Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Еткуль Челябинская область 09 августа 2021 года
Судья Еткульского районного суда Челябинской области Уренева О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Еткульского района Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Каратабанского сельского поселения Еткульского района Челябинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Еткульского района Челябинской области обратился в суд с иском к администрации Каратабанского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Каратабанского сельского поселения в части непринятия мер по обеспечению разработки и согласования проектов организации зоны санитарной охраны скважин №5825, расположенной по адресу: Челябинская область, Еткульский район, д. Новобаландино, ул. Степная, д. 2-а и обеспечению организации зон санитарной охраны скважин, в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозабора, о возложении обязанности в течении девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку и согласование проекта организации зоны санитарной охраны скважины №5825, расположенной по адресу: Челябинская область, Еткульский район, д. Новобаландино, ул. Степная, д. 2-а в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиН и обеспечить организацию зон санитарной охраны скважин в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозаборов.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Еткульского района при осуществлении надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования, соблюдением экологических прав граждан установлено, что питьевое водоснабжение населения Каратабанского сельского поселения надлежащим образом не организовано, полномочия по организации водоснабжения населения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, надлежащим образом не исполняются. Согласно информации от 21 июня 2021 года представленной территориальным отделом Роспотребнадзора в г. Коркино и г. Еманжелинске. Еткульском районе питьевое водоснабжение населения Каратабанского сельского поселения осуществляется с использованием подземных источников, проекты зон санитарной охраны которых не разработаны. Границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения не установлены. Водоснабжение Каратабанского сельского поселения осуществляется из разведочно-эксплуатационной скважины №5825, расположенной по адресу: Челябинская область, Еткульский район, д. Новобаландино, ул. Степная, д. 2-а. В связи с непринятием мер со стороны органа местного самоуправления Каратабанского сельского поселения по устройству зон санитарной охраны источников водоснабжения прокуратурой Еткульского района 18 мая 2021 года внесено представление на имя главы Каратабанского сельского поселения, однако до настоящего времени данное нарушение администрацией поселения не устранены. В ответ на представление администрация Каратабанского сельского поселения дала ответ, что отсутствуют денежные средства. Сложившаяся ситуация свидетельствует о возможности длительного сохранения негативной практики водоснабжения населения Каратабанского сельского поселения с нарушением законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Соглашением №116 от 30 декабря 2020 года «О приеме (передачи) осуществления части полномочий» администрацией Еткульского муниципального района передана администрации Каратабанского сельского поселения часть полномочий, в том числе в части организации в границах поселения электрического, теплового, газового и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что администрацией Каратабанского сельского поселения не исполняются полномочия по организации водоснабжения населения сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так как водоснабжение осуществляется из скважин в отсутствие проекта организации зон санитарной охраны водозабора. Иные варианты водоснабжения населенных пунктов не определены.
Прокурор Еткульского района Челябинской области в судебное заседание не явился. извещен, просит дело рассмотреть без его участия, согласен на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика администрации Каратабанского сельского поселения Еткульского района Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен, представил в суд отзыв, в котором указал, что согласен с заявленными исковыми требованиями, не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В связи с неявкой сторон, которая не признана судом обязательной, дело на основании п.7 ст.150, ст.292 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «о водоснабжении и водоотведении» забор воды из водного объектам и сброс суточных вод в водный объект регулируется водным законодательством. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, устанавливается законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ 2Об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно ст. 5, п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливается зона санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п.п. «б» п. 3, п. 13, Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года №94, охрана подземных водных объектов при добыче подземных вод, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятную органолептические свойства.
В соответствии с 1,3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 1,4 санитарных правил и норм «зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14 марта 2002 года №10 (далее-СанПиН), зона санитарной охраны организуется на всех водопроводах, в независимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
П. 1.5 СанПиН установлено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трёх поясов: первый пояс (строгого режима) включает территория расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначения - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из тёх поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Как следует из пункта 1,6, пункта 1,13 указанного СанПиН, организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка проекта, который должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего подлежит утверждению в установленном законом порядке.
Согласно п. 1.9 СанПиН принципиальное решение о возможности организации зоны санитарной охраны принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных организаций.
В силу п. 1.3 СанПиН соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи.
В ходе проверки установлено, что ответчиком не исполняются полномочия по организации водоснабжения населения сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так как водоснабжение осуществляется из скважин в отсутствие проекта организации зон санитарной охраны водозабора. Иные варианты водоснабжения населенных пунктов не определены.
Из материалов дела следует, что на территории Каратабанского сельского поселения Еткульского района расположена разведочно-эксплуатационная скважина №5825, по адресу: Челябинская область, Еткульский район, д. Новобаландино, ул. Степная, д. 2-а. Паспорт безопасности на объекты -источники питьевого водоснабжения отсутствует, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения сельского поселения на сегодняшний день не установлены.
Бездействие административного ответчика в решении указанных вопросов не обеспечивает в полной мере охрану источников питьевого водоснабжения от вредных воздействий, загрязнений, ведет к нарушению прав жителей сельского поселения и других граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании ст. 187 КАС РФ для устранения нарушений законодательства суд считает необходимым установить ответчику предельный срок в течении девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения в полном объеме указанных требований прокурора, учитывая, что бездействие администрации Каратабанского сельского поселения в части непринятия мер по обеспечению разработки и согласования проектов организации зоны санитарной охраны скважин №5825, расположенной по адресу: Челябинская область, Еткульский район, д. Новобаландино, ул. Степная, д. 2-а и обеспечению организации зон санитарной охраны скважин, в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозабора, в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиН влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Еткульского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каратабанского сельского поселения Еткульского района Челябинской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Каратабанского сельского поселения в части непринятия мер по обеспечению разработки и согласования проекта организации зоны санитарной охраны скважины №5825, расположенной по адресу: Челябинская область, Еткульский район, д. Новобаландино, ул. Степная, д. 2-а и обеспечению организации зоны санитарной охраны скважины в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозабора.
Возложить на администрацию Каратабанского сельского поселения обязанность в течении девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку и согласование проекта организации зоны санитарной охраны скважины №5825, расположенной по адресу: Челябинская область, Еткульский район, д. Новобаландино, ул. Степная, д. 2-а в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиН и обеспечить организацию зоны санитарной охраны скважины в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозаборов.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Еткульский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: О.В.Уренева