Р Е Ш Е Н И Е № 2-2468/2021
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24RS0028-01-2020-001091-44
23 ноября 2021 года г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Посновой Л.А.
при секретаре Возмищевой И.Ю.
с участием:
представителя ответчика Щукиной Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцеву И.В. к КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» о признании в качестве безработной, взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда, судебных расходов
у с т а н о в и л :
Кудрявцева И.В. обратилась в суд с иском (в уточненной редакции от 30.08.2021, 25.10.2021) к КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» о признании в качестве безработной, взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда, судебных расходов, мотивируя тем, что в феврале 2019 года она обратилась в отдел занятости населения по Свердловскому району г. Красноярска с заявлением о постановке на учет в качестве безработной с предоставлением подтверждающих документов, однако, в постановке на учет ей было отказано по причине не предоставления справки о среднем заработке по последнему месту работы. Не соглашаясь с данным решением истица, указывает на то, что органы занятости обязаны признавать граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными без справки, в связи с чем, просит суд возложить на ответчика обязанности: признать и восстановить статус безработного с февраля 2019 года, взыскать с ответчика минимальное пособие по безработице за период с 20.02.2019 по 05.02.2020 в размере 21 450 рублей, обязать ответчика оказать материальную помощь в виде денежных выплат в размере 142 582 рубля, взыскать компенсацию морального вреда в размере в размере 120 000 рублей, а также просит взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 3000 рублей, в подтверждение чего, последней предоставлены чеки.
В судебное заседание истица Кудрявцева И.В. не явилась. О времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Ранее в поданных заявлениях просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы, надлежащим образом, уведомленной о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика – КГКУ «Центр занятости населения города Красноярка» Щукина Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что Кудрявцева И.В. при обращении 23.05.2019 с заявлением о поиске подходящей работы, не была предоставлена справка о среднем заработке за последние три месяца работы. При этом, как следует из решения Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 03.09.2019 Кудрявцева И.В. к работодателю ООО «Ренессанс» за выдачей ей справки о среднем заработке не обращалась. Полагает, что отсутствуют правовые основания для принятия решения о признании Кудрявцевой И.В. безработной.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения; нормы закона далее приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения Д. 18 декабря 2015 г. в центр занятости населения).
В ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в ст. 2 названного закона (то есть занятые граждане).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.
В п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы).
В соответствии с п. 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый п. 7 Правил регистрации безработных граждан).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (п. 9 Правил регистрации безработных граждан).
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (п. 10 Правил регистрации безработных граждан).
Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (п. 11 Правил регистрации безработных граждан).
В судебном заседании, в том числе из решения Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 03.09.2019 (2-2886/2019), установлено, что Кудрявцева И.В. с 29.01.2019 по 18.02.2019 работала в ООО «Ренессанс» в должности инженера производственно-технического отдела, уволена 18.02.2019 на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию). Стаж по последнему месту работы ООО «Ренессанс» составил 21 день, общий стаж 1 год 3 месяца.
Из личного дела Кудрявцевой И.В., предоставленного в материалы дела КГКУ "Центр занятости населения города Красноярска" следует, что 23.05.2019 Кудрявцева И.В. обратилась в отдел занятости населения по Свердловскому району КГКУ "Центр занятости населения города Красноярска" с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поисках подходящей работы, предоставив при этом паспорт, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, трудовую книжку, диплом о высшем образовании (т. 1 л.д. 55-58).
С 23.05.2019 Кудрявцева И.В. поставлена на регистрационный учет с целью поиска подходящей работы. Однако, решение о признании Кудрявцевой И.В. безработной или об отказе в признании ее безработной КГКУ "Центр занятости населения города Красноярска" не было принято.
23.12.2019 КГКУ "Центр занятости населения города Красноярска" направило в адрес Кудрявцевой И.В. письмо, из которого следует, что решение о признании Кудрявцевой И.В. безработной и назначении пособия по безработице не принято по причине не предоставления последней справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (т. 1 л.д. 6).
Разрешая требование истицы о признании ее в качестве безработной, взыскания пособия по безработице, суд исходит из того, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 октября 2015 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского", само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ст. 37 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (абзац второй п. 3 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, среди которых - справка о его среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Представление гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы связано с необходимостью подбора ему подходящей работы, определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости. Вместе с тем обязательная форма такой справки, равно как и обязательные требования к сведениям, содержащимся в такой справке, законом не установлены, а приведенный в п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения исчерпывающий перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Таким образом, истребование от гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, документов, при представлении которых он должен быть признан безработным, может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.
