Дело № 2-922/23
УИД № 22RS0067-01-2023-000232-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2023 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фурсовой О.М.,
при секретаре Казанцевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Шмаковой Дарьи Александровны к КГБУЗ «Краевая клиническая больница», Министерству здравоохранения Алтайского края о признании бездействия незаконным, возмещении расходов, понесенных на приобретение лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шмакова Д.А. является инвалидом третьей группы, наблюдается в КГБУЗ «Городская больница № 3, г. Барнаул», КГБУЗ «Краевая клиническая больница» с определенными диагнозами, в числе которых: «Парциальный гипопитуаитаризм. Нормогонадотропный гипогонадизм. Генерализованный остеопороз, тяжелое течение вследствие гипогонадизма с компрессионными переломами Th5, Th20, перелом левой малоберцовой кости в 2013 году, повторный перелом малоберцовой кости в 2014 году, снижением МПК до 4,1 SD в L1-L4, до -3,2 SD в шейке левого бедра».
В связи с имеющимися заболеваниями, с целью дообследования и подбора тактики дальнейшего лечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шмакова Д.А. находилась на лечении в ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России. По результатам проведенного обследования пациентке рекомендована терапия лекарственным препаратом «Терипаратид» ( Форестео).
ДД.ММ.ГГГГ Шмаковой Д.А. установлена инвалидность 3 группы, в связи с чем, с указанного периода она имеет право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание врачебной комиссии медицинской организации, на котором принято решение о необходимости обеспечения Шмаковой Д.А. лекарственным препаратом «Терипаратид» («Форстео»).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Алтайского края по результатам рассмотрения ходатайства КГБУЗ «Городская больница №3, г. Барнаул» принято решение о целесообразности обеспечения Шмаковой Д.А. указанным лекарственным препаратом.
Вместе с тем, несмотря на наличие рекомендаций медицинских организаций о необходимости незамедлительного применения терапии препаратом «Терипаратид» («Форстео»), Шмакова Д.А. обеспечена им только ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку, Шмакова Д.А. не была обеспечена льготным лекарственным препаратом, она вынуждена была ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ приобрести его за счет собственных средств (Форстео — раствор 250 мкг/2,4 мл – на сумму 20 607 руб., Форстео 250 мкг/мл 2,4 на сумму 18 581 руб.), на общую сумму 39 188 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Октябрьского района г. Барнаула обратился в суд в интересах Шмаковой Д.А. с исковым заявлением, в котором просил взыскать в пользу Шмаковой Д.А. расходы, понесенные ею на приобретение лекарственного препарата «Терипаратид» («Форстео») в сумме 39188 руб., как убытки, причиненные бездействием ответчиков КГБУЗ «Городская больница № 3, г. Барнаул», КГБУЗ «Краевая клиническая больница», Министерство здравоохранения Алтайского края.
В ходе рассмотрения дела, процессуальным истцом неоднократно уточнялись исковые требования, в качестве соответчика к участию в деле привлечено КГБУЗ «Краевая клиническая больница», в качестве третьего лица КГБУЗ «Городская больница № 3, г. Барнаул».
В окончательной редакции, с учетом уточнения исковых требований, процессуальный истец просит: признать бездействие Министерства здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Краевая клиническая больница» по обеспечению Шмаковой Д.А. лекарственным препаратом «Терипаратид» («Форстео»)» незаконным; взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края расходы, понесенные Шмаковой Дарьей Александровной на приобретение лекарственного препарата «Териапратида» (Форстео) в сумме 39 188 рублей; взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей; взыскать с КГБУЗ «Краевая клиническая больница» компенсацию морального вреда в размере 9000 рублей.
В судебном заседании материальный истец Шмакова Д.А. на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме по вышеизложенным доводам.
Процессуальный истец в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края – Еремеев В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на необоснованность.
Представитель ответчика КГБУЗ «Краевая клиническая больница» - Скачков Д.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица КГБУЗ «Городская больница № 3, г. Барнаул»- Масликова Г.Д. в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав материального и процессуального истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствие со статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (вступил в силу с 1 января 2013 года); предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 11 Указанного Федерального закона предусмотрено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу пункта 3 статьи 80 указанного Федерального закона, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
На основании пункта 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (подпункт 1 пункта 1 статьи 6.2).
