Решение по делу № 2а-392/2017 от 01.12.2017

Дело № 2а-392/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Погар                                 12 декабря 2017 года

Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Хромина А.О.,

при секретаре Скрипник И.А.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Погарского района Брянской области Новикова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Гриневского сельского поселения <адрес> о понуждении к совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Погарского района Брянской области обратился в суд с указанным иском в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства по содержанию мест захоронения на территории Гриневского сельского поселения <адрес>, в ходе которой установлено, что на территории Гриневского сельского поселения <адрес> по адресу: <адрес> расположено место захоронения – общественное кладбище, которое в нарушение действующего законодательства не поставлено на кадастровый учет. Реализация полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения закреплена за администрацией Гриневского сельского поселения <адрес>.

Непринятие должных мер по содержанию кладбища может привести к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний и к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации Гриневского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбище по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию Гриневского сельского поселения <адрес> принять меры по постановке земельного участка под кладбищем по адресу: <адрес> на государственный кадастровый учет.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Прокурора Погарского района Брянской области Новиков К.А. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Гриневского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств о переносе дела слушанием не заявлял, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении на имя суда просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя, при этом административные исковые требования признал в полном объеме, и просил установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца и в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Выслушав помощника Прокурора Погарского района Брянской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. № 2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 39 КАС РФ.

Из материалов дела следует, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства по содержанию мест захоронения на территории Гриневского сельского поселения <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и установлено, что на территории Гриневского сельского поселения <адрес> по адресу: <адрес> расположено место захоронения – общественное кладбище, которое не состоит на кадастровом учете.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года    N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года     N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Законом Брянской области № 80 от 05.12.2014 года «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» закреплены за сельскими поселениями в Брянской области вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно Устава Гриневского сельского поселения <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, реализация полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения возложена на административного ответчика.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года    N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

Для осуществления деятельности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения сельские поселения должны обладать правом пользования на земельный участок под кладбищем в соответствии с ч. 1 ст. 268 ГК РФ. При этом, реализация такой деятельности возможна только при установленных границах земельного участка под кладбищами.

На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от              12 января 1996 «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что места погребения могут быть по принадлежности только государственные и муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные и воинские.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ, земельные участки, в том числе под кладбищами, относятся к недвижимым вещам, в связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлежат постановке на государственный кадастровый учет.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Как следует из материалов дела, на территории Гриневского сельского поселения по адресу: <адрес> расположено кладбище, которое является открытым, общественным. Кладбище не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества муниципального образования Гриневского сельского поселения <адрес> кладбище не значатся.

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что сведения в отношении земельного участка под кладбищем, расположенного по адресу: <адрес> в государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Действующим законодательством обязанность по постановке на учет земельного участка под кладбищем, расположенного по адресу: <адрес>, в органе осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возложена на администрацию Гриневского сельского поселения <адрес>.

Вместе с тем, администрация Гриневского сельского поселения <адрес> ненадлежащим образом осуществляет полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории вышеуказанного кладбища. Меры по устранению допущенных нарушений не принимаются.

Само по себе заключение договора подряда на выполнение кадастровых работ не позволяет сделать вывод о надлежащем исполнении Гриневским сельским поселением <адрес> обязанностей по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, поскольку фактически каких-либо мероприятий по соблюдению законодательства в области погребения и похоронного дела на момент рассмотрения дела проведено не было.

Указанное бездействие административного ответчика, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, о нарушении Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного земельного участка под кладбищем, отсутствию его на кадастровом учете, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем, расположенного по адресу: <адрес>.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

С учетом положении п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ и характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объем материальных и временных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для постановки на учет земельного участка под кладбищем, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенной обязанности, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В противном случае затягивание реального исполнения решения суда будет противоречить не только общим целям правосудия, но и нарушать права граждан, гарантированные Конституцией РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Гриневского сельского поселения <адрес> о понуждении к совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Гриневского сельского поселения <адрес> в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Гриневского сельского поселения <адрес> в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под кладбищем по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                   А.О. Хромин

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2а-392/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Погарского района Брянской области
Ответчики
Администрация Гриневского сельского поселения Погарского района Брянской области
Суд
Дятьковский городской суд Брянской области
Судья
Хромин Андрей Олегович
Дело на странице суда
diatkovsky.brj.sudrf.ru
01.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2017[Адм.] Судебное заседание
12.12.2017[Адм.] Судебное заседание
13.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее