду пояснила, что основания для выплаты истцу субсидии отсутствуют в силу Порядка предоставления субсидии граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда на приобретение(строительство) жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ №.. Согласно п. 6 Порядка субсидия предоставляется при соблюдении условий в том числе: на день признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у получателя субсидии отсутствуют иные жилые помещения, занимаемые им на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования( под. 3 п.6 Порядка). По результатам рассмотрения обращения Жуковой Н.В. администрацией городского округа Шатура о выплате субсидии за жилое помещение по адресу: МО, <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, находящееся в собственности последней, администрацией принято решение об отказе в предоставлении субсидии, поскольку на день признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у ФИО1 имелось жилое помещение, занимаемое ею на условиях социального найма, расположенного по адресу: <адрес>.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем: признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков.
Из материалов дела следует, что Распоряжением администрации городского округа Рошаль Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные дома по адресу: <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу (л.д. 70-79).
Согласно выписке из ЕГРН жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19, 58). В указанном жилом помещении зарегистрированных лиц не имеется (л.д. 57).
ДД.ММ.ГГГГ Жукова Н.В. обратилась в администрацию Городского округа Шатура с заявлением о предоставлении субсидии гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда по адресу <адрес>, на приобретение (строительство) жилых помещений (л.д. 20).
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии было отказано, поскольку на день признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была зарегистрирована в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 22).
Частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее - меры поддержки).
Постановлением Правительства Московской области от 17 декабря 2021 г. N 1361/43 утвержден Порядок предоставления субсидии гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений.
Порядок предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений (далее - Порядок) определяет условия предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - субсидия), в рамках реализации государственной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 N 182/10 "Об утверждении государственной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы" (далее - Программа).
Согласно п. 2 субсидия предоставляется в соответствии с Порядком на следующие цели:
1) для оплаты цены одного или нескольких договоров купли-продажи жилого помещения (квартиры, комнаты, жилого дома);
2) для оплаты цены одного или нескольких договоров участия в долевом строительстве, предметом которого является жилое помещение, путем размещения средств субсидии на счете эскроу;
3) для оплаты цены одного или нескольких договоров уступки прав по договору участия в долевом строительстве, предметом которого является жилое помещение;
4) для оплаты цены одного или нескольких договоров строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
5) для уплаты первоначального взноса при заключении договора на получение жилищного кредита, в том числе ипотечного кредита, на приобретение (строительство) жилого помещения;
6) для погашения (частичного погашения) фактической задолженности по договору ипотечного кредитования, заключенному с собственником аварийного жилого помещения.
Пунктом 6 установлено, что субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
1) расселяемое жилое помещение находится в многоквартирном доме, признанном аварийным до ДД.ММ.ГГГГ и включенном в программы по расселению аварийного жилищного фонда с участием средств бюджета Московской области (далее - изымаемое жилое помещение);
2) на день признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у получателя субсидии отсутствуют находящиеся в его собственности иные жилые помещения на территории Российской Федерации, пригодные для постоянного проживания;
3) на день признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у получателя субсидии отсутствуют иные жилые помещения, занимаемые им на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
4) ранее гражданин не пользовался правом на получение субсидий, предусмотренных настоящим Порядком.
Из материалов дела усматривается, что решением городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 (муж истца) на основании ордера № было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, комн. 1 на семью из трех человек: ФИО1 –жена, ФИО6 – дочь (л.д. 80-81). На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ состав семьи увеличен до 4-х человек (л.д. 82-83).
В порядке родственного обмена на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО5 передана трехкомнатная <адрес> на семью из пяти человек включая нанимателя ФИО5 (л.д. 84)
В жилом помещении постоянно зарегистрированы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69).
Согласно выписке из ЕГРН сведения о правообладателях жилого помещения по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д. 67).
Таким образом, на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по адресу: МО, <адрес> ФИО1 имелось( и имеется) жилое помещение, занимаемое ею на условиях социального найма по адресу: Мо, <адрес>.
При таких обстоятельства у истца отсутствуют основания, для получения субсидии, предусмотренные Порядком предоставления субсидии граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда на приобретение(строительство) жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства МО от 17.12.2021 № 1361/43.
Разрешая заявленное требование, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку, отказывая в предоставлении субсидии, администрацией установлено наличие иного жилого помещения, предоставленного на условиях договора социального найма. В данном случае ответчик руководствовался предусмотренным Порядком предоставления субсидий, который имеет исчерпывающий перечень условий для предоставления субсидии, не подлежащий широкому толкованию.
Довод истца о том, что после смерти мужа она не заключала договор социального найма, следовательно, не принимала на себя обязанности и ответственность нанимателя, судом отклоняется, поскольку в силу ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в иске Жуковой Надежде Викторовне к администрации Городского округа Шатура Московской области о признании незаконным решения администрации Городского округа Шатура Московской области об отказе в выплате субсидии гражданину переселяемому из аварийного жилищного фонда на приобретение (строительство) жилых помещений и обязании произвести выплату субсидии за аварийное жилье по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья З.Г. Богаткова
Мотивированное решение изготовлено 18.05.2023 г.
Судья З.Г. Богаткова