Согласно абзацу 8 пункта 2.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 №151, Министерство осуществляет льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.5. указанного Положения, финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах сумм, предусмотренных законом о бюджете Алтайского края на соответствующий год. Финансирование переданных Российской Федерацией полномочий в сфере охраны здоровья Министерству осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пункт 1), организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (пункт 7), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона (пункт 10).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций" в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2497 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится обеспечение лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Статьей 29 Закона N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Алтайского края утверждена «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 г.г.». Названная программа предусматривает осуществление финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с указанной Территориальной программой, обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной помощи (по рецептам врача) включает в себя оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шмакова Д.А. является инвалидом третьей группы, наблюдается в КГБУЗ «Городская больница № 3, г. Барнаул»,с определенными диагнозами, в числе которых: «Парциальный гипопитуаитариз. Нормогонадотропный гипогонадизм. Генерализованный остеопороз, тяжелое течение вследствие гипогонадизма с компрессионными переломами Th5, ThlO, перелом левой малоберцовой кости в 2013 году, повторный перелом левой малоберцовой кости в 2014 году, снижением МПК до - 4,1 SD в L1-L4, до -3,2 SD в шейке левого бедра».
В связи с имеющимися заболеваниями, с целью дообследования и подбора тактики дальнейшего лечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шмакова Д.А. находилась на лечении в ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России. По результатам проведенного обследования пациентке рекомендована терапия лекарственным препаратом «Терипарати » ( Форестео).
ДД.ММ.ГГГГ Шмаковой Д.А. установлена инвалидность 3 группы, в связи с чем, с указанного периода она имеет право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
ДД.ММ.ГГГГ Шмакова Д. обратилась в КГБУЗ «Горбольница №3, г. Барнаул» для обеспечения льготным рецептом на лекарственный препарат «Терипаратид» ( Форестео).
Согласно приказа МЗАК №397 от 09.09.20г. «Об организации обеспечения граждан лекарственными препаратами» (в ред. от 15.09.2021г. №495) 22.08.2022г. проведена врачебная комиссия по вопросу направления Шмаковой Д.А. в МО 3 уровня для определения тактики ведения и обеспечения лекарственным препаратом «Терипаратид» (Форестео), документы направлены в КГБУЗ «Краевая клиническая Больница».
В адрес КГБУЗ Краевая клиническая больница (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ) как медицинской организации 3 уровня, поступил протокол заседания врачебной комиссии КГБУЗ «Городская больница № 3, г. Барнаул» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ (вх.№) КГБУЗ «Горбольница №3, г. Барнаул» получен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. о проведении врачебного консилиума КГБУЗ «Краевая клиническая больница», с решением: Шмаковой Д.А. показана терапия лекарственным препаратом Терипаратид 20 мкг подкожно 1 раз в день утром в течение двух лет непрерывно.
ДД.ММ.ГГГГ. проведена врачебная комиссия КГБУЗ «Горбольница № 3, г. Барнаул» по вопросу оформления ходатайства в Министерство здравоохранения Алтайского края для обеспечения жизненно важным лекарственным препаратом Терипаратид Шмаковой Д.А., согласно приказа Министерства здравоохранения Алтайского края №397 от 09.09.20г. «Об организации обеспечения граждан лекарственными препаратами» (в ред. от 15.09.2021г. №495), потребность на 2 года. - Терипаратид, раствор для подкожного введения, 250 мкг/мл, 2,4 мл картридж в шприц- ручке, №.
КГБУЗ «Горбольница № 3, г. Барнаул» оформлено ходатайство в Министерство здравоохранения Алтайского края на получение препарата «Терипаратид» Шмаковой Д.А. в Государственной информационной системе «Льготное лекарственное обеспечение».
ДД.ММ.ГГГГ ходатайство одобрено Министерством здравоохранения Алтайского края.
ДД.ММ.ГГГГ проведена комиссия Министерством здравоохранения Алтайского края, согласно которой начальнику отдела лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности поручено организовать закуп лекарственного препарата «Терипаратид» для обеспечения пациентки Шмаковой Д.А. в 2023 году.
Министерством здравоохранения Алтайского края в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», организованы закупочные процедуры, сделаны запросы коммерческих предложений.
Сформирована заявка (опубликована ДД.ММ.ГГГГ), по итогам закупочной процедуры заключен государственный контрил № от ДД.ММ.ГГГГ, поставка в январе 2023 г.
Шмакова Д.А., по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ получила лекарственный препарат «Терипаратид» («Форстео») в количестве 1 упаковка, по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ получена 1 упаковка. В настоящее время запас указанного лекарственного препарата сформирован, в наличии имеется.