При указанных обстоятельствах, не предоставление Кудрявцевой И.В., зарегистрированной органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки с последнего места работы для подтверждения ее среднего заработка за последние 3 месяца, при соблюдении ею иных условий, установленных законодательством о занятости населения, не может служить безусловным основанием для отказа в признании ее безработной и лишения её права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.
С учетом изложенного, суд полагает, что требование истицы о признании ее безработной подлежит удовлетворению. Вместе с тем, учитывая, что обращение истицы в КГКУ "Центр занятости населения города Красноярска" имело место 23.05.2019, что подтверждается личным заявлением Кудрявцевой И.В., а не 19.02.2019, как было заявлено истицей, то она подлежит признанию безработной с момента обращения в КГКУ "Центр занятости населения города Красноярска", а именно с 23.05.2019.
Разрешая требование истицы о выплате ей минимального пособия по безработице, суд полагает данное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению за период с 23.05.2019 по 05.02.2020 (дату, указанную истицей в исковом заявлении).
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона о занятости населения.
Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год" минимальная величина пособия по безработице определена в размере 1500 рублей. Такой же размер пособия по безработице установлен и на 2020 год.
В соответствии со статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Совет Министров Союза ССР постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 утвердил к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, районный коэффициент 1,20.
Таким образом, пособие по безработице Кудрявцевой И.В. следует исчислять исходя из минимального размера пособия в размере 1500 рублей х 1,2 районный коэффициент, что составляет 1800 рублей в месяц.
Сумма, по выплате минимального пособия, за период с 23.05.2019 по 05.02.2020, составляет 15 232,92 рубля, согласно следующему расчёту:
9 дней мая 2019 года (с 23.05.2019 по 31.05.2019) х 58,06 руб. (1800/31) = 522,58 руб.
с июня 2019 года по январь 2020 года - 8 мес. х 1800 = 14 400 руб.
5 дней февраля 2020 х 62,06 руб. (1800/29) = 310,34 руб.
522,58 руб. + 14 400 руб. + 310,34 руб. = 15 232,92 рубля.
Учитывая, что решением Кировского районного суда г.Красноярска от 02.09.2020 года в удовлетворении заявленных требований Кудрявцевой И.В. о признании в качестве безработной, восстановлении статуса безработной, взыскании пособия по безработице, материальной помощи истице было отказано в полном объеме, а определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 июня 2021 года решение в части отказа в удовлетворении требования о признании безработной, взыскания пособия по безработице было отменено и направлено на новое рассмотрение, требование Кудрявцевой И.В. о взыскании с КГКУ «Центр занятости населения города Красноярка» материальной помощи в виде денежных выплат в размере 142 582 рубля, разрешению не подлежит, поскольку по нему уже имеется вступившее в законную силу решение суда от 02.09.2020.
Разрешая требование истицы о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Статьей 153 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании пункта 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что право истицы Кудрявцевой И.В. на получение ею пособия по безработице было нарушено, она имеет право на компенсацию морального вреда в силу вышеприведенных норм закона.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, а также степень нравственных страданий истицы, которая была лишена гарантированной ей выплаты пособия по безработице длительное время, и полагает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Кроме этого, в силу ст. 98 ГПК РФ, с учетом удовлетворения требований истицы, она имеет право на взыскание понесенных ею судебных расходов, однако, частично, в размере 310 рублей, а не в размере заявленных 3000 рублей. При этом суд учитывает предоставленные истицей чеки о понесенных расходах на отправку корреспонденции, ксерокопирование материалов, которые относятся к рассматриваемому делу (на сумму 54 рубля, 66 рублей, 8 рублей, 12 рублей, 60 рублей, 12 рублей, 36 рублей, 62 рубля), иные предоставленные истицей чеки отношения к рассматриваемому спору не имеют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кудрявцеву И.В. удовлетворить частично.
Признать Кудрявцеву И.В. безработной с 23.05.2019.
Взыскать с КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» в пользу Кудрявцеву И.В. пособие по безработице в размере 15 232,92 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, судебные расходы в сумме 310 рублей, а всего 16 542,92 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А.Поснова