Согласно ответа АКГУП «Аптеки Алтая», Шмакова Дарья Александровна ДД.ММ.ГГГГ года рождения является льготополучателем за счет средств федерального бюджета.
Лекарственный препарат «МНН: Терипаратид» отсутствовал на льготном складе АКГУП «Аптеки Алтая» на указанный в запросе период с 22.10.2022г. по 14.12.2022г.
В аптеках, осуществляющих отпуск по льготным рецептам, на указанный в запросе период, лекарственный препарат «МНН: Терипаратид» отсутствовал.
АКГУП «Аптеки Алтая» является фармацевтической организацией, осуществляющей услугу по логистике в части льготного лекарственного обеспечения, согласно Государственного Контракта № от ДД.ММ.ГГГГ., производит получение, хранение и отгрузку медикаментов но распоряжениям, полученным от Министерства здравоохранения Алтайского края.
Из представленных истцом Шмаковой Д.А. платежных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она приобрела за счет собственных средств (Форстео — раствор 250 мкг/2,4 мл – на сумму 20 607 руб., Форстео 250 мкг/мл 2,4 на сумму 18 581 руб.), что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20670руб. и кассовым чеком № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 18579руб. 30 коп., всего на общую сумму 39186 руб. 30 коп.
Материалы дела не содержат доказательств того обстоятельства, в виду отсутствия на льготном складе АКГУП «Аптеки Алтая» в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ., и постановке АКГУП «Аптеки Алтая» рецепта на отсроченное обслуживание, какой-либо альтернативный лекарственный препарат был предложен учреждением, в то время как истцу Шмаковой Д.А. показана терапия лекарственным препаратом Терипаратид 20 мкг подкожно 1 раз в день утром в течение двух лет непрерывно, и она не была им обеспечена за счет средств бюджета. При указанных обстоятельствах, учитывая установленную периодичность приема лекарственного препарата, суд усматривает нарушения прав материального истца Шмаковой Д.А. на получение медицинской помощи и обеспечения лекарственными препаратами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации указано возмещение убытков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Отсутствие либо недостаточность таких медицинских изделий в данном случае могло негативно отразиться на состоянии здоровья Шмаковой Д.А., что нарушает её права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Указу Губернатора Алтайского края от 5 декабря 2016 года № 151 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края» Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности (п. 1.1 положения).
Таким образом, Министерство здравоохранения Алтайского края, в силу действующего законодательства исходя из объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, потребности и наличия медицинский показаний обязано решать вопрос обеспечения лекарственными препаратами. Вместе с тем, ответчик своевременно не обеспечил Шмакову Д.А. необходимым лекарственным препаратом, несмотря на проведенные аукционы и заключенные контракты, что привело к необходимости самостоятельного приобретения лекарственного препарата за счет собственных средств. В связи с вышеизложенным, расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата «Терипаратид» («Форстео») в сумме 39186 руб. 30 коп. подлежат возмещению материальному истцу Шмаковой Д.А. с Министерства здравоохранения Алтайского края (ОГРН №) за счет бюджета субъекта Российской Федерации - Алтайского края.
Соответственно отсутствуют правые основании для удовлетворения требований, заявленных к КГБУЗ «Краевая клиническая больница».
Вместе с тем, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования о признании бездействия незаконным являются излишне заявленными.
Разрешая заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В п. п. 1, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Статьей 1101 ГК РФ определено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (п. 2). Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 3).
В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Судом установлено, что бездействием ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края нарушено право материального истца на получение назначенного врачом лекарственного средства, что неразрывно связано с состоянием здоровья истца. Имевшие место опасения истца за возможное ухудшение состояние здоровья при наличии у материального истца Шмаковой Д.А. тяжелого заболевания, безусловно, не могли не причинить истцу нравственных страданий.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, степень нравственных страданий истца Шмаковой Д.А., а также степень вины ответчика, обстоятельства причинения вреда, учитывая требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей, который подлежит взысканию с ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу истца Шмаковой Д.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Шмаковой Дарьи Александровны к КГБУЗ «Краевая клиническая больница» о признании бездействия незаконным, возмещении расходов, понесенных на приобретение лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Шмаковой Дарьи Александровны к Министерству здравоохранения Алтайского края о признании бездействия незаконным, возмещении расходов, понесенных на приобретение лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края (ОГРН №) за счет бюджета субъекта Российской Федерации - Алтайского края в пользу Шмаковой Дарьи Александровны (паспорт № №), в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата 39 186 руб. 30 коп., а также в счет компенсации морального вреда - 3000 руб.
В остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.М. Фурсова